«Коронель» ( нем. Coronel )— немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны . Коронель, бывшее торговое судно «Того» ( нем. Togo ), в германском флоте обозначался как HSK -10 и «Шифф-14» ( нем. «Schiff 14» ) , во флоте Великобритании — «Рейдер „K"»
Этот корабль оказался последним представителем класса вспомогательных крейсеров, вошедшим в состав германского флота. Но ход истории распорядился так, что он не сумел покинуть воды, контролируемые Третьим рейхом.
История создания
Сухогруз «Того» был построен на верфи «Вулкан» в Бремене по заказу гамбургской компании «Воэрманн Линие» («Линии Воерманн» ). 13 августа 1938г. судно спустили на воду, и 22 сентября того же года оно вошло в строй . После начала Второй мировой войны прорвалось через блокаду и вернулось в Гамбург , где 1 марта 1940г. было реквизировано кригсмарине . 18 августа 1940 года его переделали в минный заградитель .
Затем РВМ приняло решение переоборудовать его во вспомогательный крейсер. 16 июня 1941 года корабль вывели из подчинения командующего минными заградителями . Работы заняли период времени больше года— с 7 июня 1941 года по 25 октября 1942 года, которые проводились на верфях «Вилтон-Фейеноорд» в Схидаме («Вилтон» в Роттердаме ), «Одерверке» в Штеттине и верфи ВМС в Готенхафене .
В декабре 1942 года работы завершились, и корабль вновь вошел в строй .
Боевые действия
Рейдерский поход
31 января 1943 года рейдер под командой капитана-цур-зее Эрнста Тинемана начал попытку прорыва. Сначала «Коронель» направился на север, для того чтобы выйти в Атлантику через Датский пролив, но с наступлением темноты повернул и направился на юг. К несчастью, в Гельголандской бухте корабль попал в шторм, сорвавший с якорей мины, и был вынужден укрыться от непогоды 3 февраля за островом Зильт
7 февраля 1943г. «Коронель» совершил попытку пересечь Ла-Манш в сопровождении тральщиков, но в течение следующих суток дважды садился на мель. После того, как корабль сняли с мели, было принято решение снова вернуться в Дюнкерк
Вся эта суматоха привлекла внимание англичан. И когда в ночь на 10 февраля рейдер покинул Дюнкерк в сопровождении двенадцати тральщиков, то попал под прицельный огонь береговых батарей Дувра. В течение сорока минут, идя на полной скорости, корабль выдержал тридцать три залпа тяжелой артиллерии, но остался невредимым
Затем пришла пора ночной авиации. Британские летчики добились одного точного попадания— бомба пробила палубу рядом с фок-мачтой по левому борту и взорвалась . Чтобы добить поврежденный рейдер, англичане бросили на его перехват соединение в составе пяти эскортных миноносцев типа «Хант» и шести торпедных катеров. Однако Тинеман сумел укрыться в Булони. В порту осмотр показал, что для ремонта полученных повреждений требуется не менее четырех месяцев
«Коронель» находился в Булони ещё двое суток, при этом город подвергался постоянным налетам авиации союзников. Тинеман понял, что нет смысла больше испытывать судьбу, и приказал вернуться обратно в Дюнкерк
Стало ясно, что безопасно пройти Ла-Манш невозможно, и на следующее утро Тинеман получил приказ уже от Деница о возвращении на Балтику. Однако он остался не выполненным, так как через четыре часа Дюнкерк подвергся налету союзной авиации. Удар был нанесен восемнадцатью бомбардировщиками, которые хоть и не добились попаданий в сам HSK-10, но серьёзно повредили входные ворота порта, поймав рейдер в ловушку
27 февраля рейдер смог покинуть порт и выйти в море. В пути он дважды садился днищем на песчаные банки, но в обоих случаях смог самостоятельно сняться с мели. Во время перехода «Коронель» со своим эскортом подвергся атаке восьми британских катеров, но все закончилось благополучно, и 28 февраля рейдер прибыл в Куксхафен, а 2 марта перешел в Киль
Это была последняя попытка прорыва рейдера из Германии в океан. Следующий готовый к выходу вспомогательный крейсер кригсмарине , «Ганза» , вообще не был отправлен в поход. Несмотря на то, что «Михель» ещё некоторое время действовал в Индийском океане , это означало для Германии конец рейдерства как метода войны.
Корабль наведения ночных истребителей ПВО
Позднее ему вернули прежнее имя и переоборудовали в корабль наведения ночных истребителей ПВО . С октября 1943 года «Того», находясь в подчинении люфтваффе , действовал в Балтике . В марте 1944, после трёх сильных бомбардировок Хельсинки советской авиацией, он прибыл в Финский залив для содействия авиационному прикрытию Таллина и Хельсинки
Послевоенная судьба
Корабль уцелел в войне и был передан Великобритании , затем отошёл к Норвегии .
У него была долгая жизнь торгового судна, которую он закончил под именем «Топека» 21 ноября 1984года , когда во время урагана потерпел крушение и сел на грунт у побережья Мексики . Два человека при этом погибли .
«Коронель» |
---|
Coronel |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Германия |
---|
Класс и тип судна | Вспомогательный крейсер |
---|
Изготовитель | " Бремен Вулкан " |
---|
Спущен на воду | 13 августа 1938 года |
---|
Статус | Сел на грунт 21 ноября 1984 года |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 12 700 т , 5024 брт |
---|
Длина | 134 м |
---|
Ширина | 17,9 м |
---|
Осадка | 7,9 м |
---|
Двигатели | 1 одновальный 8-цилиндровый дизельный двигатель |
---|
Мощность | 5100 л. с. (3,75 М Вт ) |
---|
Скорость хода | 16 узлов (29,63 км/ч ) |
---|
Экипаж | 350 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 6 × 150-мм |
---|
Зенитная артиллерия | 6 × 40-мм, 4 × 20-мм |
---|
|
|