Дмитрий Фурманов — тип четырёхпалубных речных теплоходов , строившихся на верфи VEB Elbewerften Boizenburg/Roßlau в Бойценбурге ( ГДР — с октября 1990 года ФРГ ) в 1983—1992 годах, известный также как проект 302 , немецкое обозначение — BiFa 129М (нем. Binnenfahrgastschiff 129 Meter — пассажирское судно каботажного плавания длиной 129 метров) по имени головного судна I серии этого проекта.
История
Речные пассажирские суда этого проекта изготавливались с 1983 по 1992 год. Бывшая немецкая верфь VEB Elbewerften Boizenburg/Roßlau в городе Бойценбург (ГДР, с октября 1990 г. ФРГ ) строило суда своего собственного проекта, поскольку в Советском Союзе отсутствовали опыт и культура строительства подобных судов. Проект был утверждён Министерством речного флота в 1973 г. под названием проект 301, который был затем модифицирован в проект 302 и выпуск осуществлялся четырьмя сериями номера 1 — 6 (302 I); 8 — 21 (302 II); 22 — 23 (302M); 24 — 27 (302MK). Всего по заказам СССР было построено 27 теплоходов проекта 302, из них 2 теплохода проекта 302М, 4 теплохода проекта 302МК. Судно №28 (проектное название «Владимир Высоцкий») после развала СССР достроено не было, было разобрано и часть корпуса стала основой для самого большого в Европе тусовочного судна ( Party-ship ) Ocean Diva Original . Три теплохода проекта 302МК, построенные в 1991 году ("Аркадий Гайдар", "Константин Станюкович", "Александр Грин"), из-за неоплаты постройки заказчиком, т. е. СССР, были проданы в Китай и сейчас работают на реке Янцзы под именами Xian Na (en. Princess Sheena), Xian Ni (en. Princess Jeannie) и Xian Ting (en. Princess Elaine). Проекты 302М и 302МК отличаются от проекта 302 сильно сдвинутой вперед рулевой рубкой, отсутствием четырёхместных кают, увеличенным числом кают класса Люкс, наличием пассажирских кают на солнечной палубе и отсутствием панорамных окон в кинозале. Теплоходы проекта 302 эксплуатируются: в России — на Волге , Каме , Дону , реках и озерах Волго-Балтийского водного пути ; на Украине — на Днепре с выходом в Чёрное море вдоль побережья Крыма и в Китае на реке Янцзы.
Техническое оснащение
Отдельные суда отличаются в зависимости от варианта небольшими отклонениями в размерах, оснащены различными образцами двигателей и другими особенностями, обусловленными их применением. Причём с годами суда были модернизированы, перестроены и переоборудованы в соответствии с современными требованиями, причём число пассажирских мест резко сократилось, так как ставка делалась на комфорт и уют пассажиров. Суда оснащены приводом с тремя советскими дизельными реверсируемыми четырёхтактными главными двигателями 6ЧРН 36/45 (ЭГ70-5) с газотурбонаддувом.
На борту
Во время строительства суда были оборудованы одно- и двухкомнатными каютами, а также 1-, 2- и 3-х местными каютами, которые все были оснащены душевыми. К услугам пассажиров два ресторана и два салона.
По проекту был запланирован ресторан на 180 и второй ресторан на 80 мест. Кафе-бар с танцплощадкой на 79 мест, музыкальный салон — на 66, музыкальный салон с баром — на 75, салон для отдыха — на 28, универсальный кинозал — на 102, бар — на 75, солярий с лежаками — на 100 мест, а также парикмахерская, сувенирный киоск, библиотека, сауна, буфет, телефонная будка, медпункт, спортивный и массажный салон.
