HMS Manchester (Его величества корабль «Манчестер» )— британский лёгкий крейсер второй серии крейсеров типа «Таун» . Заложен 28 марта 1936 года, спущен на воду 12 апреля 1937 года, введен в строй 4 августа 1938 года. Корабль имел короткую, но очень насыщенную боевую карьеру.
Крейсер участвовал во Второй мировой войне . В патрулях в Индийском океане, Норвежской операции , сражениях на Средиземном море, Арктических конвоях . В ходе боев был серьёзно торпедирован итальянскими торпедоносцами. Потоплен итальянскими торпедными катерами во время проведения конвоя на Мальту. Девиз корабля звучал: «Sapere aude»— «Осмельтесь быть мудрым».
История службы
Предвоенный период
После ввода в строй, крейсер в сентябре 1938 года вошел в состав 4-й крейсерской эскадры, базирующейся на ост-индскую станцию . В ноябре-декабре 1938 года вместе с эскадрой осуществил вояж по Индийскому океану.
Вторая мировая война
Начало Второй мировой крейсер встретил в Индийском океане, совершив в сентябре несколько выходов по перехвату немецких судов и возможных торговых рейдеров. Позже осуществлял защиту собственной торговли в треугольнике: Коломбо — Бомбей — Аден .
В октябре было принято решении о переводе крейсера в 18-ю крейсерскую эскадру в метрополии, куда крейсер и направился 14 октября через Средиземное море . 25 ноября крейсер прибыл в Портсмут и тут же встал на ремонт.
В составе флота Метрополии
По окончании ремонта 21 декабря крейсер произвел испытания и направился в Скапа-Флоу . 24 декабря он вошел в состав базирующейся там 18-й эскадры.
В течение января 1940 года крейсера эскадры выходили в Атлантику, для перехвата немецких торговых судов на Северо-Западных подходах и направляющихся в Северное море.
В феврале крейсер вошел в состав Северного патруля. 21 февраля во время поисков блокадопрорывателей вместе с эсминцем Kimberley перехватил немецкое грузовое судно Wahehe ( операция WR ). судно было взято в качестве приза. В марте крейсер становится флагманом эскадры.
Норвежская операция
В начале апреля крейсер вышел как часть конвоя ON25 направляющегося в Норвегию для высадки британских войск в этой стране. Но одновременно с британской началась немецкая операция, целью которой была быстрая и полная оккупация Норвегии. 8 апреля Манчестер совместно с крейсером Southampton , эсминцами Janus , Javelin , Grenade и Eclipse отделился от эскорта для присоединения к Флоту метрополии.
9 апреля флот Метрополии подвергся атаке немецких бомбардировщиков. Это первое боевое столкновение флота в открытом море с вражеской авиацией проявило множество недостатков. в частности под бомбами погиб эсминец Gurkha .
После этого Манчестер вместе с крейсерами Glasgow , Sheffield и Southampton в сопровождении 7-и эсминцев был направлен для атаки немецких кораблей, по сообщениям, пришедших в Берген . После безуспешных поисков во внутренних путях норвежских фьордов, крейсера присоединились к флоту и вмести с ним отошли в Скапа-Флоу для заправки и пополнения боеприпасов.
12 апреля вместе с крейсерами Birmingham и Cairo под прикрытием эсминцев эскортирует военный конвой NP1с десантными войсками для Нарвика ( Операция Rupert/R4 ).
14 апреля вместе с крейсерами Birmingham и Cairo под прикрытием эсминцев Vanoc , Whirlwind и Highlander эскортирует войсковые транспорты Empress of Australia и Chobry в переходе до Намсуса . Позже пункт назначения изменен на Lillesjona из-за воздушной угрозы и нехватку разгрузочных средств в гавани Намсоса ( Operation Maurice ). 15 апреля войска пересадили на эсминцы для последующей высадки, а крейсера отправились в Розайт , куда прибыли 19 апреля.
21 апреля на крейсер в Розайте стали грузится войска 15-й пехотной бригады. А 22 Манчестер вместе с крейсерами Birmingham и York и эсминцами Acheron , Arrow и Griffin отправился в Andalsnes (Норвегия). 25 апреля выгрузили в пункте назначения войска для усиления «Sickle Force».
26 апреля крейсер вышел в море для поддержки операций эсминцев у Тронхейма . 28 апреля отправился в Скапа-Флоу для пополнения припасов с целью продолжения операций у норвежского побережья.
1 мая вместе с крейсерами Birmingham и Calcutta , Манчестер предпринял эвакуацию войск из Andalsnes. Эвакуируемые войска перенаправлялись на крейсера с берега на эсминцах Diana , Delight , Inglefield , Somali и Mashona .
