« Капитан Керн », с 31 марта 1925 года — « Рыков », с 13 февраля 1937 года — « Валериан Куйбышев »— эскадренный миноносец типа «Лейтенант Ильин» (вторая серия эсминцев типа «Новик» ). Построен по программе усиленного судостроения (т.н. большая судостроительная программа).
История службы
Зачислен в списки судов БФ 29 августа 1913 года , заложен 21 ноября 1913 год , спущен на воду 14 августа 1915 года , но строительство вскоре было приостановлено, а корабль законсервирован. Работы по достройке возобновились только с 10 декабря 1924 года . Окончательно эсминец вошёл в строй МСБМ 15 октября 1927 года .
Служба между войнами, Зимняя война
В августе (с 18 по 23 ) 1929 года участвовал в походе кораблей МСБМ в порты Германии и Литвы— сам «Рыков» совместно с «Лениным» посетил Пиллау . С 18 мая по 5 августа 1933 года в составе ЭОН-1 (вместе с ЭМ «Урицкий» ) перешёл по Беломорско-Балтийскому каналу на Север и вошёл в состав СВФ (вошёл в состав отдельного ДЭМ СВФ) . В 1938 году прошёл капитальный ремонт на заводе «Красная Кузница» в Архангельске . 30 ноября — 1 декабря 1939 года «Куйбышев» совместно с «Грозным» осуществляли прикрытие операции по занятию Петсамо (единственная операция эсминца в этой войне)
Вторая мировая война
На начало войны организационно входил в состав 1-го ОДЭМ (вместе с «Урицким» и «Карлом Либкнехтом» . 23 июня в 2.42 по ошибке обстрелял свои самолеты— бомбардировщики СБ . В конце июня— начале июля оказывал огневую поддержке войская 14-й армии, и конвоировал транспорты с войсками в Мотовский залив и губу Титовка . 30 июня при выполнении огневой поддержки совместно с ЭМ «Урицкий» был атакован 16-ю Ju-88 и в течение двух часов отбивал атаки. В итоге эсминцы повреждений не получили, ранено осколками 5 моряков. 13 июля безуспешно пытался перехватить немецкие ЭМ, которые потопили сторожевые корабли «Пассат» и РТ-67 (совместно с «Урицким» , «Громким» , «Гремящим» и «Стремительным» ). 4 августа встретил с сопроводил до Полярного британскую ПЛ Tigris . 14 августа выставил мины в губе Зубовская. В течение 25 августа совместно с «Урицким» осуществлял охранение плавбазы «Мария Ульянова» после попадания в неё торпеды с U-571 и отражая налёты вражеской авиации. 9 сентября участвовал в отражении налета вражеской авиации на Иоканьгу . С 4 по 12 октября проходил докование в Лайском сухом доке. 14 октября перешёл в Молотовск , где на корабль была установлена размагничивающая обмотка ЛФТИ. Ремонт закончился 21 ноября, но из-за сложной ледовой обстановки эсминец только при помощи ледокола смог покинуть Белое море [
С 17 января по 4 февраля 1942 года «Куйбышев» стоял в доке, где на него была установлена ледовая обшивка. 23 февраля при конвоировании конвоя в районе о. Вешняк— Терско-Орловский в правом параване на расстоянии 7— 10м в районе 50— 60 шп. взорвалась мина. В результате «контузии» получили повреждения и вышли из строя вспомогательные механизмы, гирокомпас и магнитные компасы, орудие №1и ТА №1. Просели фундаменты трех котлов (№1, 2 и 3). Были разрушения в офицерских каютах и в кают— кампании. Но экипаж после устранения повреждений продолжал выполнение боевой задачи. В итоге с 4 марта по 3 мая корабль стоял в ремонте на заводе «Севморпути» (СРЗ-35) в Росте
27 мая в 19.00 отряд эсминцев в составе «Куйбышева», «Грозного» и «Сокрушительного» вышли на усиление конвоя PQ-16 . 28 мая корабли встретили конвой и заняли свои места в ордере. В течение 30 мая корабли охранения отражали налеты Люфтваффе. Эсминец по данным радиопереговоров был направлен на поиски сбитого в бою командира полка Дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова , но после двухчасовых поисков летчика не обнаружил. По прибытию в базу вновь встал на ремонт
