«Гойя» ( нем. Goya )— грузовое судно, построенное на верфи Akers Mekanika Verksted в Осло , Норвегия , спущено на воду 4 апреля 1940 года . Судно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией . Сначала использовалось в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок . Позже судно участвовало в эвакуации людей морем от наступающей Красной Армии .
Судно «Гойя» успело совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19 785 человек. В ночь на 16 апреля 1945 года совершавшее пятый поход судно было торпедировано советской подводной лодкой Л-3 , после чего «Гойя» затонуло в Балтийском море ; в катастрофе погибло более 6900 человек.
Пятый поход
4 апреля 1945 года судно «Гойя» стояло в Данцигской бухте , ожидая погрузки военных и беженцев. Бухта находилась под постоянным артобстрелом советской артиллерии, один из снарядов попал в «Гойю», легко ранив при этом капитана судна Плюнеке ( Plünnecke ).
Кроме гражданских и раненых военнослужащих, на борту находились 200 солдат 25-го танкового полка вермахта.
В 19:00 конвой, состоявший из трёх судов: «Гойи», парохода Кроненфельс («Kronenfels», 1944 год постройки, 2834 брт.) и морского буксира Эгир («Ägir»),вышел из Данцигской бухты в сопровождении двух тральщиков М-256 и М-328 в город Свинемюнде .
В это время у выхода из Данцигской бухты в ожидании немецких судов находилась советская подводная лодка Л-3 под командованием Владимира Коновалова . Для атаки было выбрано самое крупное судно конвоя. Около 23:00 маршрут конвоя был изменён, конвой направился в город Копенгаген .
Чтобы догнать «Гойю», советской субмарине пришлось идти в надводном положении на дизелях (в подводном положении электродвигатели не могли развить требуемую скорость). Л-3 догнала «Гойю» и в 23:52 успешно торпедировала судно двумя торпедами. «Гойя» затонула спустя семь минут после торпедной атаки, при этом погибло от 6000 до 7000 человек, точное число находившихся на судне человек осталось неизвестным. Кораблям сопровождения удалось спасти 157 человек, в течение дня другими кораблями было обнаружено ещё 28 человек живыми.
Столь быстрое погружение корабля под воду объясняется тем, что судно «Гойя» не было пассажирским и не имело перегородок между отсеками, как это было предписано для пассажирских кораблей.
55.033333 , 18.05
«Гойя» |
---|
Goya |
---|
|
---|
«Гойя» с камуфляжной окраской. Данцигская бухта, 1945 год
|
---|
Флаг | Третий рейх |
---|
Класс и тип судна | Транспортное судно |
---|
Изготовитель | Akers Осло |
---|
Спущен на воду | 4 апреля 1940 г. |
---|
Выведен из состава флота | Торпедировано 16 апреля 1945 г. |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 5230 б.р.т. |
---|
Длина | 146 м. |
---|
Ширина | 17,4 м. |
---|
Двигатели | Четыре дизельных двигателя, Burmeister&Wain |
---|
Мощность | 5589 кВт (7600 л.с.) |
---|
Скорость хода | 18 узлов |
---|
|
|