JРМ «Дубровник» ( серб. Jугословенска ратна морнарница «Дубровник» ), позднее «Премуда» ( итал. Premuda ) и TA-32 ( нем. Torpedoboot Ausland 32 — Миноносец иностранный 32 )— югославский, а позднее итальянский и немецкий эскадренный миноносец, который участвовал во Второй мировой войне .
Cлужба
В составе Королевских ВМС Югославии
Корабль был заложен 10 июня 1930года на стапеле судостроительного завода «Ярроу Шипбилдерз» в Глазго по заказу Югославии. Спущен на воду 12 октября 1931года , в мае 1932 года вошёл в состав военно-морских сил Югославии. По тем временам «Дубровник» считался одним из крупнейших эсминцев в мире. По просьбе югославских моряков на него установили максимально возможное количество тяжёлого вооружения, чтобы этот корабль мог вести равный бой с итальянскими кораблями. Артиллерийское вооружение корабля (140- и 84-мм орудия главного калибра, а также 40-мм зенитные) поставляла чехословацкая фирма « Шкода ».
В октябре 1934 года «Дубровник» доставил в Марсель югославского короля Александра I . 9 октября 1934года король был застрелен в Марселе Владо Черноземским .
Незадолго до вторжения Германии экипаж корабля был приведён в полную боевую готовность, однако оказанное им сопротивление оккупантам не спасло Югославию от капитуляции. 17 апреля 1941года в гавани Котора «Дубровник» вместе с « Београдом » и « Любляной » был захвачен итальянцами.
В составе Королевских ВМС Италии
Итальяны отремонтировали трофейный эсминец и переименовали его в «Премуду». В январе 1942 года корабль включили в состав королевского флота. 84-мм орудия заменили на 37-мм зенитные, что сделало корабль более похожим на типичный итальянский эсминец, оснащённый тяжёлым зенитным вооружением. С февраля по июнь 1942 года «Премуда» охраняла конвои, шедшие из Северной Африки, и приняла участие в операции «Гарпун» , в ходе которой итальянцы перехватили английский конвой и уничтожили несколько британских боевых кораблей. В 1943 году корабль вошёл в порт Генуи, где встал на ремонт. Основное вооружение корабля теперь составляли 135-мм орудия L/45, 37-мм зенитные орудия L/54 и 20-мм пулемёты L/70, пару торпедных аппаратов демонтировали. 9 сентября 1943 года, когда итальянцы уже капитулировали и де-юре вышли из войны, немцы спешно захватили корабль, чтобы он не достался британцам.
В составе Кригсмарине
Изначально корабль был преобразован в лёгкий крейсер для борьбы с авиацией, для чего на корме ему установили радар «Фрейя» A1. Основное вооружение составляли универсальные орудия FlaK L/65 калибром 105мм, а торпедные аппараты вообще сняли. Летом 1944 года корабль вышел из дока, но к тому моменту превосходство союзников в воздухе уже было подавляющим, из-за чего ему вернули три торпедных аппарата и добавили ещё одно 105-мм орудие. Спешно были поставлены ещё два 20-мм орудия FlaK.
18 августа 1944года корабль получил условное обозначение TA-32 . Он нёс службу в составе 10-й флотилии миноносцев в Генуе и патрулировал Лигурийское море . 18 марта 1945года он столкнулся к северо-западу от Корсики с силами союзников: эсминцами « Метеор » и « Лукаут ». Они установили минное заграждение, чтобы воспрепятствовать прорыву немецких кораблей. На помощь TA-32 были отправлены эсминцы TA-24 («Артуро») и TA-29 («Эридано»). Оба эти корабля затонули, а сам TA-32 получил тяжёлые повреждения, но благодаря высокой скорости и под прикрытием густого дыма сумел отступить. В тот же день были уничтожены все остальные корабли из флотилии. 24 апреля 1945года немцы стали спешно разбирать корабль в Генуе, но в итоге решили просто его затопить. Только в марте 1950 года корабль подняли со дна и отбуксировали в Савону .
Дубровник Премуда TA-32 |
---|
Dubrovnik Premuda
Torpedoboot Ausland-32 |
---|
|
---|
Эсминец «Дубровник» в 1936 году
|
---|
Служба: | Югославия Италия Германия |
---|
Класс и тип судна | эскадренный миноносец |
---|
Порт приписки | Котор |
---|
Организация | Королевские военно-морские силы Югославии Королевские военно-морские силы Италии Кригсмарине |
---|
Изготовитель | Yarrow Shipbuilders |
---|
Строительство начато | 10 июня 1930 |
---|
Спущен на воду | 12 октября 1931 |
---|
Введен в эксплуатацию | май 1932 |
---|
Выведен из состава флота | 25 апреля 1945 |
---|
Статус | затонул |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1910 т (стандартное) 2800 т (полное) |
---|
Длина | 113 м |
---|
Ширина | 10,66 м |
---|
Осадка | 3,22 м |
---|
Двигатели | 3 котла, 2 паровых турбины Parsons |
---|
Движитель | 2 винта |
---|
Скорость хода | 37 узлов |
---|
Дальность плавания | 6600 морских миль (при 13 узлах) |
---|
Экипаж | 200 человек |
---|
Вооружение |
---|
Радиолокационное вооружение | Радар «Фрейя» A1 |
---|
Артиллерия | Югославия :
- 4 x 140-мм орудия
- 2 x 84-мм орудия
Италия :
Германия :
- 3 x 105-мм универсальные орудия L/65
|
---|
Зенитная артиллерия | Югославия :
Италия :
- 4 x 37-мм орудия L/54
- 4 x 20-мм пулемёты L/70
Германия :
- 4 x 105-мм универсальные орудия L/65
|
---|
Минно-торпедное вооружение | 6 торпедных аппаратов калибром 533мм, 40 морских мин |
---|
|