«Гром» — эскадренный миноносец типа «Орфей» , построенный по программе «усиленного» судостроения на 1913 — 1917 годы (так называемая «большая» судостроительная программа), и принадлежащий первой серии эскадренных миноносцев типа «Новик» .
История
11 октября ( 28 сентября по старому стилю ) 1913 года «Гром» был зачислен в списки судов Балтийского флота , и в ноябре заложен на Усть-Ижорской судоверфи Металлического завода в Санкт-Петербурге .
28 июня 1915 года «Гром» был спущен на воду, и 17 мая 1916 года вступил в строй, где вошёл в состав 1-го дивизиона минной дивизии Балтийского флота.
Во время Первой мировой войны «Гром» нёс дозорную и конвойную службы, обеспечивал и прикрывал действия других сил флота в Балтийском море . В 1917 году «Гром» принимал участие в февральской революции .
В 13.40 «Храбрый» снялся с якоря, чтобы осмотреть побережье острова Эзель. Через 5 минут германский линкор открыл огонь по кораблям дозора и одним из первых же залпов попал в эсминец «Гром». Снаряд влетел в машинное отделение эсминца и не взорвался, но все-таки вывел из строя обе турбины. Эсминец получил крен на левый борт и окутался паром.
В 13:45 14 октября 1917 года «Гром», находящийся в составе дозора на Кассарском плёсе, попал под залп германского линкора «Кайзер», открывшим огонь по кораблям дозора. Снаряд попал в машинное отделение эсминца, но не взорвался. Из строя были выведены две турбины, «Гром» получил крен на левый борт. Когда в 15:30 в пролив Соэлозунд вошли германские корабли, «Гром» получил ещё несколько попаданий, и на нём начался пожар. Экипаж и офицеры спешно покинули корабль, оставив на борту секретные документы, в том числе карты минных заграждений.
Перед тем как оставить пролив, германский эсминец «B 98» высадил на «Гром» офицера и пятерых матросов. Над «Громом» был поднят германский флаг. Убедившись, что увести его не получится, немцы были вынуждены оставить (предварительно спустив флаг ) тонущий эсминец . Вскоре «Гром» затонул.
Легенда о подвиге Фёдора Самончука
Относительно гибели эсминца существует альтернативная версия, которой придерживались советские историки, и которую ставят под сомнение нынешние . Согласно этой легенде, во время эвакуации личного состава на канлодку «Храбрый» , на борт «Грома» вернулся минный старшина Фёдор Евдокимович Самончук. Увидев приближающийся германский миноносец («G-7», 1911 года ) , он дождался пока тот подойдёт вплотную, и торпедировал его с небольшой дистанции. После чего Самончук закинул в артиллерийский погреб «Грома» горящий факел (чтобы корабль не достался врагу ). Взрывной волной Самончука снесло за борт , и долгое время его считали погибшим, когда как он попал в плен, из которого бежал (дважды ), и вернулся на родину лишь спустя несколько лет (по другим данным, Фёдор Евдокимович уже в 1918 году вернулся на родную Пинщину ). В июле 1952 году ( 22 июля 1955 года [ ) Указом Президиумом Верховного Совета СССР Фёдор Самончук был награждён Орденом Боевого Красного Знамени .
В 1957 году режиссёром Яном Фридом был снят фильм «Балтийская слава» о событиях операции «Альбион» (включая эпизод с боем на Кассарском плесе) . Прототипом главного героя фильма Фёдора Лютова стал Фёдор Самончук, правда по сюжету он погибает, взорвав эсминец «Гром» вместе с собой.
Также подвиг Самончука описан в художественном романе Валентина Пикуля «Моонзунд» (Самончук в романе представлен старшиной Трофимом Семенчуком).
Тактико-технические характеристики
Энергетическая установка
На «Громе» были установлены четыре паровых котла «Вулкан», каждый из которых располагался в отдельном отсеке, и две паровые турбины «Кертис-АЕГ-Вулкан», суммарной мощностью в 30 000 л. с. . Так же на турбинах «Кертис-АЕГ-Вулкан» имелась блокировка маневровых клапанов, что повышало их надёжность при эксплуатации.
Вооружение
После модификации 1916 года , когда на «Гром» была установлена более совершенная зенитная пушка , вооружение его выглядело следующим образом (до 1916 года орудий главного калибра было всего два, а торпедных аппаратов — четыре):
- Главный калибр : Четыре 102/60-мм орудия разработки Обуховского завода (при техническом содействии фирмы «Виккерс») ;
- Одна 63-мм зенитная пушка ;
- Два 7,62-мм пулемёта;
- Три трёхтрубных надводных 457-мм торпедных аппарата (ТА) ;
- и до 80 мин заграждения.
Эскадренный миноносец «Гром» |
---|
|
---|
Германский эсминец «B 98» пытается буксировать захваченный «Гром» , 1917 год .
|
---|
Служба: | Россия |
---|
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
---|
Организация | ВМФ Российской империи |
---|
Изготовитель | Металлический завод ( Санкт-Петербург ) |
---|
Заказан к постройке | 11 октября 1913 года |
---|
Строительство начато | Ноябрь 1913 года |
---|
Спущен на воду | 28 июня 1915 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 17 мая 1916 года |
---|
Выведен из состава флота | 14 октября 1917 года |
---|
Статус | Погиб во время Моонзундской операции . |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1 260 т |
---|
Длина | 98,0 м |
---|
Ширина | 9,3 м |
---|
Осадка | 2,98 [1] —3,0 [2] м |
---|
Бронирование | Нет |
---|
Двигатели | 2 паровые турбины |
---|
Мощность | 30 000 л. с. |
---|
Скорость хода | 35,0 узлов |
---|
Дальность плавания | 1 680,0 миль на скорости 21,0 узел 560,0 миль на 35,0 узлах |
---|
Экипаж | 150 (в том числе 8 офицеров) |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 4 102-мм орудий |
---|
Зенитная артиллерия | 1 63-мм пушка |
---|
Минно-торпедное вооружение | 3 трёхтрубных 457-мм ТА (с марта 1916) |
---|
|
|