Бронепалубный крейсер «Дон Карлуш I» ( порт. Dom Carlos I )— бронепалубный крейсер португальского флота . Принадлежал к так называемым «элсвикским» крейсерам, строившимся на экспорт британской компанией Sir W.G. Armstrong & Company . Был вариантом крейсера «Ёсино» , построенного «Армстронгом» для японского флота . В 1910 году был переименован в «Альмиранте Рейс» ( порт. Almirante Reis ). Считается самым знаменитым крейсером в истории португальского флота.
Проектирование
Программа строительства португальских ВМС, принятая 20 марта 1890 года , предполагала среди прочих, постройку 10 крейсеров. При это малые крейсера должны были оперировать в колониях , а крупные базироваться в Лиссабоне , защищая столицу , а также выполняя поручения на заморских театрах. В качестве образца для крупных крейсеров португальское военно-морское руководство видело экспортные крейсера «Армстронга», привлекавшие сочетанием высоких характеристик и умеренной цены .
Изначально планировалось заказать в Италии крейсер водоизмещением 3600 тонн по образцу «элсвикских», но морской министр Жасинту Кандиду да Сильва добился заказа крейсера непосредственно у британского производителя. Предполагалось построить корабль по образцу нашумевшего в военно-морских кругах японского крейсера «Ёсино», также произведённого «Армстронгом». Предварительный заказ Португалия сделала в январе 1896 года , а официальный договор был подписан в январе 1897 года , когда крейсер уже строился. Экипаж крейсера прибыл в Великобританию 21 июня 1899 года , а 8 июля 1899 года корабль поднял военно-морской флаг и вскоре ушёл в Португалию .
Конструкция
Конструкция «Дона Карлуша I» в целом повторяла «Ёсино», но с некоторыми особенностями. Так крейсер впервые в практике «Армстронга» получил водотрубные котлы , причём на тот момент это были самые мощные водотрубные котлы в мире, из числа установленных на корабле . Планировалось достичь скорости 20 узлов при мощности 8000 л.с. и 22 узлов при мощности 12 500 л.с. Фактически на испытаниях крейсер развил 20,64 узла при мощности 8000 л.с. и 22,18 узла при мощности 12 684 л.с. Нормальный запас угля был вдвое больше, чем у «Ёсино»— 700 тонн против 350 тонн, максимальный достигал 1000 тонн .
Служба
Как наиболее мощный и современный крейсер португальского флота, «Дон Карлуш I» активно привлекался для показательных миссий в других странах. В январе 1900 года королевская чета избрала крейсер в качестве своей яхты для визита на Мадейру . 9 апреля 1900 года «Дон Карлуш I» отправился в Бразилию , где представлял Португалию на торжествах в честь 400-летней годовщины открытия Южной Америки . В Рио-де-Жанейро его посетил президент Бразилии Кампус Салис . В августе 1900 года корабль посетил Ферроль , где на его борту побывала королевская семья Испании . В октябре 1900 года «Дон Карлуш I» доставил в Порту королевскую чету Португалии для открытия памятника Энрике Мореплавателю .
«Дон Карлуш I» |
Dom Carlos I |
|
|
Служба: |
Португалия |
Класс и тип судна |
Бронепалубный крейсер |
Изготовитель |
Armstrong Whitworth |
Строительство начато |
3 декабря 1896 года |
Спущен на воду |
5 мая 1898 года |
Введен в эксплуатацию |
19 апреля 1899 года |
Выведен из состава флота |
1923 год |
Статус |
Сдан на слом |
Основные характеристики |
Водоизмещение |
4253 тонн |
Длина |
109,97 м |
Ширина |
14,2 м |
Осадка |
5,3 м |
Бронирование |
Палуба — 37…110 мм рубка — 102 мм |
Двигатели |
2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 12 паровых котлов |
Мощность |
12 500 л. с. |
Движитель |
2 |
Скорость хода |
22 узла |
Дальность плавания |
2700 миль на 15 узлах |
Экипаж |
305 человека |
Вооружение |
Артиллерия |
4 × 1 — 152-мм/45 8 × 1 — 120-мм/45 16 × 1 — 47-мм 2 × 1 — 37-мм |
Минно-торпедное вооружение |
5 × 1 - 356-мм ТА |
|
|