« Касаги »— бронепалубный крейсер Японского Императорского флота . Первый из двух крейсеров типа «Касаги» , построенных по Второй чрезвычайной программе пополнения флота 1896 года. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне . Получил название в честь горы Касаги , расположенной в современной префектуре Киото в центральной части Японии .
Строительство корабля
Крейсер «Касаги» построен в Филадельфии на верфях фирмы «Вильям Крамп и сыновья» , на той же верфи был построен крейсер «Варяг» .
История службы
На следующий день после ввода в строй «Касаги» принял участие в параде, посвящённом окончанию испано-американской войны . В ноябре 1898 года убыл в Великобританию для установки 152-мм орудий на заводе «Армстронга». 16 мая 1899 года прибыл в Японию. В апреле 1900 года крейсер принимал участие в больших манёврах Императорского флота в составе Блокирующей эскадры. 13 апреля во время стоянки Блокирующей эскадры в бухте Кагосима «Касаги» столкнулся в тумане с пароходом «Майяджима Мару». Крейсер остался в строю и продолжил участие в манёврах, а пароход во избежание гибели был вынужден выброситься на берег. В 1900 году крейсер в составе Международной эскадры принимал участие в подавлении восстания ихэтуаней в Китае . Из экипажа корабля 52 человека были направлены в качестве десанта для действий на берегу. В середине июля 1901 года участвовал в очередных манёврах, в ходе которых отрабатывалось нападение на порт Сасебо . В августе 1901 года «Касаги», совместно с крейсером «Ивате» , посетил с визитом Владивосток .
Русско-японская война
Перед началом русско-японской войны крейсер «Касаги» вошёл в состав 3-го боевого отряда 1-й эскадры Соединённого флота. 9 февраля 1904 года крейсер в составе своего отряда принял участие в бою с 1-й Тихоокеанской эскадрой. По русским кораблям с крейсера было выпущено 17 снарядов (в том числе 13— 152-мм и 8— 120-мм). Прямых попаданий в крейсер не было, однако в результате близкого разрыва русского 12-дюймового снаряда треснула коечная сетка у орудия №9, также получил повреждение дефлектор вентилятора передней дымовой трубы, перебита одна из швартовых цепей .
В марте 1904 года «Касаги» и «Ёсино» были присоединены к 2-му боевому отряду 2-й эскадры Соединённого флота под командованием вице-адмирала Камимура , приняв участие в первом походе к Владивостоку и обстреле города. 13 апреля крейсер в составе 3-го отряда вёл бой с крейсером «Баян» , вышедшем на помощь миноносцу «Страшный» . 14 мая «Касаги» действовал в составе отряда адмирала Насиба. Около 10.50 броненосец «Хацусэ» подорвался на мине, установленной минным заградителем «Амур» . Через несколько минут произошёл подрыв броненосца «Ясима» . «Касаги» пытался оказать помощь «Хацусэ», но в 12.33 броненосец подорвался на ещё одной мине и быстро затонул. «Касаги» принял участие в спасении людей, подняв из воды 134 человека, и вёл огонь по русским миноносцам, вышедшим из Порт-Артура . 23 июня при выходе русской эскадры в море «Касаги» в составе отряда вёл наблюдение за действиями русских кораблей. 10 августа в ходе боя в Жёлтом море «Касаги» вёл огонь по броненосцу «Полтава» , участвовал в неудачном преследовании «Аскольда» и «Новика» .
В Цусимском сражении «Касаги» был флагманским кораблём командира 3-го боевого отряда вице-адмирала С. Дева Именно по «Касаги» был сделан первый выстрел сражения с броненосца «Орёл» . Около 14.30 крейсера 3-го отряда вступили в бой с русскими крейсерами «Олег» , «Аврора» и «Жемчуг» , а также вели огонь по плавучей мастерской «Камчатка», буксирному пароходу «Русь» и транспортам. В 17.08 «Касаги» получил попадание снарядом ниже ватерлинии , в результате чего была затоплена угольная яма и одно котельное отделение. Корабль был вынужден выйти из боя для исправления повреждений. Всего на крейсере был убит один человек и девять получили ранения .
Между двух войн
В октябре 1908 года крейсер принимал участие в первых крупных манёврах Императорского флота после русско-японской войны, действуя в составе второй эскадры под командованием вице-адмирала С. Дева. С 1910 года «Касаги» служил в качестве учебного корабля. С октября 1910 по март 1911 совершил плавание с кадетами на борту к Гавайским островам . В 1912 году в ходе модернизации цилиндрические котлы были заменены на котлы «Миябара».
Первая мировая война
С началом Первой мировой войны «Касаги» продолжал использоваться в качестве учебного корабля. 20 июля 1916 года крейсер выскочил на камни в Сангарском проливе (пролив Цугару). Серьёзные повреждения корпуса не позволили спасти крейсер. После демонтажа части оборудования корабль был оставлен экипажем и затонул 10 августа 1916 года.
«Касаги» |
---|
笠置 |
---|
|
---|
«Касаги» в Кобе в 1898 году
|
---|
Служба: Япония | |
---|
Класс и тип судна | бронепалубный крейсер |
---|
Изготовитель | «Вильям Крамп и сыновья» , Филадельфия , США |
---|
Заказан к постройке | 1896 |
---|
Строительство начато | 13 февраля 1897 |
---|
Спущен на воду | 20 января 1898 |
---|
Введен в эксплуатацию | 24 октября 1898 |
---|
Статус | затонул 10 августа 1916 в Сангарском проливе (пролив Цугару) в результате кораблекрушения |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 4900 т |
---|
Длина | 114,1 м |
---|
Ширина | 14,9 м |
---|
Осадка | 5,41 м |
---|
Бронирование | палуба: 37—63 мм (скосы 114 мм) щиты 203-мм орудий: 63-114 мм щиты 120-мм орудий 63 мм боевая рубка: 114 мм |
---|
Двигатели | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения 12 Цилиндрических паровых котлов |
---|
Мощность | 15500 л.с. |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 22,5 узлов максимальная |
---|
Дальность плавания | 4000 миль |
---|
Экипаж | 405 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 2×1 203-мм 10×1 120-мм 12×1 76-мм 6×1 47-мм |
---|
Минно-торпедное вооружение | 5 × 360-мм ТА |
---|
|
|