Каноне́рская ло́дка «Гиля́к» — мореходная канонерская лодка Российского Императорского флота .
История создания
На основании опыта использования канонерских лодок на Дальнем Востоке (стационерная служба и обслуживание дипломатических миссий в городах, расположенных в устьях рек) было сделано заключение о необходимости создания кораблей с малой осадкой, приспособленных для плавания по рекам.
В докладной записке от 25 мая 1892 года командующий Тихоокеанской эскадрой контр-адмирал П. П. Тыртов сформулировал основные требования к кораблям нового типа: осадка не более 2,7 м, скорость не менее 12 узлов, водоизмещение около 750 тонн. Состав вооружения и бронирование определялись тем обстоятельством, что корабли будут вести действия против сухопутных войск: четыре 120-мм орудия, четыре 47- и 37-мм скорострельные пушки Гочкиса , одна десантная пушка Барановского . Бронирование «не могло быть существенным». От парусного вооружения отказались, оставив одну стальную мачту с боевым марсом , которая считалась "крайне полезной для наблюдения за рекой и берегом".
На основании этих требований был составлен и направлен на рассмотрение в МТК проект канонерской лодки. Однако в апреле 1894 года Морское министерство получило сведения о новых американских канонерских лодках, специально приспособленных для ведения боевых действий на реках. Было решено разработать новый проект канлодки для Дальнего Востока, взяв за основу спецификации американских лодок «Пингвин» и «Пернез». В ноябре 1895 года теоретический чертеж был представлен в Новое Адмиралтейство .
Руководителем строительства был назначен младший судостроитель П. Е. Черниговский. 30 апреля 1896 года состоялась торжественная закладка лодки, получившей название «Гиляк». Вскоре строительство остановилось из-за затянувшихся переговоров с з-дом Бельвиля по поводу машинно-котельной установки. Проект котлов был утвержден 19 декабря 1896 года , машины были доставлены в Новое Адмиралтейство 10 августа 1897 года , а контракт был подписан только 6 сентября 1897 года .
23 сентября 1897 года «Гиляк» был спущен на воду. Достройка на плаву продолжалась еще почти год.
Испытания
Канонерская лодка «Гиляк»
Швартовные испытания, назначенные на начало октября 1898 года , были отложены, но 10 октября «Гиляк» был официально введен в строй, все еще находясь у достроечной стенки Нового Адмиралтейства.
14 октября корабль под командованием А. Вильгельмса совершил переход в Кронштадт , направляясь на приемосдаточные испытания в Ревель . Во время перехода обнаружилась сильная течь в таранном отделении, поэтому лодку поставили в кронштадтский док.
2 декабря , после устранения недоделок, лодка вышла из дока, но переход в Ревель был отменен из-за сложной ледовой обстановки в Финском заливе. Швартовные испытания проводились в Кронштадте.
20 мая 1899 года лодку под командованием капитана 2-го ранга В. М. Ларионова включили в состав Отдельного отряда судов Балтийского моря для проведения ходовых испытаний .
1 июня в ходе шестичасового испытания на мерной миле достичь контрактной мощности не удалось.
Особые опасения вызывал сильный (до 6,5°) крен при поворотах на 11-узловой скорости . Командование лодки ставило вопрос о снятии тяжелой башнеобразной мачты, но после специальной серии испытаний с раскачиванием лодки на тихой воде, мачту было решено оставить, но провести дополнительные испытания на Балтике при бурном море перед отправкой корабля на Дальний Восток.
Проведенные 19 июня повторные испытания дали в целом положительные результаты.
Конструкция
Продольный и поперечный набор из листовой и угловой стали. Толщина продольных стрингеров — 4,7 мм, вертикального киля — 6,35 мм. Наружная обшивка склепана из листовой стали (6,35-7,93 мм). Стальной настил жилой палубы (5,6 мм) мостик, полубак и палубу кормовой надстройки покрыты линолеумом, верхняя палуба — деревянным настилом. Продольные и поперечные водонепроницаемые переборки имеют толщину 4,7-6,53 мм. Переборки в районе машинно-котельной установки имеют толщину 12,7 мм. Палубный настил над машинно-котельной установкой изготовлен из броневых листов толщиной 12,7 мм. Боевая рубка прикрыта 9,5-мм стальными листами в два слоя.
Корпус имеет довольно большой завал бортов и характерные туннели («своды») в кормовой части.
