«Диана» — бронепалубный крейсер (крейсер 1-го ранга) Российского императорского флота. Зачислен в списки судов Балтийского флота 9 мая 1896 года. Заложен 4 июня 1897 года в эллинге Галерного острова в Санкт-Петербурге . Спущен на воду 12 октября 1899 года. Вступил в строй в 23 декабря 1901 года года. Исключен из списков флота 21 ноября 1925 года. После Русско-Японской войны получил прозвище— «Сонная богиня»
Строительство
В марте 1895 года в рамках кораблестроительной программы 1895 года началась работа над проектом бронепалубного крейсера для Тихого океана, пригодного для выполнения функций разведчика и борьбы с торговым судоходством противника на сравнительно небольшом удалении от баз. Проект был завершен к лету 1896 года, после чего на стапелях Галерного острова были заложены однотипные « Паллада » и «Диана», а немного позже на верфи Нового Адмиралтейства— третий крейсер серии, « Аврора ». Строителем «Дианы» был назначен младший судостроитель А.И.Мустафин.
Из-за опасения перегрузить корабли, на всех крейсерах уменьшили число и калибр орудий.
Во время испытаний в 1901—1902 году выяснилось, что оба первых крейсера не могут достичь проектной скорости, несмотря на превышение индикаторной мощности машин над проектной.
Конструкция
Крейсер «Диана» (а также однотипные «Паллада» и «Аврора») имел баковую надстройку и три палубы: верхнюю, батарейную и броневую карапасную. Внутреннее пространство трюма под бронепалубой делилось поперечными переборками на 13 отделений. Под батарейной палубой пространство разделено на четыре отсека: носовой (0-35 шп.), отсек котельных отделений (35-75 шп.), отсек машинных отделений (75-98 шп.) и кормовой.
Обшивка надводной части корпуса состояла из стальных листов толщиной от 10 до 13мм. Подводная часть корпуса обшита 1-мм медными листами на 102-мм подложке из тика . Штевни из бронзы. Длина внешних килей 39,2м.
Стальной настил палуб толщиной от 5 до 19мм, во внутренних помещениях покрыт линолеумом . Верхняя и баковая палубы покрыты тиковыми досками. Вокруг орудий верхней палубы, кнехтов и битенгов настелены дубовые доски.
Броневые плиты броневой палубы толщиной 38мм в горизонтальной части и 50,8-63,5мм на скосах, гласисы машинных люков— 25,4мм. Кожухи дымовых труб, шахты элеваторов, приводы систем управления над броневой палубой защищены 38-мм броневыми листами. Труба из боевой рубки в центральный пост— 89-мм листами. Барбет боевой рубки и лист, прикрывавший вход в рубку, толщиной 152мм. За кормовой рубкой поперек верхней палубы установлен защитный траверз из 16-мм стальных листов.
Энергетическая установка состояла из трех паровых трёхцилиндровых машин тройного расширения суммарной мощностью 11 610 л. с. в расчёте на скорость хода 20 узлов. Каждая машина имела свой холодильник, через который циркуляционным насосом прокачивалась забортная вода. Крейсер вооружен тремя трехлопастными бронзовыми винтами диаметром 4,09м. Правый и средний винты вращались влево, левый— вправо.
Паровые котлы системы Бельвиля размещались в трех котельных отделениях (по 8 котлов в носовом и кормовом, 6 в среднем). Над каждым из котельных отделений установлена дымовая труба диаметром 2,7м и высотой 27,4м (от колосниковых решеток).
Корабельные цистерны вмещали 332 тонны пресной воды для котлов и 135 тонн для бытовых нужд. Имелись две опреснительные установки системы Круга суммарной производительностью 60 тонн воды в сутки.
Уголь размещался в 24 угольных ямах, расположенных в два яруса между бортами у котельных отделений, а также в 8 запасных угольных ямах между броневой и батарейной палубами вдоль машинных отделений. Нормальный запас угля 810 тонн, полный 1070 тонн.
Оснащен паровой динамо-машиной постоянного тока мощностью 336 кВт, вырабатывавшей ток напряжением 105 В.
