Инде́вор ( англ. HMS Endeavour — усилие)— первый корабль , которым командовал британский исследователь, картограф и первооткрыватель XVIII столетия капитан Джеймс Кук . Этот корабль Кук использовал в своей первой экспедиции.
История создания
Индевор появился в 1764 году . Он был построен в доках приморского городка Уитби , расположенном в графстве Йоркшир , где началась карьера Джеймса Кука. Таким образом, и капитан и его корабль начали свою "морскую жизнь" в одном месте. Корабль принадлежал к разряду "кет-билт" – судов с прямым широким носом. В документах первого плавания Джеймса Кука Индевор неизменно называют барком . Особенностями корабля были три мачты , прямые паруса на фок-мачтах и грот-мачтах и бизань без реев. На корабле было 22 пушки , из них 12 на поворотных лафетах . Первый биограф знаменитого мореплавателя, его современник Киппис утверждал, будто Кук сам выбрал Индевор в период подготовки к экспедиции, хотя современные исследования склонны утверждать, что корабль был подобран случайно и без участия Кука. Агенты Корабельной палаты (Navy Board) приобрели судно у владельца 28 марта 1768 года , причём когда покупатели осматривали корабль в Дептфордских доках оказалось, что обшивка, мачты и такелаж требуют основательного ремонта.
В Дептфорде специально для Индевора построили командирский катер , баркас и ял . Катер предназначался для поездок на берег капитана и офицеров , баркас для подвозки на корабль воды, дров и припасов. Индевор имел высокие мореходные качества и капитан Кук отмечал, что судно при ветре в один-два румба позади траверза (крутой бакштаг) следует со скоростью 7,4 узла . "Этот корабль – хороший ходок и лёгок в управлении" ., – писал Кук. Серьёзные испытания в Коралловом море , когда Индевор получил большую пробоину, корабль выдержал с честью. Но и у Индевора были свои недостатки, например отсутствие медной обшивки , предохранявшей деревянный корпус корабля от разрушительной работы корабельных червей . Индевор также был первым судном, с которого точно смогли определить долготу . Это подтверждают навигационные таблицы. Он был первым кораблём, совершившим столь длительный рейс, во время которого от цинги не погиб ни один человек, тогда как цинга в то время губила большинство мореплавателей. Обстоятельства экспедиции Кука пагубно сказались на состоянии судна. 11 июня 1772 года , после четырёхлетнего путешествия, когда "Индевор" вернулся в Лондонский порт, он представлял собой жалкое зрелище.
Дальнейшая судьба
Судьба судна окутана тайной. Существуют две версии того, что же произошло с легендарным барком. По одной – парусник окончил свои дни на Темзе . Согласно другой версии, корабль после кругосветного плавания продали, французу-торговцу, переименовавшему его в "La Liberte" – "Свобода". Француз, в свою очередь, переправил его в Северную Америку , чтобы использовать как китобойное судно . В Америке легендарный барк был сильно повреждён британским кораблём; его останки, возможно, захоронили совладельцы в Ньюпорте , штат Род-Айленд .
«Индевор» |
---|
HMS Endeavour |
---|
|
---|
«Индевор» возле берегов Новой Голландии , Самуэл Аткинс, 1794 год
|
---|
Служба: | Великобритания |
---|
Тип парусного вооружения | Барк |
---|
Организация | Королевский флот |
---|
Спущен на воду | 1764 год |
---|
Выведен из состава флота | Март 1775 года |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 368 тонн ( прибл. ) |
---|
Длина по гондеку | 106 фт (32 м) |
---|
Ширина по мидельшпангоуту | 29 фт 3 дм (8,92 м) |
---|
Двигатели | Паруса |
---|
Скорость хода | 7-8 узлов (13-15 км/ч ) |
---|
|
|