Остов турбоэлектрохода "Иосиф Сталин" «Иосиф Сталин» — советский товаро-пассажирский турбоэлектроход . Использовался как военный транспорт «ВТ-521» , погиб с 3 по 5 декабря 1941 года , в центральной части Финского залива 59.9 , 25.15 59°54′00″ с.ш. 25°09′00″ в.д. / 59.9° с.ш. 25.15° в.д. (G) (O)
Постройка
Товаро-пассажирский турбоэлектроход «Иосиф Сталин» строился в Амстердаме ( Нидерланды ) для Балтийского государственного морского пароходства (линия Ленинград — Лондон).
Лайнер был заложен в 1938 году и через год спущен на воду. В феврале 1940 года судно передали заказчику.
Водоизмещение турбоэлектрохода составляло 7500 т ( дедвейт 3219 т), грузоподъемность 1272 т. Пассажировместимость 512 чел. Экипаж насчитывал 108 чел. Наибольшая длина судна составляла 135,7 м (по грузовой ватерлинии — 130,9, между перпендикулярами 127,2 м), наибольшая ширина— 18,6м и осадка— 6,35м.
«Иосиф Сталин» имел семь палуб. Общая площадь трёх грузовых трюмов равнялась 2380 м². Главная энергетическая установка состояла из четырёх паровых котлов системы Babcock & Wilcox, двух турбин общей мощностью 12800 л. с. и двух гребных электродвигателей мощностью 11800 л. с. Запас угля доходил до 1600 т.
Эвакуация гарнизона Ханко
С началом Великой Отечественной войны «Иосиф Сталин» мобилизован, переименован в военный транспорт «ВТ-521».
В декабре 1941 года под командованием капитана Николая Сергеевича Степанова турбоэлектроход участвовал в эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко .
В ночь со 2 на 3 декабря 1941 года лайнер вышел из Ханко, имея на борту 5589 военнослужащих Красной Армии . Следовал в Кронштадт в составе конвоя, включающего: эсминцы «Стойкий» ( флагман ) и «Славный» , 5 тральщиков , катер ЯМБ , семь катеров морских охотников и четыре торпедных катера .
В 01:14 во время прохождении советских минных полей, при перемене курса по сигналу «Стойкого», «Иосиф Сталин» вышел из протраленной полосы и подорвался последовательно на трёх минах . Получил значительные повреждения: повредило корму , разрушило трюм №3. С 03:25 спасательная операция находилась под обстрелом финской береговой батареи Макилуото (англ.) русск. . От попадания 12-дюймового снаряда произошла детонация боеприпасов на транспорте. Судно начало погружаться в воду. Базовым тральщикам 205, 211, 215, 217 и пяти катерам морской охраны, несмотря на минную опасность, удалось снять с гибнущего корабля и поднять из воды 1740 человек. Дальнейшая спасательная операция была отменена.
Захват в плен советских военнослужащих, выживших после катастрофы лайнера «Иосиф Сталин». Фотография сделана с немецкого корабля.
После ухода кораблей охранения судно, осев в воду по палубу, прекратило погружаться и с 3 по 5 декабря 1941 года дрейфовало к мысу Лохусалу (англ.) русск. на побережье Эстонии . По свидетельству очевидцев, 5 декабря советским командованием охраны водного района Гогланда был отдан приказ о торпедировании лайнера силами 1-го отряда 2-го дивизиона бригады торпедных катеров, чтобы исключить его захват противником. Приказ был отменён на этапе исполнения.
Оставшиеся в живых военнослужащие и члены экипажа судна (по оценке всего около 3000 человек , точное количество неизвестно) были эвакуированы немецкими кораблями и взяты в плен .
Послевоенная судьба капитана лайнера Н. С. Степанова неизвестна, предположительно расстрелян НКВД .
Дальнейшая судьба судна
11 июля 1945 года средняя часть судна была поднята и приведена в Таллин , где впоследствии разрезана на металл. Оставшуюся неподнятой часть судна можно и поныне увидеть в нескольких сотнях метров от восточного берега полуострова Лохусалу
«Иосиф Сталин» |
---|
Иосиф Сталин |
---|
|
---|
|
---|
Флаг | CCCP |
---|
Класс и тип судна | лайнер (грузопассажирский турбоэлектроход), круизное судно класса Иосиф Сталин |
---|
Порт приписки | Ленинград |
---|
Организация | Балтийское морское пароходство → ДКБФ ВМФ СССР |
---|
Оператор | Балтийское морское пароходство |
---|
Изготовитель | N.V. Nederlandsche Dok & Scheepsbouw Maats., Амстердам , Нидерланды |
---|
Спущен на воду | 1939 год |
---|
Введен в эксплуатацию | 1 мая 1940 года |
---|
Выведен из состава флота | Погиб 5 декабря 1941 года |
---|
Статус | Средняя часть поднята 11 июля 1945 года и сдана на слом, фрагменты носовой и кормовой частей находятся на глубине 12-14 метров |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 7500 тонн |
---|
Длина | 135,7 м |
---|
Ширина | 18,6 м |
---|
Осадка | 6,35 м |
---|
Двигатели | 4 паровых котла системы Babcock & Wilcox (Бабкок—Уилкокс), 2 гребных электродвигателя |
---|
Мощность | 11 800 л. с. |
---|
Скорость хода | 15,0 узла |
---|
Экипаж | 108 |
---|
Пассажировместимость | 512 |
---|
Регистровый тоннаж | 1272 тонн, 2380 м³ |
---|
|
|