«Ермак» в гавани подходя к месту стоянки. 4 (15) марта 1899г. , Кронштадт. Из книги С.О.Макарова «Ермак во льдах», 1901г. Ермак — ледокол русского и советского флотов. Первый в мире ледокол арктического класса. Назван в честь русского исследователя Сибири — Ермака Тимофеевича .
Строительство
В ноябре 1897 года правительство выделяет деньги на постройку ледокола и комиссия во главе с адмиралом Макаровым приступает к разработке технических условий. В составе комиссии были Д.И.Менделеев , инженеры Н.И.Янковский и Р.И.Рунеберг , Ф.Ф.Врангель и другие.
Ледокол был заложен в Ньюкасле на стапелях английской фирмы Armstrong Whitworth в декабре 1897 года по заказу России. Это было первое в мире судно подобного класса, способное форсировать тяжелые льды двухметровой толщины. «Ермак» был спущен на воду на месяц позже контрактного срока и после заводских испытаний был принят в эксплуатацию.
Служба
19 февраля 1899 на корабле был поднят коммерческий флаг («Ермак» был причислен к министерству финансов и в состав военно-морского флота не входил). 21 февраля ледокол вышел на родину, в Финском заливе его ждал сплошной лёд (в ту зиму лёд в заливе был необычайно тяжёлым толщиной до метра). 1 марта достигли кромки льда. Некоторое время ледокол продвигался очень легко со скоростью 7 узлов, но в районе острова Гогланд корабль остановился: ледяное поле оказалось слишком тяжёлым, его пришлось обходить. 4 марта корабль прибыл в Кронштадт . Корабль встречали с особым торжеством: стечение людей, военный оркестр, высокий приём.
Ледокол «Ермак» у причала.
Но уже 9 марта ледокол ушёл на своё первое задание— пришло известие о затёртых в районе Ревеля 11 пароходах. Корабли были успешно вызволены и отконвоированы в порт. 4 апреля в два часа дня «Ермак», легко сломав невский лёд встал около Николаевского моста в столице империи.
29 мая 1899 года «Ермак» вновь вышел из Ньюкасла на север— в своё первое путешествие в Северный Ледовитый океан . Был достигнут Шпицберген , проверку прошли механизмы машины в тяжёлых условиях Заполярья. Выявленные недостатки были устранены в Англии в течение месяца (убран передний винт, укреплён корпус). 14 июня того же года «Ермак» снова вышел в полярное плаванье. Экипажем корабля во главе с С.О.Макаровым была проведена большая научная работа по изучению северных льдов, океанографии, фауне океана. Однажды, наткнувшись на торосы , корабль получил пробоину, которая была заделана, но корабль уже не мог продолжать интенсивных исследований и вернулся в Англию для ремонта.
Была создана комиссия по разбору причин инцидента, результатом работы которой стало решение о работе ледокола только в акватории Финского залива. Здесь в зиму 1899 — 1900 года «Ермак» успел спасти крейсер «Громобой» , который сел на мель и был затёрт льдами между Петербургом и Кронштадтом.
К лету 1900 года Макаров добился разрешение на проведение третьей арктической экспедиции, маршрут которой был до устья Енисея . После очередной модернизации ледокола 16 мая 1901 года «Ермак» вышел из Кронштадта навстречу полярным льдам. Но в районе Новой Земли корабль был затёрт во льдах и дрейфовал с 14 июля до 6 августа . Время было потеряно и Макаров принял решение изменить планы и обследовать Землю Франца-Иосифа . По итогам экспедиции 13 октября 1901 года министерство финансов распорядилось: «1) ограничить деятельность ледокола „Ермак" проводкой судов Балтийского моря и 2) передать ледокол в ведение Комитета по портовым делам с освобождением вице-адмирала Макарова от лежащих на нём обязанностей по отношению к опытным плаваниям во льдах…»
Принимал самое активное участие в спасение броненосца « Генерал-адмирал Апраксин », который сел на мель в районе острова Гогланд . Во время этой акции «Ермака» впервые в мире нашло применение изобретение русского ученого Александра Попова — радиотелеграф . Благодаря связи судовой радиостанции с береговой ( Котка ) была спасена группа унесённых на льдине рыбаков.
Во время русско-японской войны «Ермак», преодолев лед в Либавском порту , провёл эскадру контр-адмирала Небогатова на чистую воду, открыв ей путь на Дальний Восток. За первые 12 лет эксплуатации ледокол провёл во льдах свыше тысячи суток.
