«Clemenceau» R 98 — французский авианосец , головной корабль своего типа . Назван в честь премьер-министра Жоржа Клемансо , второй французский корабль, получивший это имя.
История
В начале 50-х годов, США и Великобритания разработали ударные авианесущие корабли, способные нести ядерное авиационное оружие. Понимая преимущества данного типа вооружения, Франция рассчитывая на технологическую помощь со стороны своих союзников, тоже начала разработку ударного авианосца. К сожалению для французского правительства, союзники не захотели делиться технологиями. После окончания строительства, данный корабль, и однотипный с ним «Фош» R 99 был введён в состав флота, как многоцелевой авианосец.
После разработки Францией собственной лёгкой авиационной ядерной бомбы, была проведена модернизация палубных штурмовиков Étendard до Super Étendard . Это позволило Франции разместить своё ядерное оружие на авианесущих кораблях, что позволяло в случае необходимости превратить их из многоцелевых в ударные.
Описание
Лёгкий многоцелевой авианосец , предназначен для поддержки действий флота и десанта с воздуха, также в задачи R 98 входила борьба с подводными и надводными силами противника. Оснащён плоской полётной палубой. Посадочная площадка повёрнута на 8 градусов относительно линии корабля. На палубе установлены: 2 паровые катапульты, 2 самолётоподъёмника. Корабль способен принимать самолёты максимальной массой не более 18 тонн. Под полётной палубой расположен ангар, размером: 180 х 25м, вместимостью до 40 летательных аппаратов.
Служба
1982—1984 гражданская война в Ливане . Корабль постоянно менялся с «Фош» R 99 , оказывая постоянную воздушную поддержку французским миротворческим силам.
1987—1988 операция «Прометей». Авианосец расположился в Оманском заливе, для защиты французских торговых кораблей в Персидском заливе от иранских боевых катеров, во время войны между Ираном и Ираком . Во время проведения операции, был сбит иранский P-3 Orion, перехваченный F-8 из авиакрыла авианосца [ источникнеуказан828дней ] .
1990 корабль, сопровождаемый ракетным крейсером Colbert и танкером Var, перевёз 40 вертолетов (SA-341F/ −342 Gazelles, SA-330 Pumas), три Br-1050 Alizés и грузовики в Ирак во время операции «Буря в пустыне» .
1993—1996 несколько походов, во время которых совершаются боевые вылеты по поддержке сил ООН , на территории бывшей Югославии .
Корабль участвовал во многих учениях НАТО .
На авианосце был снят фантастический фильм режиссера Ива Чампи "Небо над головой". В этом фильме о неудачном контакте с прилетевшими инопланетянами, который чуть не привел к ядерной войне, весьма впечатляюще показаны взлеты и посадки самолетов.
Утилизация
Самая трагичная часть службы авианосца-это его разделка на лом . 31 декабря 2005 года начался переход Clemenceau в Аланг Индия , однако сразу же Гринпис начал протестовать против планов Франции произвести разделку корабля, дело в том, что корабль строился в 50-х годах XX века, когда никто об экологических особенностях материалов не заботился, корабль построен с применением асбеста , свинца , ртути . Однако, уже 6 января 2006 года Верховный Суд Индии, запретил вход корабля в воды Индии. В начале января 2006 года, египетские власти лишили права прохода по Суэцкому каналу . 15 января судну наконец позволили пройти. Это решение моментально было раскритиковано всевозможными экологическими организациями. , после чего президент Франции Жак Ширак приказал Clemenceau возвратить. 8 февраля 2009 корабль прибыл в Великобританию, где его предполагается утилизировать на верфи компании «Эйбл ЮК».
«Клемансо» |
---|
«Clemenceau» R 98 |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Франция |
---|
Класс и тип судна | Многоцелевой авианосец типа «Клемансо» |
---|
Порт приписки | Брест |
---|
Спущен на воду | 21 декабря 1957 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 22 ноября 1961 года |
---|
Выведен из состава флота | 1 октября 1997 года |
---|
Статус | Ожидает утилизацию |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 32 800 т (стандартное) |
---|
Длина | 265 м |
---|
Ширина | по ватерлинии— 32м, по полётной палубе— 51,2 м |
---|
Осадка | 8,6 м (при стандартном водоизмещении) |
---|
Двигатели | Паросиловая установка, 2 вала |
---|
Мощность | 126 000 л. с. (суммарная) |
---|
Движитель | 4 |
---|
Скорость хода | 32 узла (максимальная) |
---|
Экипаж | до 1900 (включая 582 человека авиагруппы) |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 4 × 1— 100-мм 1968 Cadam |
---|
Зенитная артиллерия | 8 × 40-мм |
---|
Ракетное вооружение | 2 « Наваль Кроталь » |
---|
Авиационная группа | 40 самолётов: 15 Super Étendard 4 Étendard IVP 8 F-8E(FN) Crusader 8 Alizé 2 Dauphin Pedro 2 Super Frelon |
---|
|
|