10 мая вышел из Скапа-Флоу вместе с крейсером Sheffield для прикрытия перехода поврежденного в бою с немецкими торпедными катерами эсминца Kelly в устье Тайна .
Противодесантные операции
26 мая переведен в Хамбер вместе с крейсерами Sheffield и Birmingham для участи анти-десантных операциях. В июне, для этих же целей переведен в Розайт. а в июле встал на ремонт на Портсмутской верфи. После окончания ремонта, 31 августа вернулся в Хамбер в состав 18-й эскадры. В течение сентября предпринимал выходы в Северное море для эскортирования конвоев и противодесантных патрулирований.
4 октября перебазировался в Скапа-Флоу.
9 октября вместе с 5-й флотилией эсминцев прикрывал линкор Revenge, когда тот предпринимал обстрел Шербура .
Командировка на Средиземное море
В ноябре крейсер был выбран в качестве подкрепления для Средиземноморского флота и 15 ноября направился в сопровождении эсминцев Jaguar и Kelvin на этот театр с заходом в Гибралтар .
Операция Collar
В Гибралтаре Манчестер, совместно с крейсером Southampton образовав Соединение «F» погрузили 23 ноября на борт 1370 человек персонала RAF и составили ближнее прикрытия конвоя из 3-х судов на Мальту и в залив Суда. Так начиналась операция Collar.
В ходе операции крейсер поучаствовал в бою у мыса Спартивенто и успешно доставил свой груз на Мальту.
8 декабря крейсер вместе с эсминцами Kashmir, Kelvin, Jersey и Jupiter. вышел из Гибралтара и направился в Плимут, куда прибыл 11 декабря, после чего предпринял переход до Скапа-Флоу, прибыв туда 13 декабря.
Возвращение в северные воды
С января по март крейсер ремонтировался в Тайне. Во время ремонта на крейсере был установлен поисковой воздушный радар Тип 279.
18 апреля после завершения ремонта крейсер соединился с флотом снова войдя в состав Северного патруля вместе с крейсерами Birmingham и Arethusa.
6 мая крейсер прикрывал корабли минного дивизиона, выполняющего постановку мин на Северном барраже ( Операция SN9A ).
7 мая во время патрулирования, совместно с крейсерами Edinburgh и Birmingham и 4-мя эсминцами захватили немецкое метеорологическое судно Munchen. Немецкий капитан успел уничтожить шифровальную машину Энигма, однако британским морякам с эсминца Somali удалось захватить роторы от нее и шифровальные книги. На эсминце Nestor они были отправлены в Великобританию.
В поисках Бисмарка
22 мая крейсер патрулировал на линии между Исландией и Фарерскими островами совместно с крейсерами Arethusa и Birmingham в поисках немецкого линкора Bismarck, прорывающегося на просторы Атлантики. 24 мая, после потопления Худа, патрулировал северо-восточнее Исландии на случай возвращения Бисмарка Датским проливом.
3 июня крейсер вернулся в Скапа-Флоу.
Возвращение на Средиземное море
2 июля крейсер решено было привлечь для сопровождения очередного конвоя на Мальту и 11 июля он вышел в Гибралтар совместно с линкором Nelson, крейсерами Edinburg и Arethusa, прикрываемые эсминцами Home Fleet’а.
Торпедное попадание
21 июля крейсер вместе с крейсерами Edinburgh, Arethusa и минзагом Manxman образовали Соединение X которое составило эскорт конвоя на Мальту под прикрытием Соединения H: линейный крейсер Renown, линкор Nelson, авианосец Ark Royal крейсер Hermione и эсминцы (Операция SUBSTANCE).
23 июля соединения подверглись воздушной атаке и Манчестер получил торпедное попадание с правого борта в районе котельного отделения. Крейсер был вынужден отправится на ремонт в Гибралтар на одном валу, под прикрытием эсминцев Avon Vale, Vidette, Vimy и Wishart.
26 июля встал на ремонт на верфи Гибралтара и в течение всего августа готовился к переходу в США .
Ремонт в США
17 сентября крейсер вместе с эсминцем Firedrake направился в США. До 25 градуса западной долготы их сопровождал эсминец Heythrop. 23 сентября он прибыл и встал на ремонт на Филадельфийской военно-морской верфи. Ремонт продолжался по март 1942 года. В ходе него были выполнены подготовительные работы по установке дополнительного радиолокационного оборудования.
3 марта крейсер по завершении испытаний отправился для проведения боевой подготовки на Бермуды, после чего ушел в метрополию, в Портсмут. В Портсмуте в течение апреля на крейсер было установлено радиолокационное оборудование. Были поставлены радар управления огнем главного калибра и тяжелой зенитной артиллерии Тип 284 и Тип 285, а также новейший надводный поисковый 10-и сантиметровый радар тип 273.