После окончания русско-японской войны Морской генеральный штаб (МГШ), образованный в апреле 1906 года в ходе реформы морского ведомства, начал разрабатывать планы действий флота на случай возникновения новых вооружённых конфликтов. Из-за неурегулированности отношений с Японией сразу после окончания войны, специалисты МГШ считали угрозу нового нападения со стороны Японии весьма вероятной, поэтому активно занимались разработкой планов перегруппировки российских ВМС из Балтийского моря на Дальний Восток в условиях открытия боевых действий. В качестве одного из главных маршрутов был определён Северный морской путь (ранее назывался «Северо-восточный путь»), для рекогносцировки которого планировалось отослать в 1909 году ледокол «Ермак» с задачей пройти из Балтийского моря до Берингова пролива за одну навигацию. Позднее по данному маршруту была отправлена Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на ледокольных транспортах « Таймыр » и « Вайгач » под руководством Б.А.Вилькицкого .
Первая мировая война
14 ноября 1914 года ледокол был зачислен в состав Балтийского флота и продолжал осуществлять проводку кораблей и судов в Финском заливе. Когда в феврале 1918 года германские войска подошли к Ревелю, ледокол вывел из порта все способные двигаться корабли и привел их в Гельсингфорс . Вскоре в походе из Гельсингфорса в Кронштадт «Ермак» вместе с другими ледоколами провел 211 боевых кораблей, вспомогательных и торговых судов через Финский залив . Руководитель похода и одновременно наморси Балтийского флота— каперанг Щастный тем самым спас всё боевое ядро Балтийского флота. За участие в «ледовом походе» «Ермак» был награждён почётным революционным Красным знаменем ВЦИК. Щастный расстрелян.
После этого ледокол вернулся к мирной службе и в 1920 — 1930 годах обеспечивал перевозки грузов на Балтике , в Арктике и Белом море .
1938 год
Осенью 1937 года во льдах Арктики замёрз весь ледокольный флот.
В самом начале 1938 года после выполнения краткосрочного ремонта ледокол вышел из Ленинграда в Гренландское море за папанинцами под командованием капитана Михаила Яковлевича Сорокина . Встретив во льдах суда «Мурман» и « Таймыр », взял у них снятых со льдины участников станции « Северный полюс-1 » и доставил их в Ленинград. Ранней весной ещё до начала арктической навигации ледокол пробился к Земле Франца-Иосифа и освободил из ледяного плена корабли « Русанов », «Пролетарий» и «Рошаль». В начале июля ледокол уже был у Диксона, доставив уголь зимовавшим там лесовозам, и помог выбраться им на чистую воду. 6 августа пробился к каравану ледокола « Литке » (зимовавшему у о. Большевик). Вывел их к острову Русскому . Вышел через пролив Вилькицкого в море Лаптевых и оказал помощь ледоколу «Красин» по выводу изо льдов каравана «Ленин».
За два месяца прошёл всю Арктику с запада на восток.
20 августа лег курсом к зимовавшим « Малыгину », « Садко » и « Г. Седову ». Утром 28 августа подошёл к судам этого каравана. В 20.30, взяв на буксир «Г. Седова» «Ермак» устремился к югу, но уже через 2 часа отдав буксир, вместе с « Малыгиным » ушёл на ледовую разведку, где вскоре потерял левый винт с частью вала. В 6.30 29 августа стал бортом к «Г. Седову» и перегрузил ему продовольствие и уголь для следующей зимовки. В 3.30 30 августа «Ермак», « Малыгин » и « Садко » отправились на юг.
Великая Отечественная война
4 октября 1941 года «Ермак» вновь был мобилизован . На него установили два 102-мм, четыре 76-мм орудия, четыре 45-мм зенитных орудия, четыре пулемёта. Он участвовал в эвакуации гарнизона полуострова Ханко и островов Финского залива , проводил корабли для обстрела позиций врага, выводил на боевые позиции подводные лодки.
В июне 1944 г. ледокол был разоружён и возвращён Главному управлению Северного морского пути.
Послевоенные годы
26 марта 1949 года в связи с полувековым юбилеем «Ермак» был награждён орденом Ленина (за боевую деятельность в годы Великой Отечественной войны и освоении Северного морского пути.
В 1955 году в июле-сентябре провел по Северному морскому пути караван кораблей во главе с крейсером «Адмирал Сенявин» (в состав каравана входили крейсер «Дмитрий Пожарский» , 10 подводных лодок и около 15 гражданских судов).
В 1963 году ледокол был списан, попытки сохранить его как памятник-музей успеха не имели и в следующем году он пошёл на слом.
Ермак |
---|
|
---|
|
---|
Флаг | Российская империя РСФСР СССР |
---|
Класс и тип судна | Ледокол |
---|
Изготовитель | Armstrong Whitworth |
---|
Спущен на воду | 17 октября 1898 |
---|
Введен в эксплуатацию | 1899 |
---|
Выведен из состава флота | 1963 |
---|
Статус | затоплен 17 декабря 1965 |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 8 730 т |
---|
Длина | 97,5 м |
---|
Ширина | 21,6 м |
---|
Осадка | 7,3 м |
---|
Двигатели | паровые машины 9 000 л.с. |
---|
Скорость хода | 12 узлов |
---|
Автономность плавания | 4 400 миль |
---|
Экипаж | 102 человека |
---|
|
|