8 июля вышел на поиски каравана PQ-17 . 10 июля при возвращении атакован авиацией противника, но повреждений не получил. Вечером 10 июля после дозаправки топливом вновь вышел в море с той же задачей. Кораблями— в отряд входили также «Урицкий» и «Грозный» — был обследован район от м. Святой Нос до 72 параллели и от м. Канин Нос до Новой Земли . 12 июля эсминец обнаружил 4 пустые шлюпки. Только 22 июля после прохождения м. Канин Нос ими были обнаружены 5 британских и один советский транспорты, которые были отконвоированы до Соломбальского рейда . 17— 19 сентября входил в состав охранения конвоя PQ-18 . В районе м. Канин Нос в течение двух часов отражал налет немецкой авиации. 3 октября совместно с СКР «Гроза» вышли к проливу Югорский Шар . 4 октября под ударами волн у эсминца сорвало ледовую обшивку и была повреждена противоминная обмотка. 10 октября в проливе Югорский Шар отряд встретил ЭОН-18 (лидер «Баку» и эсминцы «Разумный» и «Разъярённый» ), прибывший по Северному морскому пути с Дальнего Востока
20— 24 ноября оказывал помощь аварийному эсминцу «Сокрушительный» в условиях 9-бального шторма (с последующим усилением до 10— 11 баллов). Всего на корабль удалось перевести 176 человек, из них четверо умерли не приходя в сознание, 9 человек утонули у борта. С 25 ноября по 8 декабря стоял в ремонте— устранение повреждений от шторма. Тогда же демонтировали систему ЛФТИ, которая вышла из строя
8 марта 1943 года совместно с «Урицким» встречал ПЛ С-55 и С-56 , завершавших переход с Тихого океана. В дальнейшем основной задачей корабля становится конвойная служба. 24 июля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР эсминец награждён орденом Красного Знамени . В августе— сентября корабль прошёл текущий ремонт на завод №402 в Северодвинске , в ходе которого было заменено 50% трубок котлов, усилена зенитная артиллерия (добавлено два Эрликона ), установлена ГАС «Дракон-128с» и обмотки размагничивания . До середины 1944 года в основном участвовал в эскортировании конвоев и имел несколько контактов в вражескими подводными лодками, но определить достоверный факт уничтожения хотя бы одной субмарины не удалось. 6 июня 1944 года встал на средний ремонт на СРЗ-35 в Росте , который продлился до 6 апреля 1945 года. Единственной в 45-м году и последней боевой операций «Куйбышева» в войне стала встреча союзного конвоя JW-66 25 апреля 1945 года .
Послевоенный период
В 1947 году на корабле в экспериментальных целях была установлена система успокоителй качки (управляемые боковые рули). Далее, на протяжении последующих двух лет на эсминце прошли испытания три типа таких рулей. В качестве корабля-мишени участвовал в испытании атомного оружия у берегов Новой Земли 21 сентября 1955 года (1200м от эпицентра). Корабль не получил серьёзных повреждений, которы повлияли бы на его боеспособность (исключая, конечно, радиоактивное заражение). Разобран на металл в Архангельске в 1957—1958 гг .
«Капитан Керн» с 1925 года - «Рыков»,
с 1937 года - «Валериан Куйбышев» |
---|
|
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия РСФСР СССР (1924—1935) СССР |
---|
Класс и тип судна | эскадренный миноносец |
---|
Порт приписки | Петербург |
---|
Изготовитель | Путиловский завод |
---|
Строительство начато | 21 ноября ( 5 декабря ) 1913 года |
---|
Спущен на воду | 14 ( 28 августа ) 1915 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 15 октября 1927 года |
---|
Выведен из состава флота | 12 декабря 1956 года |
---|
Статус | разобран на металл |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1360 т (1720 в 1944) |
---|
Длина | 98 м |
---|
Ширина | 9,34 м |
---|
Высота | 3,9 м |
---|
Двигатели | 2 паровых турбины «Браун-Бовери-Парсонс», 4 ПК «Вулкан» |
---|
Мощность | 30000 л. с. (21,03 М Вт ) |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 34 узла |
---|
Дальность плавания | 1720 миль (16 узлов) |
---|
Экипаж | 150 (с 1937 года 182) человек |
---|
Вооружение |
---|
Радиолокационное вооружение | РЛС тип 291, SF |
---|
Артиллерия | 4 × 102/60-мм |
---|
Зенитная артиллерия | 1 × 1 40-мм; на 1944 год: 2 × 1 21-К , 2 × 1 70-К , 2 × 1 Эрликона |
---|
Противолодочное вооружение | 10 глубинных бомб (на 1944 год 46), ГАС «Дракон-128с» |
---|
Минно-торпедное вооружение | 3 трехтрубных 457-мм торпедных аппарата , до 80 морских якорных мин |
---|
|
|