Калиакрия (с 24 ноября 1926 года — «Дзержинский» )— эскадренный миноносец типа «Фидониси» , принадлежавший к числу эскадренных миноносцев типа «Новик» .
История службы
Зачислен в списке судов Черноморского флота 2 июля 1915 года . Заложен на стапеле Николаевского адмиралтейства, арендованном ОНЗиВ 29 октября 1915 года , спущен на воду 14 августа 1916 года . В 1917 году , после завершения швартовочных испытаний, перешёл из Николаева в Севастополь для окончательной достройки и приёмных испытаний. 12 ноября 1917 года «Калиакрия» был принят в состав 3-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота .
Участия в боевых действиях корабль не принимал. 16 декабря 1917 года эскадренный миноносец «Калиакрия» вошёл в состав советского флота. В январе 1918 года принимал участие в установлении советской власти в Феодосии . После предъявления германским командованием 25 апреля ультиматума советскому правительству о сдаче Черноморского флота 29 апреля 1918 года «Калиакрия» вместе с частью кораблей ушёл из Севастополя. 1 мая 1918 года корабль прибыл в Новороссийск ; 18 июня корабль по решению советского правительства был затоплен экипажем на глубине 28 метров (во избежание захвата германскими войсками) .
В период с 17 июня по 4 октября 1925 года в ходе специальной операции эсминец «Калиакрия» был поднят Черноморской партией ЭПРОН . 27 апреля 1926 года корабль отбуксировали в Николаев для восстановительного ремонта. 24 ноября 1926 года эсминец был переименован в «Дзержинский». С 1 января 1927 по 24 августа 1929 года корабль проходил восстановительный и капитальный ремонты, после завершения которых 29 августа 1929 года был принят в строй Морских Сил Чёрного моря , став флагманом 1-го дивизиона эскадренных миноносцев. В декабре 1929 года «Дзержинский» нанёс визит в Стамбул . В 1933 — 1934 годах корабль прошёл второй капитальный ремонт на Севморзаводе .
К началу Великой Отечественной войны эскадренный миноносец входил в состав 1-го дивизиона эсминцев. В ходе войны участвовал в минных постановках, эскортировании транспортов у кавказского побережья и обороне Одессы . С конца сентября 1941 по март 1942 года «Дзержинский» находился на среднем ремонте в ВМБ Поти , после окончания которого участвовал в обороне Севастополя
14 мая 1942 года эсминец следовал с маршевым пополнением из Новороссийска в Севастополь . На подходе к Севастополю в тумане «Дзержинский» отклонился от фарватера и подорвался на мине советского оборонительного минного заграждения. От взрыва мины корабль переломился и затонул на глубине около 120 метров в точке 44° 27’ с.ш. 31° 19’ в.д. При этом погибло 158 членов экипажа и 110 (по другим данным 125) солдат маршевого пополнения. Спасти удалось только 27 человек, в том числе командира корабля. 24 июня 1942 года эсминец был исключён из состава советского ВМФ
«Каликрия» (с 1926 года— «Дзержинский») |
---|
|
---|
Эсминец «Дзержинский» (бывший «Калиакрия»)
|
---|
Служба: | Россия РСФСР СССР |
---|
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
---|
Организация | ВМФ Российской Империи ВМФ СССР |
---|
Изготовитель | Николаевское адмиралтейство |
---|
Строительство начато | 29 октября 1915 |
---|
Спущен на воду | 14 августа 1916 |
---|
Введен в эксплуатацию | 30 октября 1917 |
---|
Статус | погиб 14 мая 1942 (подрыв на мине) |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1326 т (нормальное), 1580 т (полное). После модернизации: 1460/1780 т (нормальное/полное) |
---|
Длина | 93,26 м |
---|
Ширина | 9,05 м |
---|
Осадка | 3,2 м |
---|
Двигатели | 2 паровые турбины «Парсонс», 5 котлов «Торникрофт» |
---|
Мощность | 29 000 л. с. (контрактная) |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | около 33,0 узлов (контрактная) |
---|
Дальность плавания | После модернизации: 1450 миль на 16 узлах. |
---|
Экипаж | 136 человек, в том числе 9 офицеров |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 4х1 102-мм/60 орудий (боезапас 600 патронов) |
---|
Зенитная артиллерия | 2 57-мм (до марта 1917— 2 40-мм автомата «Виккерс»), с начала 1930-х— 2 76-мм пушки Лендера С конца 1930-х— 4 12,7-мм пулемёта ДШК |
---|
Минно-торпедное вооружение | 4х3 457-мм ТА образца 1913 года (14 торпед образца 1910 года или 45-12 ), 80 мин образца 1908 или 1912 годов |
---|
|
|