Его Величества Корабль «Куин Мэри» ( англ. HMS Queen Mary )— линейный крейсер Королевского военно-морского флота Великобритании времён Первой мировой войны . Построен в единственном экземпляре. Являлся развитием линейных крейсеров типа «Лайон» . Отличался машинами увеличенной мощности. Погиб в Ютландском сражении .
История создания
Планировался по программе 1910 года как третий корабль типа «Лайон», но фактически получился индивидуальным проектом, так как в нём попытались устранить ряд недостатков «Лайона» и усилить вооружение. Несмотря на предпринятые меры оказался менее совершенным кораблём, нежели «Конго» , построенный в Англии для японского флота. Это обстоятельство привело к заказу линейного крейсера «Тайгер» .
Конструкция
По сравнению с крейсерами типа «Лайон», «Куин Мэри» имел ряд отличий. Корпус был расширен на 0,15 метра, а водоизмещение возросло на 650 тонн. Было изменено расположение орудий противоминного калибра, при этом они получили броневую защиту. На крейсере вернулись к прежнему расположению жилых помещений экипажа— офицерские каюты теперь располагались в корме, матросские кубрики в носу и средней части корабля
Орудия, установленные на «Куин Мэри», могли стрелять более тяжёлым снарядом, чем «Лайоны»— 635кг против 567кг. Верхний броневой пояс был длиннее в передней части корабля, но короче в корме . Энергетическая установка была на 5000 л.с. мощнее, но средняя скорость во время службы фактически была такой же
Служба
После вступления в строй проходил службу в 1-й эскадре крейсеров. С января 1915 года и до своей гибели входил в состав 1-й эскадры линейных крейсеров. Участвовал в Гельголандском бою 28 августа 1914 года . В бою у Доггер-банки не участвовал, так как проходил в это время переоборудование.
31 мая 1916 года в составе британского авангарда принял участие в начальной фазе Ютландского сражения . Вскоре после начала боя «Куин Мэри» оказался под сосредоточенным огнём немецких линейных крейсеров «Зейдлиц» и «Дерфлингер» с дистанции 14 500— 13 300 метров. После попадания снаряда с «Дерфлингера» в носовую часть произошёл мощный взрыв, крейсер разломился надвое и затонул менее чем за 2 минуты. Потери экипажа составили 1276 человек, удалось спастись 6 членам экипажа .
В годы войны кораблём командовал кэптен Р.Х.Хэлл.
«Куин Мэри» |
---|
HMS Queen Mary |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Великобритания |
---|
Класс и тип судна | Линейный крейсер |
---|
Организация | Королевский флот |
---|
Изготовитель | Palmer's Shipbuilding |
---|
Строительство начато | 6 марта 1911 года |
---|
Спущен на воду | 20 марта 1912 года |
---|
Введен в эксплуатацию | августа 1913 года |
---|
Статус | потоплен 31 мая 1916 года |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | нормальное 26 770 т полное 31 650 т |
---|
Длина | 214,4 м |
---|
Ширина | 27,1 м |
---|
Осадка | 8,5 м |
---|
Бронирование | пояс— 102…229мм; траверзы— 102мм; башни— 229мм; барбеты— 761…229мм; боевая рубка— 254мм; палуба— 25…65 мм |
---|
Двигатели | 4 ПТ Parsons |
---|
Мощность | 75 000 л. с. (55,2 М Вт ) |
---|
Скорость хода | 27,5 узла (50,9 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 5610 миль на 10 узлах |
---|
Экипаж | 997 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 4 × 2— 343-мм/45 , 16 × 1— 102-мм/45 |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2 × 2— 533-мм торпедных аппарата |
---|
|
---|
|
|