«Император Александр III» — линкор - дредноут Россиского Императорского военно-морского флота типа «Императрица Мария» .
История
Строительство
11 июня 1911 года заложен на заводе « Руссуд » в Николаеве одновременно с однотипными линкорами « Императрица Мария » и « Императрица Екатерина Великая ». Спущен на воду 2 апреля 1914 года . В начале 1917 года прошёл испытания и вошёл в состав Черноморского флота. После февральской революции переименован в « Волю ».
Первая мировая война
В октябре 1917 года крейсировал у турецких берегов. В ноябре 1917 года выходил в море на перехват турецкого крейсера «Мидилли». В декабре осуществлял эвакуацию частей 127-ой пехотной дивизии с турецкого фронта . Перешёл на сторону большевиков в декабре того же года . Принимал активное участие на стороне большевиков в боях за Одессу в январе 1918 года. 29 апреля 1918 поднял украинский флаг, однако, убедившись что наступление немцев продолжается, он был спущен. 1 мая 1918 года перешёл из Севастополя под Андреевским флагом в Новороссийск , вместе с некоторыми другими кораблями черноморского флота.
Интервенция
После заключения брестского мира германское правительство потребовало от большевиков перевести корабли в Севастополь , находившийся под немецким контролем. Ленин приказал затопить корабли, послав для выполнения этого приказа в Новороссийск Фёдора Раскольникова . На кораблях черноморского флота шли непрерывные митинги для обсуждения судьбы кораблей и массовое дезертирство. На «Воле» после очередного бурного митинга большинством голосов решили вернуться в Севастополь. Кораблём распоряжалась германская оккупационная администрация. С уходом из Севастополя германских войск, на «Воле» и других кораблях 24 ноября 1918 года вновь подняли Андреевские флаги , но явившиеся вместо немцев недавние союзники англичане и французы захватили корабли и под английским флагом и с английской командой отправили их в турецкий порт Измир . .
Гражданская война
В августе 1919 года «Воля» и ряд других кораблей вновь под Андреевскими флагами вернулись во вторично захваченный Добровольческой армией Севастополь . Линкор был переименован в « Генерал Алексеев » (в честь М.В.Алексеева ) и возглавил морские силы белых в Чёрном море. Участвовал в боевых операциях Белой армии против занятого красными побережья Днепро-Бугского лимана. С Тендровского рейда корабль вёл артиллерийские дуэли с очаковскими батареями Красной армии, отражал атаки их самолётов.
Русская эскадра (1920—1924)
В 1920 году в составе Русской эскадры линкор возглавил караван кораблей, эвакуировавший белых из Крыма . Остатки белого флота пришли в Бизерту , французскую военно-морскую базу на африканском побережье. Здесь корабль и остался. Русский военно-морской флаг на корабле был спущен 30 ноября 1924 года .
Гибель корабля
Корабль был формально передан во владение СССР представителям советской власти А.Н.Крылову и Е.А.Беренсу . Но планам возвращения корабля на родину помешал ряд обстоятельств. Посланная в Бизерту советская техническая комиссия констатировала, что линкор «Генерал Алексеев», как и остальные корабли, к тому времени заржавел настолько, что ремонт не оправдал бы себя. В 1936 линкор был разобран на металл.
Наследство линкора «Император Александр III»
Башни главного калибра
Устройство башен линкора «Император Александр III» повлияло на разработку конструкций башен новых французских линкоров типа «Дюнкерк» .
Орудия в Финляндии
Двенадцать 305-мм орудий линкора хранились в арсенале в Бизерте и в 1940 году были предложены Финляндии , а после проведения переговоров просто подарены . Но финны получили только восемь орудий, которые были использованы Финляндией для береговых батарей на островах Макилуото и Куйвисаари . В конце Великой Отечественной войны некоторые из этих орудий были переданы Советскому Союзу и использованы для оборудования советских береговых батарей. В настоящее время одно из орудий находится в в железнодорожном музее в Санкт-Петербурге, а другое, поставленное на специальное железнодорожное шасси, экспонируется в музее на Поклонной горе в Москве.
Орудия на «Атлантическом вале»
Четыре орудия не успели прибыть в Финляндию и были захвачены немцами , которые использовали их для оборудования батареи Мирус Атлантического вала .
В 1957 году два из этих 305-мм орудий были использованы при съемках приключенческого фильма « Пушки острова Навароне ».
«Император Александр III» с 29 апреля 1917 года «Воля»
с 17 октября 1919 года «Генерал Алексеев» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия 1917 УНР 1917—1918 РСФСР 1918 Украинская держава 1918 Германская империя 1918 Британская империя 1918 Россия ( ВСЮР ) 1919—1924 СССР 1924—1936 |
---|
Порт приписки | Севастополь |
---|
Организация | Черноморский флот |
---|
Изготовитель | Завод « Руссуд », Николаев |
---|
Строительство начато | 30 октября 1911 года |
---|
Спущен на воду | 15 апреля 1914 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 26 июня 1917 года |
---|
Выведен из состава флота | 1936 год |
---|
Статус | Разобран на металл |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 22 600 т |
---|
Длина | 168 м |
---|
Ширина | 27,3 м |
---|
Осадка | 9 м |
---|
Двигатели | 4 паровые турбины , 20 котлов системы Ярроу |
---|
Мощность | 26 500 л. с. (19,5 М Вт ) |
---|
Движитель | 4 |
---|
Скорость хода | 21 узел (38,9 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 3000 морских миль |
---|
Экипаж | 1220 офицеров и матросов |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 12 × 305-мм орудий, 20 × 130-мм орудий , 5 × 75-мм орудий |
---|
Минно-торпедное вооружение | Четыре 457-мм торпедных аппарата |
---|
|
|