« Идзуми » (和泉)— бронепалубный крейсер Японского Императорского флота . Построен в Великобритании для Чили под названием « Эсмеральда », ставшей родоначальником класса т.н. « элзвикских крейсеров »— бронепалубных крейсеров с тяжёлыми орудиями. Приобретен Японией, принимал участие в Русско-японской войне .
Получил название в честь древней провинции Японии Идзуми .
Проектирование и постройка
Крейсер «Эсмеральда» спроектирован конструктором Джоржем Ренделом , представляет собой развитие проекта безбронного крейсера «Цукуси» , с улучшенной мореходностью и автономностью.
Описание конструкции
Корпус стальной гладкопалубный, с таранным форштевнем. Две мачты и две дымовые трубы. Высота надводного борта 3,6 метров, двойного дна не предусматривалось. Броневая палуба размещена ниже ватерлинии, впервые по всей длине корабля. Броня стальная, толщина броневой палубы— 51-мм над погребами, 25-мм над машинами, 12,7-мм в оконечностях. Дополнительная защита механизмов обеспечивалась расположенными вдоль борта угольными ямами. Вдоль бортов имелось водонепроницаемая переборка ( коффердам ) заполненная пробкой, предназначенная для предотвращения затопления. По проекту основное вооружение— две 254-мм (25-тонные) нескорострельные пушки Армстронга, установленные в барбетах и шесть 152-мм (4-тонных) пушек Армстронга, установленных в спонсонах .
Служба в Чилийском флоте
Крейсер «Эсмеральда» вошел в состав военно-морского флота Чили в июле 1884 года .
В 1891 году крейсер принял активное участие в гражданской войне между сторонниками Конгресса с одной стороны и сторонниками президента Хосе Мануэля Балмаседы с другой, став самым сильным боевым кораблем конгрессионалистов . 19 и 21 августа 1891 года крейсер «Эсмеральда» вел огонь по берегу, обеспечивая высадку войск конгресса, деморализовав огнем своих тяжелых орудий правительственные войска .
В марте 1894 года корабль был отправлен на ремонт на завод-изготовитель для замены котлов, установки нового вооружения и внесения прочих изменений по опыту прошедших боевых действий. Однако затем чилийским правительством было принято решение о продаже корабля в Японию , остро нуждавшейся в пополнении флота в связи с начавшейся войной с Китаем . Для того, чтобы избежать обвинения в нарушении нейтралитета, продажа крейсера была совершена через Эквадор . Приемка корабля японской командой была произведена 15 ноября 1894 года на Галапагосских островах .
История службы в Японском флоте
Крейсер был приобретен в рамках Срочной программы усиления флота, принятой с началом японо-китайской войны . 5 февраля 1895 года крейсер прибыл в Йокосуку однако до конца боевых действий не успел завершить приёмные испытания.
Межвоенный период
В марте 1898 года «Идзуми» был переклассифицирован в бронепалубный крейсер 3-го ранга.
В 1900 году в ходе подавления восстания ихэтуаней «Идзуми» сопровождал транспорты с японскими войсками, перебрасываемыми в Китае .
В 1899 и 1901 году прошел модернизацию в ходе которой для повышения остойчивости с крейсера сняты боевые марсы , основное артиллерийское вооружение заменено на скорострельные орудия меньшего калибра, заменены торпедные аппараты .
Русско-японская война
Перед началом русско-японской войны крейсер «Идзуми» вошёл в состав 6-го боевого отряда 3-й эскадры Соединённого флота, специально сформированного для наблюдения за Корейским проливом и действий против Владивостокского отряда крейсеров . С 6 февраля 1904 года крейсер в составе своего отряда приступил к сторожевой службе, базируясь в заливе Такесики (на острове Цусима ).
Завершение службы
После русско-японской войны крейсер переквалифицировали во вспомогательный корабль, а в 1912 году вывели из боевого состава флота и сдали на слом.
Носовое украшение крейсера ныне хранится на корабле-музее Микаса .
«Идзуми» |
---|
和泉 |
---|
|
---|
Крейсер «Идзуми» в Сасебо в 1908 году
|
---|
Служба: | |
---|
Класс и тип судна | бронепалубный крейсер |
---|
Изготовитель | Верфи Армстронга ( Элсвик , Великобритания ) |
---|
Строительство начато | 5 апреля 1881 |
---|
Спущен на воду | 6 июня 1883 |
---|
Введен в эксплуатацию | 1884 |
---|
Выведен из состава флота | 1 апреля 1912 |
---|
Статус | разобран в 1912 |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 2920 т |
---|
Длина | 82,29 м |
---|
Ширина | 12,8 м |
---|
Осадка | 5,64 м |
---|
Бронирование | палуба: 13 мм (скосы 25 мм) щиты орудий: 37-51 мм рубка: 51-мм
|
---|
Двигатели | 2 горизонтальные возвратно-поступательные паровые машины типа «компаунд» 4 цилиндрических котла |
---|
Мощность | 6000 л.с. |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 18,25 узлов максимальная |
---|
Дальность плавания | 2200 миль (10 узлов) |
---|
Экипаж | 300 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 2×1 254-мм 6×1 152-мм 2×1 57-мм 5×1 37-мм 2×1 пулемета Гарднера В 1904 году: 2×1 152-мм 6×1 120-мм 2×1 57-мм 6×1 47-мм
|
---|
Минно-торпедное вооружение | 3 × 381-мм ТА В 1904 году: 3 × 457-мм ТА |
---|
|
|