Марка Почты СССР. Гремящий — советский эскадренный миноносец проекта 7 . Самый известный эсминец в серии , удостоенный звания «гвардейский». Заложен 23 июля 1936года на заводе №190 в Ленинграде, спущен на воду 12 августа 1937года , введён в строй 28 августа 1939года , в сентябре ушёл по Беломоро-Балтийскому каналу на север, 8 ноября 1939года прибыл в Полярный и был включён в состав СФ.
Служба
Во время войны с Финляндией нёс дозорную службу, участвовал в сопровождении транспортов, непосредственно в боевых действиях не участвовал.
Начало Великой Отечественной войны встретил на базе в Полярном. По приказу командующего флотом немедленно перешёл в Ваенгу . 24 июня 1941 года вышел в первый боевой поход, эскортировал транспорты «Моссовет» и «Циолковский» из Мурманска в Титовку. 22 августа вместе с эсминцами «Урицкий», «Куйбышев» и «Громкий» привёл в Териберку повреждённую торпедой немецкой подводной лодки плавбазу «Мария Ульянова». «Гремящий» успешно отразил атаки авиации противника, сбив при этом один самолёт.
В ночь с 24 на 25 ноября совместно с эсминцем «Громкий» и английским соединением (крейсер «Кения» и 2 эсминца) обстрелял норвежский порт Вардё , выпустил 89 130-мм снарядов.
С 24 по 28 января 1942 года участвовал в эскортировании конвоя QP-6 . 5 февраля встал в ремонт на 15 суток.
21 февраля 1942 года эсминец обстреливал неприятельские позиции из губы Ара.
Участвовал в эскортировании: 1—4 марта конвоя QP-8 ; 11 и 12 марта конвоя PQ-12 .
22 марта во время сопровождения конвоя QP-9 попал в 8-балльный шторм. От ударов волн треснул лист верхней палубы в районе 119-го шпангоута, появилась трещина в котельном кожухе на 75-м шпангоуте, лопнула труба магистрали питьевой воды. 23 марта в 4.00 в условиях плохой видимости и шторма потерял конвой и, проискав конвой весь день, возвратился в базу, но через четыре дня снова вышел в море.
29 марта 1942 года «Гремящий» и « Сокрушительный » вступили в охранение конвоя PQ-13 . В 11 часов 18 минут в условиях плохой видимости были зафиксированы выстрелы корабельных орудий, затем вокруг эсминцев поднялись столбы от падающих снарядов. Внезапно на дистанции 15 кабельтовых появился эсминец Z-26. «Сокрушительный» и «Гремящий» открыли огонь по противнику. «Сокрушительный» вторым залпом попал во вражеский эсминец в районе котельного отделения. Однако плохая видимость помешала уничтожить противника, Z-26 скрылся в снежном заряде. Через некоторое время этот эсминец вместе с Z-24 и Z-25 атаковал британские корабли, но также получил несколько попаданий с крейсера « Тринидад ». В бой с ним были также вовлечены «Сокрушительный» и «Гремящий». В итоге, немецкий эсминец был потоплен. После боя британские корабли ушли для оказания помощи повреждённому крейсеру «Тринидад». Оставшиеся в охранении «Гремящий» и «Сокрушительный» довели конвой без потерь.
30 марта в 19.15 на Кильдинском плёсе в точке 69.6 , 34.05 69°36′ с.ш. 34°03′ в.д. / 69.6° с.ш. 34.05° в.д. (G) (O) обнаружил рубку подводной лодки противника и сбросил на неё восемь малых и четыре большие глубинные бомбы. После бомбометания на поверхности наблюдали плавающую пробку, куски дерева и бумагу.
10—12 апреля 1942 года эскортировал конвой QP-10 ; 17—19 апреля— конвой PQ-14 ; 28—30 апреля— конвой QP-11 .
30 апреля сопровождал повреждённый британский крейсер « Эдинбург », но 1 мая в 3.50 вынужден был уйти в базу из-за нехватки топлива. 2 мая, приняв топливо, в 8.10 вновь вышел в море на помощь крейсеру «Эдинбург», но к тому времени тот уже затонул, и «Гремящий» вернулся в базу.
5 и 6 мая участвовал в эскортировании конвоя PQ-15 .
8 мая осуществлял огневую поддержку действий войск десанта в районе мыса Пикшуев.
23 августа совместно с эсминцем «Сокрушительный» сопровождал в Кольский залив отряд боевых кораблей союзников.
С 25 до 27 августа участвовал в эскортировании транспорта «Диксон» к Белушьей Губе .
С 17 по 20 сентября участвовал в эскортировании конвоя PQ-18 . 16 декабря командиром корабля назначается капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Борис Дмитриевич Николаев.
16 января 1943 года встал в текущий ремонт, завершившийся 29 апреля.
1 марта кораблю присвоено гвардейское звание.
В 1943 году корабль участвовал в эскортировании:
- 8—10 мая конвоя КБ-5;
- 17 и 18 мая конвоя КБ-8;
- 28—31 мая двух транспортов из Кольского залива в Архангельск ;
- 1 и 2 июня трех транспортов из Архангельска в Кольский залив;
- 8 и 9 июня двух транспортов в Иоканку;
- с 18 по 21 июня конвоя из Белого моря в Арктику;
- с 29 июня по 2 июля ледоколов из Белого моря в Арктику;
- 5 и 6 июля танкера из Белого моря в Кольский залив;
- 31 июля и 1 августа конвоя КБ-17;
- 3—5 августа конвоя БА-13;
- 8 и 9 августа конвоя ИБ-30;
- 15—17 августа конвоя БК-14;
- 24—27 августа конвоя КБ-21;
- 1—4 сентября конвоя БК-15;
- 7 и 8 сентября конвоя КБ-22;
- 17—19 сентября конвоя БК-17;
- 29 сентября— 1 октября конвоя КБ-24;
- 9—16 октября конвоя БА-27.
