«Императрица Мария» в 1916 году
«Императри́ца Мари́я» — линкор - дредноут российского флота, головной корабль одноименного типа .
История
11 июня 1911 года заложен на заводе «Руссуд» в Николаеве одновременно с однотипными линкорами « Император Александр III » и « Императрица Екатерина Великая ». Своё название корабль получил по имени вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны , супруги покойного императора Александра III . Корабль спущен на воду 6 октября 1913 года, к началу 1915 года почти достроен. Прибыл в Севастополь днем 30 июня 1915 года .
На ходовых испытаниях линкора выявился дифферент на нос, из-за которого при волне заливало палубу, корабль плохо слушался руля (посадка «свиньёй»). По требованию Постоянной комиссии завод принял меры по облегчению носовой части. Представляют интерес замечания Постоянной комиссии, проводившей испытания линкора: «Система аэрорефрежерации артиллерийских погребов „Императрицы Марии" испытывалась в продолжении суток, но результаты получались неопределенные. Температура погребов почти не понизилась, несмотря на суточную работу холодильных машин. Неудачно выполнена вентиляция. Ввиду военного времени , пришлось ограничиться только суточными испытаниями погребов». К 25 августа приемочные испытания завершились.
С вступлением корабля в строй соотношение сил на Черном море резко изменилось. С 13 по 15 октября 1915 года линкор прикрывал действия 2-ой бригады линейных кораблей (« Пантелеймон », « Иоанн Златоуст » и « Евстафий ») в Угольном районе. С 2 по 4 и с 6 по 8 ноября 1915 года прикрывал действия 2-ой бригады линейных кораблей во время обстрела Варны и Евсинограда. С 5 февраля по 18 апреля 1916 года участвовал в Трапезундской десантной операции .
Летом 1916 года по решению Верховного главнокомандующего Российской армии императора Николая II Черноморский флот принял вице-адмирал Александр Колчак . Адмирал сделал «Императрицу Марию» флагманским кораблем и систематически выходил на нём в море.
20 октября 1916 года на корабле произошёл взрыв порохового погреба , корабль затонул (225 погибших, 85 тяжелораненых). Колчак лично руководил операцией по спасению моряков на линкоре. Комиссии по расследованию событий не удалось выяснить причины взрыва.
Подъём корабля
Во время катастрофы с опрокидывающегося линкора сорвались с боевых штыров многотонные башни 305-мм орудий и затонули отдельно от корабля. В 1931 году эти башни были подняты специалистами экспедиции подводных работ особого назначения ( ЭПРОН ) . В некоторых СМИ распространена информация о том, что будто бы в 1939 году 305-мм орудия линкора были установлены в системе укреплений Севастополя на 30-й батарее, входившей в 1-й артдивизион береговой обороны , а три орудия были установлены на специальных железнодорожных платформах-транспортёрах ТМ-3-12 . , однако эта информация является не более чем пересказом «красивой легенды», начало которой положил факт наличия на 30-й батарее орудийных станков с «Императрицы Марии». Достоверно известно, что одно из орудий было в 1937 году перестволено на сталинградском заводе « Баррикады » и отправлено в качестве запасного ствола на склад в Новосибирске , где и находилось всё последующее время. По мнению С.Е.Виноградова, можно с уверенностью полагать, что ни одно из одиннадцати остальных орудий не имело отношения к обороне Севастополя 1941—1942 годов .
Работы по подъёму корабля начали ещё в 1916 году по проекту, предложенному Алексеем Николаевичем Крыловым . Это было весьма неординарное с точки зрения инженерного искусства событие, ему уделялось достаточно много внимания. Согласно проекту в отсеки корабля, предварительно загерметизированные, подавался сжатый воздух, вытесняя воду, и корабль должен был всплыть вверх килем. Затем планировалось ввести судно в док и полностью загерметизировать корпус, а на глубокой воде поставить его на ровный киль. Во время шторма в ноябре 1917 года корабль привсплыл кормовой частью, полностью всплыл в мае 1918 года. Всё это время в отсеках работали водолазы, продолжалась выгрузка боеприпасов. Уже в доке с корабля была снята 130мм артиллерия и ряд вспомогательных механизмов.
Операцией по подъёму корабля руководили адмирал Василий Александрович Канин и инженер Сиденснер. В августе 1918г. портовые буксиры «Водолей», «Пригодный» и «Елизавета» отвели всплывший корпус линкора в док. В условиях гражданской войны и революционной разрухи корабль так и не был восстановлен. В 1927 году он был разобран на металл.
Вот так вспоминал об этом событии матрос с немецкого линейного крейсера « Гёбен », который был свидетелем проводившихся работ:
В глубине бухты у Северной стороны плавает килем вверх взорвавшийся в 1916г. линкор «Императрица Мария». Непрерывно русские вели работы по его подъёму, и спустя год, килем вверх колосс удалось поднять. Под водой была заделана пробоина в днище, под водой же сняли и тяжёлые трёхорудийные башни. Немыслимо тяжёлая работа! День и ночь напролёт работали насосы, которые выкачивали из корабля находящуюся там воду и одновременно подавали воздух. Наконец его отсеки осушили. Сложность состояла теперь в том, чтобы поставить его на ровный киль. Это почти удалось— но тут корабль снова пошёл ко дну. Заново приступили к работе, и спустя некоторое время, «Императрица Мария» снова плавала вверх килем. Но как придать ей верное положение, на этот счёт решения не было.
Версия гибели линкора
В 1933 году в ходе расследования диверсий на Николаевской судоверфи ОГПУ арестовало агента германской разведки Виктора Вермана, который якобы был завербован немецкими спецслужбами ещё в 1908 году . Из его признательных показаний следует, что он лично руководил операцией по уничтожению «Императрицы Марии». Данная версия гибели линкора не была никем опровергнута.
«Императрица Мария» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия |
---|
Класс и тип судна | Линкор |
---|
Организация | Черноморский флот |
---|
Изготовитель | Завод « Руссуд », Николаев |
---|
Строительство начато | 30 октября 1911 год |
---|
Спущен на воду | 1 ноября 1913 год |
---|
Введен в эксплуатацию | 6 июля 1915 год |
---|
Выведен из состава флота | 20 октября 1916 год (взрыв корабля), 1927 год (фактический вывод) |
---|
Статус | разобран на металл |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | нормальное— 22 600 т , полное— 25 465 т |
---|
Длина | 168 м |
---|
Ширина | 27,3 м |
---|
Осадка | 9 м |
---|
Бронирование | Пояс— 262…125мм, верхний пояс— 100мм, башни— до 250мм, три палубы— 37+25+25мм, рубка— до 300 мм |
---|
Двигатели | 4 паровые турбины , 20 котлов системы Ярроу |
---|
Мощность | 26 500 л. с. (19,5 М Вт ) |
---|
Движитель | 4 |
---|
Скорость хода | 21 узел (38,9 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 3000 морских миль |
---|
Экипаж | 1220 матросов и офицеров |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 12 × 305-мм орудий, 20 × 130-мм орудий , 5 × 75-мм орудий |
---|
Минно-торпедное вооружение | Четыре 457-мм торпедных аппарата |
---|
|
|