«Гневный» — эскадренный миноносец типа «Дерзкий» , построенный по «малой судостроительной программе» и принадлежавший к числу эскадренных миноносцев типа «Новик» .
История службы
Служба в Российском Императорском флоте.
Зачислен в списке судов Черноморского флота 11 октября 1911 года . Заложен на стапеле завода «Наваль» 20 сентября 1913 года , спущен на воду 18 октября 1913 года . В начале июня 1914 года , после завершения швартовочных испытаний, перешёл из Николаева в Севастополь для окончательной достройки и приёмных испытаний. 11 октября 1914 года «Гневный» был принят в состав 1-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота
В первый боевой поход «Гневный» вышел 16 октября 1914 года с целью перехвата и уничтожения кораблей противника. До конца года корабль совершил ещё 7 боевых походов к берегам Турции для обстрела побережья Угольного района, уничтожения турецких судов и выполнения минных постановок. 1915 год корабль встретил в море. За 1915 год «Гневный» совершил 23 боевых похода в составе 1-го дивизиона Минной бригады, в результате походов было уничтожено более 90 парусных и паровых судов. Эсминец имел боевые столкновения с турецкими лёгкими крейсерами «Мидилли» и «Гамадие». Во второй половине 1915 года в связи с вводом в строй в состав 2-го дивизиона Минной бригады эскадренных миноносцев типа «Счастливый» интенсивность эксплуатации корабля снизилась
30 мая 1915 года при обстреле турецкого побережья у Зунгулдака (совместно с эсминцем «Дерзкий») «Гневный» получил 2 попадания 105-мм снарядами с крейсера «Бреслау» , которые повредили паропроводы котельной установки. Повреждения требовали исправления и до конца августа эсминец находился в ремонте в Севастополе . В сентябре-декабре «Гневный» совершил ещё 4 боевых похода .
В кампании следующего года «Гневный» участвовал в 15 боевых походах, обстреливая турецкое и румынское побережья, выполняя минные постановки, перевозя войска и охраняя переходы линейных кораблей и авиатранспортов . Всего за 1916 год корабль потопил 3 парохода и несколько парусных судов и барж. В сентябре 1916 года эсминец встал на ремонт, в котором находился до мая следующего года. В мае и июне 1917 года «Гневный» трижды выходил в море (на минные постановки и сопровождение линейного корабля «Свободная Россия». Больше на боевые операции «Гневный» не выходил
Служба во время Гражданской войны
16 декабря 1917 года эсминец вошёл в состав советского флота. После предъявления 25 апреля 1918 года германским командованием ультиматума о сдаче Черноморского флота советскому правительству 29 апреля «Гневный» вместе с частью кораблей предпринял попытку уйти из Севастополя в Новороссийск . При прохождении боновых ворот корабль был обстрелян немецкой артиллерией. В резулльтате попадания артиллерийского снаряда ниже ватерлинии корабля образовалась течь; эсминец был вынужден круто повернуть и на полном ходу выбросился на берег Ушаковой балки. Покидая корабль, экипаж корабля открыл кингстоны и подорвал одну из турбин . Летом 1918 года эсминец был поднят и 5 июля 1918 года включён германским командованием в состав собственного флота под бортовым номером «R-03»; одновременно поставлен в ремонт. В декабре, после ухода германских войск из Севастополя, эсминец перешёл под контроль английског окомандования и в начале 1919 года был возвращён ими войскам ВСЮР . Был зачислен в состав Черноморского флота ВСЮР, но в в строй введён не был .
В конце марта 1919 года «Гневный» совместно с Русской эскадрой эвакуировался из Крыма . После высадки эвакуируемых в Константинополе корабль в конце декабря был уведён на буксире в тунисский порт Бизерта , где 29 декабря был интернирован французской стороной. После признания 29 октября 1924 года Францией СССР на эсминце был спущен Андреевский флаг , а экипаж «Гневного» был расформирован. В конце 1920-х годов эсминец был продан Русметаллторгом на слом, и в 1933 году был разобран на металл частной французской фирмой
«Гневный» |
---|
|
---|
эскадренный миноносец «Гневный», выброшенный на камни в Севастополе , май 1918 года .
|
---|
Служба: | Россия РСФСР Германия Великобритания Россия ( ВСЮР ) СССР (1924—1935) |
---|
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
---|
Организация | ВМФ Российской Империи ВМФ СССР Императорские военно-морские силы ВМС Великобритании |
---|
Изготовитель | Наваль |
---|
Строительство начато | 20 сентября 1912 |
---|
Спущен на воду | 18 октября 1913 |
---|
Введен в эксплуатацию | 11 октября ) 1914 |
---|
Статус | продан на слом |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1185 т (нормальное) 1451 т (полное) |
---|
Длина | 93,82 м |
---|
Ширина | 9,02 м |
---|
Осадка | 3,42 м |
---|
Двигатели | 2 паровые турбины «Браун-Бовери-Парсонс» |
---|
Мощность | 23 000 л. с. (на приёмных испытаниях) |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 30 узлов (полная на приёмных испытаниях) |
---|
Дальность плавания | 1 717 миль на скорости 21,0 узел 700 миль на 30,0 узлах |
---|
Экипаж | 111 человек, в том числе 7 офицеров |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 3х1 102-мм/60 орудий (боезапас 450 патронов) |
---|
Минно-торпедное вооружение | 5х2 457-мм ТА , 80 мин образца 1908 или 1912 годов |
---|
|
|