«Гавриил» — эскадренный миноносец Русского императорского флота из серии « новиков », головной корабль из 5 эсминцев типа « Гавриил ».
Постройка и сдача в эксплуатацию
С 15 по 19 сентября 1916 года механизмы и устройства корабля испытывались при стоянке у стенки завода. Через неделю «Гавриил» поставлен в док Гельсингфорса, где комиссия осмотрела его подводную часть. В доке обшивка кормы укреплена добавочными листами. 11 октября на переходе в Ревель испытывались главные машины на скорости хода 21 уз. Вследствие штормовой погоды для испытаний на полном ходу корабль отошел от стенки только 22 октября, но при выходе из гавани под управлением заводского командира миноносец коснулся грунта рулем и винтами. Для исправления снова поставлен в Гельсингфорсский док. 3 ноября состоялся выход в море, но из-за сильного нагрева колец упорного подшипника правой турбины проверка на полном ходу опять не выполнена. После приведения в исправное состояние упорного подшипника 15 ноября «Гавриил» вышел в море. Механизмы работали удовлетворительно, но было обнаружено попадание воды с верхнего дна котельных отделений в нефтяные цистерны, а оттуда к действующим форсункам котлов Десять дней устранялись неисправности. Полный ход был зачтен только 25 ноября 1916 года. После ревизии и контрольной проверки комиссия подписала акт о приемке «Гавриила».
— Отчет Постоянной комиссии за 1916 г.
Гибель
Во время осенней битвы за Петроград в 1919 году командование Красного Балтийского флота приняло решение активизировать действия флота, для оказания помощи обороняющимся частям Красной армии. Но было решено, ввиду общего топливного кризиса, ограничиться постановкой минных заграждений в восточной части Копорского залива , чтобы помешать возможной десантной операции наступающих войск Северо-Западной армии . Для постановки были назначены четыре эсминца — «Гавриил», «Свобода» , «Константин» и «Азард»
Эсминцы снялись с якоря Большого Кронштадта в 2 часа ночи 21 октября и вышли в море. Однако, войдя в Копорский залив, они попали в густое минное поле, поставленное противником. В 5 часов 48 минут 21 октября около параллели мыса Долгий Нос взорвался «Гавриил» (шедший первым), за ним последовательно взорвались «Константин» и «Свобода». Только «Азарду», шедшему последним, удалось, дав задний ход и умело маневрируя, выйти из границ минного поля и вернуться в Кронштадт. Всего на трёх кораблях погибло 485 человек. С «Гавриила» спаслось только 19 человек, со «Свободы» — 6, которые на шлюпках утром 21 октября приплыли к советскому берегу. Тела членов экипажей, которые вынесло на советский берег, были похоронены в братской могиле на форту Краснофлотском
Позднее полученные материалы говорили о том, что комсостав всех 4-х эсминцев имел тайный план о сдаче кораблей англичам и заранее известил противника о планах похода. Предполагалось, что по прибытию в Копорский залив эсминцы будут окружены английским флотом и принуждены сдаться. Только незнание фактической минной обстановки командованием Красного Балтийского флота и вызванный этим подрыв кораблей предотвратил этот план
Памятные места
- Точка в Балтийском море с координатами широта 59° 51' сев., долгота 28° 56' вост.— в память об экипажах эскадренных миноносцев «Гавриил», «Константин» и «Свобода», погибших в Копорской губе 21 октября 1919.
- Памятник в поселке Красная Горка на берегу Финского залива.
Командиры корабля
- 1916 — Шишко, Павел Оттонович
- 1919 — Севастьянов, Владимир Владимирович
Список командного состава, погибшего 21 октября 1919 года
- Командир : лейтенант Севастьянов Владимир Владимирович
- Помощник командира : лейтенант Гойниген-Гюне Владимир Николаевич
- 1-й артиллерист мичман Косминков Павел Сергеевич
- 1-й минер : мичман Шмидт Георгий Артурович
- Старший механик : старший лейтенант Грибовский Алексей Ильич
- Трюмный механик : старший гардемарин Ивачев Николай Павлович
- Штурман : мичман Агапов Леонид Иванович
- Плутонговый командир : мичман Вервендт Эгон Рихардович
«Гавриил» |
---|
|
---|
«Гавриил» в апреле 1918 года
|
---|
Служба: | Россия РСФСР |
---|
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
---|
Изготовитель | Русско-Балтийский завод , Ревель |
---|
Строительство начато | 28 ноября 1913 года |
---|
Спущен на воду | 5 января 1915 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 8 декабря 1916 года |
---|
Статус | Затонул, подорвавшись на минах 21 октября 1919 года |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1260 т |
---|
Длина | 98 м |
---|
Ширина | 9,34 м |
---|
Осадка | 3,9 м |
---|
Двигатели | 2 паровые турбины , 4 котла |
---|
Мощность | 31 500 л. с. (23,2 М Вт ) |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 34 узла (63 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 360/1680 морских миль (34/21 уз.) |
---|
Экипаж | 150 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 4 × 102-мм/60, 1 × 76,2-мм, 2 × 7,62-мм пулемёта |
---|
Минно-торпедное вооружение | 3 трёхтрубных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения |
---|
|
|