«Га́нгут» (с 1925 года «Октя́брьская револю́ция» )— линкор русского и советского флота, последний (по дате закладки и дате спуска на воду) из четырёх дредноутов балтийской серии типа «Севастополь» .
Линкор-дредноут «Гангут» стал четвёртым кораблём русского флота, названным в честь победы в Гангутском сражении .
История
Заложен 16 июня 1909 года (3 июня, по старому стилю) на Адмиралтейском заводе , в один день с однотипным линкором «Полтава» . 24 сентября 1911 года спущен на воду, в 1914 достроен, прошёл ходовые и приёмные испытания, в конце декабря, был зачислен в состав действующего флота, перешёл в Гельсингфорс , где был включён в состав 1-й бригады линейных кораблей Балтийского флота.
Принимал участие в Первой мировой войне . 11 ноября 1915 года линкорами «Гангут» и «Петропавловск» под прикрытием крейсеров 1-й бригады было поставлено минное заграждение из 550 мин южнее острова Готланд . 25 ноября на минах этого заграждения подорвался немецкий крейсер «Данциг». Совершив три боевых похода во второй половине 1915 года на обеспечение минных постановок в Балтийском море , «Гангут» весь остальной период Первой мировой войны простоял в Гельсингфорсе .
19 октября 1915 года на стоящем на гельсингфорсском рейде «Гангуте» произошло возмущение нижних чинов команды. Вечером матросы отказалась от ужина, а затем потребовали убрать с корабля старшего офицера барона Э.Э.Фиттингофа. При попытке захватить оружие, были остановлены офицерами. Командир «Гангута» капитан 1-го ранга А.Кедров с трудом удержал матросов от выступления, пообещав разобраться в их требованиях, главными из которых были улучшение питания и выдворение с корабля офицеров немецкого происхождения. 20 октября на «Гангут» прибыл командующий Балтийским флотом адмирал Канин . Началось расследование, работу следственной возглавил адмирал А. Небольсин . Всего было арестовано 95 матросов, 34 из них привлечены к суду. 26 матросов были приговорены к каторжным работам на срок от 4 до 15 лет, 8 матросов судом были оправданы.
Возмущение рядовых матросов явилось реакцией на пассивность могучего корабля, в условиях военного времени. До этого, офицерский состав, томясь от безделия, допустил излишнюю подозрительность и необоснованные придирки к рядовому составу, с явно выраженной политической мотивацией, на предмет выявления неблагонадёжных матросов. На корабле проводили агитационную пропаганду представители различных политических партий, распространяя листовки, в которых, в частности сообщалось, что новейшие линкоры, простаивают под влиянием флотских офицеров немецкого происхождения. В условиях бездействия в военное время, нарастало эмоционально-психологическое напряжение в отношениях между командным и рядовым составом корабля. В итоге, для эмоциональной разрядки, послужил смехотворный повод. После выполнения физически тяжёлой, авральной, работы по погрузке на корабль угля, вместо традиционно полагающегося после выполнения такой работы макаронов с мясом («макароны по флотски»), рядовому составу была предложена гречневая каша. Реакция матросов была молниеносной. Вопрос: Кто распорядился приготовить кашу, вместо макаронов по флотски? Ситуация была явно спровоцирована. О чём думал адмирал Небольсин, расставляя акценты в итогах работы следственной комиссии??? Ясно одно, эти акценты были расставлены неверно, как минимум с психологической точки зрения.
С 12 по 17 марта 1918 года, в составе первого отряда кораблей, совершил ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт .
В ноябре 1918 года, переведен в Петроград где после консервации более пяти лет простоял на длительном хранении, у стенки Ленинградского завода.
В конце 1924 года были начаты восстановительные работы.
18 апреля 1925 года линкор «Гангут» зачислен в состав учебного отряда Морских Сил Балтийского моря.
26 апреля 1925 года продолжен ремонт корабля на кронштадском «Пароходном» заводе.
15 мая 1925 года на линкоре «Гангут» впервые были подняты военно-морской флаг СССР и гюйс .
Переименован в « Октябрьскую революцию » 27 июня 1925 .
В 1934 — 1936 прошел очередной ремонт и модернизацию на Балтийском заводе .
Во время советско-финской войны обстреливал финские береговые позиции. В декабре 1939 года линкоры «Октябрьская революция» и « Марат » вели огонь по финским тяжёлым береговым батареям, расположенным на островах близ Выборга. Охранение линкоров со стороны Финского залива осуществлял эсминец « Ленин ».
Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Ленинграда , был поврежден немецким артиллерийским огнем и авиацией. Командиром корабля в 1941—42 годах был М. Москаленко .
После июля 1954 использовался как учебное судно. Из состава Военно-морского флота исключен в 1956 году . Якоря и зенитные орудия , снятые с линкора, установлены в парке города Кронштадт.
«Гангут»
c 27 июня 1925 — «Октябрьская революция» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия РСФСР СССР (1924—1935) СССР (1935—1956) |
---|
Класс и тип судна | Линкор |
---|
Организация | Балтийский флот |
---|
Изготовитель | Адмиралтейский завод |
---|
Строительство начато | 16 июня 1909 года |
---|
Спущен на воду | 24 сентября 1911 года |
---|
Введен в эксплуатацию | конец декабря 1914 года |
---|
Выведен из состава флота | 1956 год |
---|
Статус | разобран на металл |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 23 300 тонн (нормальная) 26 900 тонн (полная) |
---|
Длина | 184,9м |
---|
Ширина | 26,9м |
---|
Осадка | 9,1м |
---|
Двигатели | 10 турбин Парсонса, 25 водотрубных котлов системы «Ярроу» |
---|
Мощность | 42 000 л. с. (30,89 М Вт ) |
---|
Движитель | 4 винта |
---|
Скорость хода | 24,6 узла (45,6 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 3000 морских миль |
---|
Экипаж | 1220 офицеров и матросов |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 12 × 305-мм орудия, 16 × 120-мм орудия |
---|
Минно-торпедное вооружение | 4 торпедных аппарата |
---|
|
|