«Гро́мкий» — эскадренный миноносец типа «Грозный» Второй Тихоокеанской эскадры , геройски погибший в Цусимском сражении .
История службы
Зачислен в списки судов Балтийского флота 30 июня 1904 года , спущен весной 1904 года , вступил в строй 25 сентября 1904 года . Вошёл в состав «Догоняющего отряда» капитана 1 ранга Л.Ф.Добротворского и 3 ноября 1904 года покинул Либаву под командованием капитана 2 ранга Г.К.Керна . 1 февраля 1905 года в составе отряда соединился с главными силами Второй Тихоокеанской эскадры , войдя в состав 2-ого отделения миноносцев.
Во время Цусимского сражения 14 мая держался на траверзе крейсера «Олег» , избежав повреждений. Вечером присоединился к крейсеру «Владимир Мономах» , вместе с которым отражал атаки японских миноносцев. Ночью «Владимир Мономах» получил торпедное попадание и потерял боеспособность.
Около 5 часов утра на горизонте был замечен тонущий броненосец «Сисой Великий» . Командир «Владимира Мономаха» Попов приказал «Громкому» следовать в распоряжение броненосца, но последний уже погружался в воду и «Громкий» был снова отправлен к поврежденному «Мономаху». Командир крейсера приказал «Громкому» прорываться во Владивосток . В этот момент был замечен японский миноносец «Сирануи», бросившийся в погоню за «Громким».
В 8:35 (по японским данным) «Громкий» развернулся, и, постепенно набирая скорость, начал уходить от погони. Японский миноносец был вооружен сильнее «Громкого», но не имел преимущества в скорости. После 2 часов преследования машинная команда «Громкого» окончательно измоталась: уже около 20 часов люди находились на вахте, кочегары падали в обмороки, а у некоторых начались судороги. «Сирануи» начинал отставать, однако в 11:40 появился ещё один японский миноносец (№63). Положение «Громкого» стало критическим— угля осталось около 40 тонн, в то время как вновь приходилось форсировать ход и он рисковал остаться через непродолжительное время совсем без топлива. Командир корабля принял решение атаковать противника торпедами, и «Громкий», круто развернувшись, выпустил две торпеды по миноносцу «Сирануи». Первая прошла мимо, вторая не взорвалась, ударившись о борт японского корабля.
Около 12 часов японские снаряды вывели из строя два котла «Громкого» и скорость миноносца упала до 16 узлов. Несмотря на это, команда «Громкого» продолжала отчаянно сражаться; на миноносце даже сменили сбитый в бою флаг. Вскоре артиллерийские погреба оказались затопленными и из всей артиллерии действовали лишь два 47-мм орудия, достреливавшие остававшийся на палубе боезапас. Японские снаряды вывели из строя все котлы русского миноносца. В 12:04 замолчало последнее орудие «Громкого» и экипаж начал отстреливаться из винтовок. Отдав команду «спасаться кто как может», командир миноносца капитан 2 ранга Г.Ф.Керн сразу же был сражён неприятельским снарядом. За время боя миноносец имел потери— 2 офицеров, 1 кондуктора и 20 матросов убитыми и 3 офицеров и 23 матроса ранеными. В 12:43 «Громкий» затонул, повалившись на правый борт. Оставшихся в живых людей японцы подобрали из воды.
Миноносец «Сирануи» получил более 20 попаданий, причём на нём четырежды меняли флаг.
«Громкий» |
---|
|
---|
Эскадренный миноносец «Громкий»
|
---|
Служба: | Россия |
---|
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
---|
Порт приписки | Санкт-Петербург |
---|
Организация | Вторая Тихоокеанская эскадра |
---|
Изготовитель | Невский завод |
---|
Спущен на воду | 1903 год |
---|
Введен в эксплуатацию | 25 сентября 1904 года |
---|
Выведен из состава флота | 1905 год |
---|
Статус | Потоплен в Цусимском сражении |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 405 т |
---|
Длина | 64 м |
---|
Ширина | 6,4 м |
---|
Осадка | 2,54 м |
---|
Двигатели | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 котла «Ярроу» |
---|
Мощность | 5500 л. с. (4 М Вт ) |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 25,78 узла (47,7 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 309/1,200 миль (26/15 узловым ходом) |
---|
Экипаж | 4/64 чел. |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 1 × 75-мм/50, 5 × 47-мм/35 Гочкиса, 2 × 7,62-мм пулемёта |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2 × 457-мм ТА |
---|
|
|