Для улучшения маневренности лодка снабжена двумя рулями. Штурвалы расположены на обоих на мостиках (носовом и кормовом), и по одному в румпельном отделении и боевой рубке. От установки машинного телеграфа на мостиках отказались, заменив его переговорными трубами.
Характерной особенностью лодки стала стальная мачта массой около 20 тонн с боевым марсом и наблюдательной рубкой.
По итогам конкурса на лучшую машинную установку с участием пяти заводов ( 12 апреля 1896 года ) заказ на энергетическую установку был выдан фирме Крейтона в Або ( Финляндия ). Она состояла из двух машин тройного расширения с суммарной индикаторной мощностью не менее 1000 л. с. и шести водотрубных котлов Бельвиля.
Служба на флоте
4 сентября «Гиляк» покинул Кронштадт , направляясь на Тихий океан . Командиру Отдельного отряда судов в Средиземном море предписывалось произвести подробный осмотр корабля и отправить его далее с таких расчетом, чтобы он прошел Индийский океан в самое тихое время года.
13 сентября в Либаве были проведены предписанные МТК испытания на раскачивание при бурном море. Результаты испытаний в штормовую погоду признали удовлетворительными, и 19 сентября канонерская лодка вновь вышла в море.
На всем протяжении перехода плохо работали опреснители. В Пирее осмотр показал «значительную слабость механизмов». В рапорте говорилось, что «после двух-трехдневного перехода... приходится неустанно поджимать гайки».В целом лодку признали «вполне исправной»
31 декабря «Гиляк» под командованием капитана 2-го ранга И. Индрениуса вышел из Пирея и 31 мая 1900 года прибыл в Порт-Артур . По пути следования канонерская лодка «Гиляк» зашла в Персидский залив, став первым русским военным судном, посетившим этот район.
«Гиляк» в составе международной эскадры принимал участие в подавлении восстания «боксёров» . 4 июня 1900 года канонерская лодка приняла активное участие в бою с фортами Таку , который длился более 5 часов и проходил на минимальной дистанции. «Гиляк» получил самые сильные повреждения: в него попало три китайских снаряда, один из которых сделал подводную пробоину и проник в носовой 75мм погреб, где вызвал пожар патронов и взрыв нескольких снарядов . Экипаж «Гиляка» в течение 15 минут справился с пожаром и подвел пластырь под пробоину. Кормовая артиллерия лодки не прекращала огня ни на минуту. Потери «Гиляка» составили 59 убитых и раненых [1] . За доблесть в этом бою «Гиляк» был награжден Георгиевским серебряным рожком.
1 января вышел из Чемульпо в Порт-Артур с депешами русского посланника в Сеуле Павлова , уступив место стационера канонерской лодке « Кореец ».
28 января 1904 года участвовал в бою с основными силами японского флота, но ввиду безрезультатности огня перешёл на внутренний рейд.
В течение Русско-японской войны «Гиляк» участвовал в охране внешнего рейда Порт-Артура, обстреле вражеских позиций и отражении атак брандеров .
1 ноября 1904 года «Гиляк» был разоружен и 25 ноября затонул на внутреннем рейде Порт-Артура у Перепелиной горы от попадания пяти 280-мм снарядов противника. Перед сдачей крепости корабль был взорван.
В 1905 году «Гиляк» был поднят японцами и сдан на слом.
«Гиляк» |
---|
|
---|
Канонерская лодка «Гиляк»
|
---|
Служба: | Россия |
---|
Класс и тип судна | Канонерская лодка |
---|
Порт приписки | Порт-Артур |
---|
Изготовитель | Новое Адмиралтейство |
---|
Строительство начато | 30 апреля 1896 года |
---|
Спущен на воду | 22 сентября 1897 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 10 октября 1898 года |
---|
Выведен из состава флота | 1905 год |
---|
Статус | Сдан на слом |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1239 тонн |
---|
Длина | 63,09 м |
---|
Ширина | 11,15 м |
---|
Осадка | 3,14 м |
---|
Двигатели | 2 машины тройного расширения. 6 котлов Бельвиля |
---|
Мощность | 1179 л. с. |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 11,64 узла |
---|
Экипаж | 7/159 |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 1 × 120-мм/45, 5 × 75-мм/50, 4 × 47-мм/43, 2 × 37-мм/23, 2 × 7,62-мм пулемёта, 1 × 63,5-мм/20 |
---|
Минно-торпедное вооружение | 1 × 381-мм торпедный аппарат |
---|
|
|