«Изяслав» — эскадренный миноносец одноимённого типа , построенный по программе «усиленного» судостроения на 1913 — 1917 годы и принадлежавший к числу эскадренных миноносцев типа «Новик» .
История службы
Служба в 1917—1933 годах
Сборка эсминца на стапеле была начата 6 сентября 1913 года (официальная церемония закладки произведена 27 октября 1913 года ). Спущен на воду 9 октября 1914 года , 17 августа 1916 года эсминец был предъявлен к испытаниям, в декабре того же года вошёл в состав 13-го (бывшего 3-го) дивизиона минной дивизии Балтийского флота, 16 июня 1917 года «Изяслав» вошёл в состав Балтийского флота, став флагманом 13-го дивизиона эсминцев. В апреле 1917 года на эсминец было установлено 5-е 102-мм орудие, а в августе того же года— 76-мм зенитная пушка Лендера (вместо 63-мм орудия) .
«Изяслав» участвовал в Моонзундской операции в сентябре-октябре 1917 года; в период проведения операции коснулся грунта и погнул правый гребной вал (вследствие чего правая турбина была разобрана). 25 октября 1917 года перешёл на сторону советской власти, зимой 1917—1918 годов базировался на Гельсингфорс . С 10 по 18 апреля 1918 года корабль принимал участие в «Ледовом походе» Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт (часть перехода эсминец проделал на буксире транспорта «Люси») . Вскоре после завершения похода перешёл на базирование в Петроград, встал к стенке Обуховского завода . С октября 1918 года по декабрь 1919 года корабль находился в резерве. 21 апреля 1921 года «Изяслав» был введён в состав Морских сил Балтийского моря (с 11 января 1935 года — Краснознамённого Балтийского флота), состоя во 2-м дивизионе эсминцев . Весной— летом 1921 года эсминец прошёл восстановительный ремонт. 31 декабря 1922 года «Изяслав» получил новое название— «Карл Маркс» .
С 1 ноября 1925 по 17 декабря 1927 года корабль проходил капитальный ремонт, в ходе которого на корабле были установлены треногие мачты и 37-мм автомат Максима. С 4 по 15 августа 1930 года «Карл Маркс» участвовал в заграничном походе в Норвегию , 8-11 августа находился с визитом в Осло .
Модернизация
В 1934 — 1937 годах «Карл Маркс» прошёл капитальный ремонт и модернизацию. На корабле был устроен закрытый мостик, установлена новая радиоаппаратура, снято 1 102-мм орудие и 1 торпедный аппарат , треногие мачты заменили на обычные. Вместо снятой зенитной артиллерии на «Карл Маркс» были установлены 4 45-мм автомата 21-К и 2 12,7-мм пулемёта ДШК . Во время модернизации, в 1935—1936 годах, на эсминце проходили испытания 50-мм динамореактивной пушки системы Курчевского . После модернизации полное водоизмещение корабля возросло до 1800 тонн. Экипаж модернизированного корабля составил 168 человек
Служба в 1939—1941 годах
Эсминец принимал участие в Советско-финской войне в декабре 1939 — январе 1940 годов , производил обстрелы финских береговых укреплений и выполнял контрольное траление . Летом 1940 года на корабле проходили испытания 305-мм безоткатного орудия
К началу Великой Отечественной войны эсминец входил в состав 3-го дивизиона эсминцев в Таллине . В июне-августе «Карл Маркс» активно участвовал в боевой службе, выполняя минные постановки, конвоировал суда. Корабль участвовал в обороне Таллина
1 июля 1941 года , во время эскортирования конвоя из Таллина в Кронштадт, «Карл Маркс» подорвался в районе острова Гогланд на морской мине. Подрыв мины разрушил кормовую часть эсминца. «Карл Маркс» был отбуксирован в Кронштадт и в течение июля был полностью восстановлен Морским заводом , после чего в начале августа вернулся в Таллин. 8 августа 1941 года в бухте Харалахт ( Папонвик ) на корабль был совершён налёт немецкой авиации, в результате которого корабль затонул на отмели у посёлка Локса . При налёте погибло 38 человек, ещё 47 человек было ранено. 9 августа , перед уходом в Таллин, «Карл Маркс» был взорван экипажем (по другой версии— уничтожен советскими торпедными катерами ) и 12 августа окончательно разрушен диверсионной группой . Исключён из состава ВМФ СССР 31 августа того же года. В 1962 — 1963 годах аварийно-спасательной службой КБФ с помощью взрывов и автогена «Карл Маркс» был разделан на части, поднят и сдан на слом
«Изяслав» (с 1922 года— «Карл Маркс») |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия РСФСР СССР |
---|
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
---|
Организация | ВМФ Российской Империи ВМФ СССР |
---|
Изготовитель | Беккер и К |
---|
Строительство начато | 6 сентября 1913 |
---|
Спущен на воду | 9 октября 1914 |
---|
Введен в эксплуатацию | 16 июня 1917 |
---|
Выведен из состава флота | 8 августа 1941 затоплен немецкой авиацией |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1 390 т |
---|
Длина | 107,0 м |
---|
Ширина | 9,5 м |
---|
Осадка | 4,1 м |
---|
Двигатели | 2 паровые турбины |
---|
Мощность | 32 700 л. с. |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 35,0 узлов |
---|
Дальность плавания | 1 880 миль на скорости 21,0 узел 350 миль на 35,0 узлах |
---|
Экипаж | 150 |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 5×1 102-мм АУ (в 1934 году одно орудие снято) |
---|
Зенитная артиллерия | 1 63-мм пушка Обуховского завода (до августа 1917), 1 76-мм пушка Лендера (с августа 1917 по 1934), 4×45-мм АУ 21-К (с 1934), 12,7-мм пулемёты |
---|
Минно-торпедное вооружение | 3х3 457-мм ТА |
---|
|
|