И снова Хоум флит
2 мая крейсер снова присоединился к флоту в Скапа-Флоу.
1 июня крейсер прикрывал 1 минно-заградительную эскадру в постановке мин на Северном Барраже ( Операция SN72 ).
25 июня крейсер совместно с эсминцем Eclipse доставил припасы и персонал для усиления гарнизона Шпицбергена ( Operation Gearbox ).
3 июля крейсер вместе с британским (Duke of York), и американским (Washington) линкорами, авианосцем Victorious, крейсерами Cumberland и Nigeria осуществлял дальнее прикрытие знаменитого конвоя PQ-17 . После разгрома конвоя крейсер вместе с флотом вернулся в Скапа-Флоу.
Средиземное море. Круг третий
3 августа Манчестер вместе с крейсерами Nigeria и Kenya составили эскорт очередного конвоя на Мальту. Вместе с ними шли и другие корабли флота Метрополии: линкоры Nelson и Rodney, авианосцы Victorious и Furious в прикрытии эсминцев. 10 августа крейсер вошел в состав Соединения «X» вместе с крейсерами Nigeria, Kenya и Cairo и эсминцами Хоум Флита. Соединение выполняло прикрытие мальтийского конвоя и на переходе было атаковано авиацией и подлодками противника (Операция Pedestal).
12 августа ночью в районе острова Пантеллерии конвой был атакован немецкими и итальянскими торпедными катерами. Манчестер получил два торпедных попадания с итальянских MAS16 и MAS22. Торпеды попали в среднюю часть корабля с правого борта вызвав затопление машинных отделений. В результате могли быть использованы только внешние гребные валы. Крейсер потерял 12 человек убитыми. К утру 13 августа в связи с близким нахождением крейсера к вражескому берегу пропала надежда спасти крейсер и привести его в Гибралтар. Эсминцы Pathfinder и Eskimo сняли 312 членов команды крейсера. Подложенные взрывные заряды не смогли затопить крейсер, поэтому эсминец Pathfinder добил его торпедой. Крейсер затонул в районе тунисского мыса Кап-Бон у города Келибия в точке 36.833333 , 11.166667 36°50′ с.ш. 11°10′ в.д. / 36.833333° с.ш. 11.166667° в.д. (G) (O) .
Оставшиеся члены экипажа смогли добраться до берега Туниса. где они были интернированы Вишистским властями и содержались в плохих условиях до самого прихода союзников в Северную Африку.
Последствия
Капитан крейсера Harold Drew был предан Адмиралтейством военно-полевому суду в связи с обвинением, что корабль находился на плаву и был способен достичь нейтрального порта в Северной Африке. Дрю был признан виновным, ему был объявлен выговор и увольнение со службы. Однако решение было и остается спорным. Корабль был очень сильно поврежден и как справедливо опасался капитан, в том числе по показаниям РЛС, он мог попасть в руки противника.
«Манчестер» |
---|
HMS Manchester (C15) |
---|
|
---|
Лёгкий крейсер «Манчестер» в 1942 году
|
---|
Служба: | Великобритания |
---|
Класс и тип судна | Лёгкий крейсер |
---|
Организация | Королевский флот |
---|
Изготовитель | Hawthorn Leslie & Co. Ltd at Hebburn on Tyne |
---|
Строительство начато | 28 марта 1936 года |
---|
Спущен на воду | 12 апреля 1937 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 4 августа 1938 года |
---|
Выведен из состава флота | 13 августа 1942 года |
---|
Статус | Потоплен |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | Стандартное— 9400 тонн, полное— 11 930 тонн |
---|
Длина | 170,1/180,3 м |
---|
Ширина | 19,7 м |
---|
Осадка | 6,2 м |
---|
Бронирование | Пояс— 114мм; траверзы— 63мм; палуба— 32 (51 над погребами) мм; погреба— 114…32мм; башни— 102…51мм; барбеты— 25 мм |
---|
Двигатели | 4 ТЗА Parsons |
---|
Мощность | 82 500 л. с. (60,7 М Вт ) |
---|
Движитель | 4 трёхлопастных винта |
---|
Скорость хода | 32 узла (59,26 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 7320 морских миль на скорости 13 узлов |
---|
Экипаж | 800 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 4 × 3— 152-мм/50, 4 × 2— 102-мм/45 |
---|
Зенитная артиллерия | 2 × 4— 40-мм/40, 3 × 4— 12,7-мм пулемёта |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата |
---|
Авиационная группа | 1 катапульта, 2гидросамолёта Supermarine Walrus |
---|
|
---|
|
|