Император Александр I — гидроавиатранспорт Черноморского флота Российской империи.
История
Первая мировая война
После начала Первой мировой войны черноморские моряки приступили к переоборудованию в гидроавианосцы парохода «Император Александр I», который вступил в строй в конце 1914года .
Первое боевое применение корабельных гидросамолетов совместно с остальным флотом состоялось в марте—апреле 1915 года при обстреле турецких укреплений в проливе Босфор. В операции принимали участие гтдроавиатранспорт «Император Николай I» и крейсер «Алмаз» с одним гидросамолетом. Первый обстрел состоялся 28 марта. При повторном рейде, предпринятом 25 апреля того же года, для обеспечения стрельбы корабельной артиллерии использовались гидропланы с гидроавиатранспорта «Император Николай I». Они вели разведку и корректировку огня; при появлении кораблей противника самолеты извещали об этом эскадру с помощью цветных дымов. Кроме того, гидропланы наносили бомбовые удары по батареям противника, расположенным внутри пролива. На каждую машину обычно подвешивали две бомбы по 20 кг и несколько четырехкилограммовых. Применение авиации существенно повысило возможности эскадры в решении боевых задач. Поход к Босфору в начале мая ознаменовался еще одним успехом гидроавиации: 3 мая русские гидропланы совершили налет на Константинополь. Наиболее крупный налет морская авиация совершила на порт Зонгулдак 24 января 1916 г. В нем участвовали 14 гидросамолетов с «Императора Николая I» и «Императора Александра I» . После выхода в точку развертывания с авиатранспортов за 40 минут спустили на воду все самолеты. Из 14 машин 11 дошли до цели, а три из-за поломок не вернулись обратно. Пять самолетов нанесли удар по стоявшему в порту транспорту «Инмингард» водоизмещением 7000 тонн. Бомбометание осуществлялось с высоты 1500 м в условиях противодействия противника. Из четырех сброшенных больших бомб одна попала в транспорт, и он затонул. Остальные гидропланы ввиду облачности цели не обнаружили и отбомбились по портовым сооружениям.
26 августа подобная операция была проведена против болгаро-германских сил в Варне , но на этот раз противник оказал сильное сопротивление: при отходе вражеские самолеты сбросили на русские корабли несколько десятков бомб, повредившие один миноносец .
Совершенно другие задачи пришлось решать гидросамолетам при обеспечении высадки десанта на побережье Лазистана в апреле 1916 года . Оба авиатранспорта осуществляли охранение транспортного конвоя на переходе из Новороссийска и Мариуполя в район бухты Ризе. Их гидропланы вели непрерывное воздушное наблюдение над местом высадки и несли противолодочную охрану рейда. Месяц спустя «Император Николай I» таким же образом участвовал в Трапезундской операции .
Гражданская война
После Февральской революции в 1917 году черноморский авиатранспорт был переименован и получил название «Республиканец». Дальнейшая боевая деятельность была остановлена событиями Октябрьской революции и гражданской войны . Оба корабля увели из Севастополя французские интервенты в 1919 году . Они вошли в состав французского флота и погибли в 1942 году в Тулоне.
«Император Александр I» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия |
---|
Класс и тип судна | гидроавианосец |
---|
Спущен на воду | 1914 |
---|
Введен в эксплуатацию | 1916 |
---|
Выведен из состава флота | Погиб в 1942 году |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 9240 т |
---|
Длина | 117 м |
---|
Ширина | 15,4 м |
---|
Высота | 6,2 м |
---|
Мощность | 5100 л.с. |
---|
Скорость хода | 15 узл. |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 6 120-мм орудий 2 57-мм пушки |
---|
Авиационная группа | 7 гидроаэропланов |
---|
|
|