Электрический рулевой привод фирмы «Унион». Электрический привод руля дублировался паровым и ручным. Посты рулевого управления находились в ходовой и боевой рубках, центральном боевом посту, на кормовом мостике и в румпельном отделении.
Оснащен якорями системы Мартина. Шлюпочное вооружение включает в себя два паровых катера, один 18-весельный и один 16-весельный баркас, один 14-весельный и один 12-весельный гребной катер, два 6-весельных вельбота и два 6-весельных яла.
Жилые помещения рассчитаны на 570 человек экипажа и штаба флагмана соединения.
Несмотря на передовой уровень замысла крейсеров типа «Диана», они считались самыми ненадежными и малопригодными к боевому использованию крейсерами 1-го ранга. Причиной тому был ряд серьёзных ошибок, допущенных на этапах проектирования и строительства.
Вооружение
Артиллерийское вооружение крейсера состояло из восьми 152-мм орудий системы Канэ с длиной ствола 45 калибров, двадцати 75-мм орудий системы Канэ с длиной ствола 50 калибров, восьми одноствольных 37-мм орудий Гочкиса (на боевом марсе и мостиках) и двух десантных 63,5-мм пушек системы Барановского .
Скорострельность 152-мм орудий составляла 5 выстрелов в минуту при механизированной подаче и 2 выстрела при ручной подаче. Скорострельность 75-мм орудий составляла, соответственно, 10 и 4 выстрела в минуту.
Боезапас 152-мм орудий составлял 1414 выстрелов (бронебойные, фугасные и сегментные снаряды и пороховой заряд в гильзах). Боезапас к 75-мм орудиям составлял 6249 выстрелов (унитарные патроны с бронебойным снарядом). Боезапас 37-мм пушек составлял 3600 патронов, а пушек Барановского— 1440 патронов.
Системы управления артиллерийским огнём изготовлены на Петербургском электромеханическом заводе «Н.К.Гейслер и К°».
Крейсер вооружён тремя торпедными аппаратами: один надводный (в форштевне) и два подводных (бортовых) с общим боезапасом восемь 381-мм самодвижущихся мин Уайтхеда образца 1898 года. Тридцать пять сферических якорных мин заграждения.
Служба на флоте
Императорский флот
17 октября 1902 года крейсер «Диана» вышел из Кронштадта на Дальний Восток в составе эскадры под командованием контр-адмирала Э. А.Штакельберга .
8 апреля 1903 года крейсер прибыл в Нагасаки и поступил в распоряжение российского посланника в Корее А. И.Павлова .
24 апреля 1903 года прибыл в Порт-Артур , через несколько дней ушёл в Чемульпо , чтобы доставить туда Павлова.
Май 1903— Участвовал в учебных плаваниях эскадры.
1 июня 1903— Выведен в вооружённый резерв.
Сентябрь 1903— Участвовал в маневрах эскадры.
1 ноября 1903— Выведен в вооружённый резерв.
В ночь с 26 на 27 января 1904 года находился на дежурстве на внешнем рейде Порт-Артура.
28 июля 1904 года участвовал в бою в Жёлтом море , ушёл в Сайгон , где 11 августа был интернирован местными властями до 7 декабря.
В 1906 году крейсер прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов с заменой водогрейных трубок в котлах на Балтийском судостроительном заводе, после чего вошёл в состав Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота.
С 9 октября по 16 декабря 1907 года состоял в Гвардейском экипаже.
В 1907—1909 перевооружён (количество 152-мм орудий доведено до десяти).
В 1912—1914 году прошёл капитальный ремонт на Балтийском судостроительном заводе (установлены новые котлы, перебраны главные механизмы, установлены десять 130/55 орудий образца 1913 года с соответствующей переделкой артпогребов механизмов подачи.
С осени 1914 года в составе 2-й бригады крейсеров Балтийского моря участвовал в операциях на коммуникации противника, нес дозорную службу, прикрывал действия легких сил Балтийского флота.
В 1916 году участвовал в обороне Рижского залива .