Речные круизные суда проекта 302, 302M, 302MK / BiFa129M (ГДР)
Переименование судов указано в скобках в хронологическом порядке, английская транслитерация по образцу и согласно Российскому морскому регистру судоходства:
Тип Дмитрий Фурманов |
---|
№ п/п | Название | Английская транслитерация |
---|
Проект 302 — Первая серия |
---|
1 | Дмитрий Фурманов | Dmitriy Furmanov | 2 | Академик Виктор Глушков (Академiк Вiктор Глушков, Академик Глушков, Игорь Стравинский) | Akademik Viktor Glushkov (Akademik Viktor Glushkov (ukr.), Akademik Glushkov, Igor Stravinskiy) | 3 | Новиков-Прибой (Сергей Дягилев) | Novikov-Priboy (Sergey Dyagilev) | 4 | Алексей Сурков (Викинг Хельги) | Aleksey Surkov (Viking Helgi) | 5 | Константин Симонов | Konstantin Simonov | 6 | Леонид Соболев | Leonid Sobolev | 7 | Михаил Шолохов | Mikhail Sholokhov | Проект 302 — Вторая серия |
---|
8 | Алексей Ватченко (Иван Бунин) | Aleksey Vatchenko (Ivan Bunin) | 9 | Юрий Андропов | Yuriy Andropov | 10 | Зосима Шашков | Zosima Shashkov | 11 | Генерал Ватутин (Генерал Ватутiн) | General Vatutin (укр. General Vatutin) | 12 | Русь | Rus | 13 | Ленин | Lenin | 14 | Сергей Киров (Викинг Трувор) | Sergey Kirov (Viking Truvor) | 15 | Маршал Рыбалко (Зiрка Днiпра) | Marshal Rybalko (Zirka Dnipra) | 16 | Маршал Кошевой (Сергей Рахманинов) | Marshal Koshevoy (Sergey Rakhmaninov) | 17 | Георгий Чичерин | Georgiy Chicherin | 18 | Леонид Красин | Leonid Krasin | 19 | Николай Бауман (Княжна Анастасия) | Nikolay Bauman (Knyazhna Anastasiya) | 20 | Генерал Лавриненков | General Lavrinenkov | 21 | Нарком Пахомов (Викинг Ингвар) | Narkom Pakhomov (Viking Ingvar) | Проект 302 — Третья серия |
---|
22 | Глеб Кржижановский | Gleb Krzhizhanovskiy | 23 | Максим Литвинов | Maksim Litvinov | Проект 302 — Четвёртая серия |
---|
24 | Тарас Шевченко (Т. Г. Шевченко) | Taras Shevchenko (T. G. Shevchenko) | 25 | Xian Ni (англ. вариант Princess Jeannie) (Константин Станюкович) | Xian Ni (англ. вариант Princess Jeannie) (Konstantin Stanyukovich) | 26 | Xian Na (англ. вариант Princess Sheena) (Аркадий Гайдар) | Xian Na (англ. вариант Princess Sheena) (Arkadiy Gaidar) | 27 | Xian Ting (англ. вариант Princess Elaine) (Александр Грин) | Xian Ting (англ. вариант Princess Elaine) (Aleksandr Grin) | 28 | планировался как Владимир Высоцкий , но построен как Ocean Diva Original | планировался как Vladimir Vysotskiy , но построен как Ocean Diva Original |
Теплоходы типа Дмитрий Фурманов |
---|
проект 302 , BiFa 129М
|
---|
|
---|
|
---|
Флаг | СССР (заказчик) |
---|
Класс и тип судна | пассажирские теплоходы туристского назначения класса М (лед) |
---|
Порт приписки | Порты России, Украины, Китая и Нидерландов |
---|
Изготовитель | VEB Elbewerften Boizenburg/Roßlau , Бойценбург , ГДР → Elbewerft Boizenburg GmbH , Бойценбург , ФРГ |
---|
Спущен на воду | 1983—1992 |
---|
Введен в эксплуатацию | Выпускались с 1983 по 1992 год |
---|
Статус | На ходу |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 5414 брт ; 5475 брт (Т. Г. Шевченко) |
---|
Длина | 129,10 м |
---|
Ширина | 16,7 м |
---|
Высота | 15,96 м |
---|
Осадка | 2,9 м |
---|
Двигатели | 3 дизельные реверсируемые четырёхтактные 6ЧРН 36/45 (ЭГ70-5) с газотурбонаддувом |
---|
Мощность | 3х736 кВт (1000 л. с.) |
---|
Движитель | 3 винта |
---|
Скорость хода | 25,5 км/ч |
---|
Экипаж | 98 |
---|
Пассажировместимость | 332 |
---|
|
|