12 октября эскортируемый транспорт «Марина Раскова» в условиях штормовой погоды потерял руль, и далее «Гремящий» вёл его на буксире.
29 октября в 15.50 транспорт «Канин», снимаясь с якоря в Соломбале (Архангельск), ударил в борт «Гремящего», стоявшего на швартовых у причала. В результате эсминец получил надводную пробоину, ряд других повреждений и был поставлен к заводу «Красная Кузница» для аварийного ремонта [5] .
С 8 по 12 ноября участвовал в эскортировании конвоя БК-21. 19 ноября встал в ремонт. 15 января 1944 года вышел из ремонта.
21 и 22 января участвовал в безрезультатной попытке перехватить конвой противника в районе м. Маккаур. Участвовал в эскортировании:
- 27 и 28 января конвоя JW-56А ;
- 29 января танкера из Иоканки в Кольский залив;
- 3 и 4 февраля конвоя RA-56 ;
- 28 и 29 февраля конвоя JW-57 ;
- 8 и 9 марта конвоя КБ-2; 27—29 марта конвоя БК-9;
- 4 и 5 апреля конвоя JW-58 ;
- 26 и 27 апреля конвоя БК-12;
- 28—30 апреля конвоя RA-59 ;
- 11—13 июня конвоя БК-14;
- 23—25 июня конвоя КБ-15.
- 3—5 июля конвоя БК-19;
- 6—8 июля конвоя БД-1.
16 июля командиром корабля назначается капитан 3 ранга Евгений Терентьевич Кашеваров.
С новым командиром участвовал в эскортировании:
- 24—26 августа конвоя JW-59 ;
- 28—30 августа конвоя БК-30;
- 23 и 24 сентября конвоя JW-60 ;
- 30 сентября и 1 октября конвоя КБ-29;
- 2 и 3 октября конвоя ИК-15.
9 октября совместно с эсминцем «Громкий» из губы Эйна осуществлял поддержку действий войск демонстрационного десанта на м. Пикшуев.
10 и 11 октября совместно с эсминцем «Громкий» обстреливал позиции германских войск и переправу противника через реку в районе Титовки.
16 и 17 октября участвовал в эскортировании конвоя ИК-17.
26 октября в составе отряда кораблей участвовал в поиске судов противника до Берлевога, но не обнаружил противника. Поэтому отряд кораблей повернул к норвежскому порту Вардё и обстрелял его.
Снова участвовал в эскортировании:
- 28—30 октября конвоя JW-61 ;
- 30 октября— 1 ноября конвоя RA-61 ;
- 3—5 ноября конвоя КБ-32;
- 19—21 ноября конвоя АБ-15;
- 24—26 ноября конвоя БК-37;
- 6—8 декабря конвоя JW-62 .
14 декабря был поставлен на капитальный ремонт в Молотовске на заводе №402. 14 января 1945 года командиром корабля был назначен капитан 3 ранга Борис Владимирович Гаврилов.
Командиры
- ?— 16 декабря 1942— капитан 3-го ранга А.И.Гурин
- ?— 26 июня 1944— капитан-лейтенант (затем капитан 3-го ранга) Б.Д.Николаев
- ?— 16 июля 1944— капитан-лейтенант Б.В.Гаврилов
- 16 июля 1944— 14 января 1945— капитан 3-го ранга (затем капитан 2-го ранга) Е.Т.Кашеваров
- 14 января 1945—?— капитан-лейтенант Б.В.Гаврилов (врид)
Герб эсминца
Герб представляет собой скошенный справа щит, в нижнем лазоревом поле которого окаймленный золотым контуром диамантовый (чёрный) трехглавый дракон с пылающими пастями, в верхней части в золотом поле три стоящих черных столба
«Гремящий» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | СССР |
---|
Изготовитель | Завод №190 им. А.А.Жданова ( Ленинград ) |
---|
Строительство начато | 23 июля 1936 года |
---|
Спущен на воду | 12 августа 1937 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 28 августа 1939 года |
---|
Выведен из состава флота | 1958 год |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1939: 1612/2215 т 1943: 1820/2350 т |
---|
Двигатели | 2 × ПТУ ГТЗА-24, 4 котла |
---|
Скорость хода | 38 узлов (70,4 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 722—770 миль (полным ходом), 1670 миль (экономическим ходом) |
---|
Экипаж | 246 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 4 × 1— 130-мм/50 Б-13 |
---|
Зенитная артиллерия | 2 × 76-мм 34-К, 2 × 45-мм 21-К , 2 × 12,7-мм пулемёта ДШК К 1943: 2 × 76-мм 34-К, 4 × 37-мм 70-К, 2 × 12,7-мм пулемёта ДШК, 2 × 2— 12,7-мм «Кольт-Браунинг» |
---|
Минно-торпедное вооружение | Два трёхтрубных 533-мм ТА 39-Ю 60 мин КБ-3 или 65 мин обр. 1926г., или 95 мин обр. 1912г. |
---|
|
|