16 июня отряд в составе «Громобоя», «Дианы» и пяти эсминцев получил задачу затруднить транспортное сообщение противника в Норчепингской бухте. В 2 ч 30 мин ночи отряд столкнулся с 8 миноносцами противника. После второго залпа русских крейсеров один из германских миноносцев выпустил в сторону русских кораблей две торпеды: одна пересекла их кильватерный строй между «Громобоем» и «Дианой», другая пошла прямо в корму «Дианы», что вынудило крейсер уклониться. После третьего залпа головной миноносец противника повернул вправо на 8 румбов и начал прикрывать дымовой завесой следующие за ним корабли. После четвертого залпа в надстройках второго миноносца заметили крупную вспышку то ли от взрыва, то ли от пожара, после чего германские корабли быстро скрылись за дымовой завесой. За время боя «Громобой» израсходовал 37 203-мм и 113 152-мм снарядов, а «Диана»— 103 130-мм.
3 марта 1917 года на «Диане», как и на других кораблях начались расправы над офицерами: матросы убили старшего офицера крейсера капитана 2 ранга Б.Н.Рыбкина и тяжело ранили старшего штурмана лейтенанта П.П.Любимова.
С 30 сентября по 6 октября 1917 года участвовал в Моонзундской операции .
Советский флот
Экипаж крейсера участвовал в Февральской революции .
7 ноября 1917 года вошёл в состав Красного Балтийского флота.
С 4 по 9 января 1918 года перешёл из Гельсингфорса в Кронштадт.
С мая 1918 года по 9 ноября 1922 года находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении. 130-мм орудия крейсера были сняты и отправлены в Астрахань для установки на вспомогательных крейсерах Астрахано-Каспийской военной флотилии.
1 июля 1922 года продан совместному советско-германскому акционерному обществу « Деруметалл » как металлолом. Осенью 1922 года был отбуксирован в Германию для разборки. 21 ноября 1925 года исключен из состава РККФ.
Командиры крейсера
- ???— Капитан 1-го ранга В.К.Залесский
- 15.02-11.05.1904— Капитан 1-го ранга Н.М.Иванов 2-й
- 11.05.1904-23.01.1906— Капитан 2-го ранга князь А.А.Ливен
- 1909— Вяткин
- 09.09.1911-08.06.1915— Капитан 1-го ранга Владимир Владимирович Шельтинг 1-й
- 29.06.1915-19.05.1917— Капитан 2-го ранга (с 06.12.1915 капитан 1-го ранга) Модест Васильевич Иванов 7-й
«Диана» |
---|
|
---|
Бронепалубный крейсер «Диана» на Малом Кронштадтском рейде
|
---|
Служба: | Россия |
---|
Класс и тип судна | Бронепалубный крейсер |
---|
Изготовитель | " Адмиралтейский завод ", Санкт-Петербург |
---|
Строительство начато | 4 июня 1897 года |
---|
Спущен на воду | 12 октября 1899 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 23 декабря 1901 года |
---|
Выведен из состава флота | 21 ноября 1925 года |
---|
Статус | Разделан на металл |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 6897 тонн |
---|
Длина | 126,8 м |
---|
Ширина | 16,8 м |
---|
Осадка | 6,6 м |
---|
Бронирование | Броневая палуба (38/63,5 мм), боевая рубка (152 мм) |
---|
Двигатели | 3 вертикальных паровых машины тройного расширения, 24 котла Бельвиля |
---|
Мощность | 12 200 л. с. (9 М Вт ) |
---|
Движитель | 3 |
---|
Скорость хода | 19 узлов (35,2 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 3700 морских миль |
---|
Экипаж | 19/540 |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 8 × 152-мм/45, 24 × 75-мм/50, 6 (+2 на катерах) × 37-мм/23, 2 × 63,5-мм/19 С 1915 года 10 × 130-мм, 4 × 75-мм |
---|
Минно-торпедное вооружение | 1 × 381-мм (надв.), 2 × 381-мм (подв.), 35 (с 1915года— 126) якорных мин заграждения |
---|
|
|