Красин (до 1927 Святогор )— арктический ледокол русского и советского флотов, с 1980-х годов— судно-музей , построенный на верфи W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в городе Ньюкасл-апон-Тайн в Великобритании в 1916-1917 году. В 1927 году был переименован в честь советского политического деятеля Леонида Красина .
История ледокола
Судно для русского флота по усовершенствованному проекту макаровского «Ермака» , под строительным номером 904, было заложено в начале 1916 года на стапелях английской фирмы W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в Ньюкасле , спущено на воду 3 августа того же года, достраивалось в Мидлсборо.
В сентябре 1916 года была сформирована команда, а 1 октября того же года ледокол был включён в список судов ВМФ Российской Империи под именем «Святогор» . В марте 1917 года состоялись приёмные испытания. 3 марта 1917 года судно вышло в море, но, пройдя всего 15 миль, вернулось в порт. Капитан «Святогора» , К.К.Неупокоев, рапортовал, что судно не слушалось руля, отклоняясь от курса на 40 градусов в обе стороны. 31 марта 1917 года , после некоторых переделок, на «Святогоре» был поднят Андреевский флаг . Судно было окончательно достроено 15 сентября 1917 года .
На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Ледокол сразу же был использован для обеспечения проводки английских судов с военными грузами в Архангельск . Военная служба «Святогора» продолжалась недолго и закончилась в 1918 году — ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки при её впадении в Северную Двину в Архангельске. В соответствии с советской историографией, целью было перекрытие пути кораблям интервентов в Архангельск, но, как оказалось, достаточно было закрыть кингстоны и откачать воду, чтобы поднять судно.
Интервенция была предпринята Англией — союзницей России по Антанте во всё еще продолжающейся войне с Германией . Целью интервенции была защита вооружения и боеприпасов, поставленных союзниками России и хранящихся в Мурманске и Архангельске от передачи их немцам . В конце февраля 1920года интервенты ушли, уведя с собой ледокол.
Ещё в ноябре 1919 года ледокольный пароход «Соловей Будимирович» был направлен к Канину Носу с целью закупки у ненцев мяса для голодавших жителей Архангельска, но был затёрт во льдах и вынесен в Карское море . Дрейф продолжался почти четыре месяца. На помощь был отправлен ледорез «Фёдор Литке» , но он оказался не в состоянии пробиться сквозь льды. Большевики через Норвегию запросили в Англии «Святогор» в аренду. С помощью «Святогора» « Фёдор Литке » вывел аварийное судно на чистую воду. «Святогор» ушёл в Англию.
В декабре 1921 года английское адмиралтейство предложило выкупить ледокол у Англии. За ледокол необходимо было доплатить часть от общей цены в размере 75 000 фунтов (от общей контрактной стоимости 375 000 фунтов) . К 1922 году , при активном участии известного кораблестроителя А. Н. Крылова и советского торгпреда в Великобритании Л. Б. Красина , ледокол был выкуплен .
В 1927 году ледокол переименовали в «Красин» в память советского дипломата , много сделавшего для возвращения судна в Россию.
Вскоре ледокол прославился на весь мир. В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия» . Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей.
На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну «Монте Сервантес» с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лёд. За этот героический поход ледокол был награждён орденом «Трудового Красного Знамени» .
Война застала ледокол на Дальнем Востоке . «Красин» был вынужден совершить переход через Тихий и Атлантический океаны , Панамский канал , чтобы поспеть к началу навигации в западном секторе Арктики. Последняя часть его пути проходила в составе Северного конвоя PQ-15 .
После перехода последовала будничная, но опасная работа в охваченой войной Арктике. За одним из караванов транспортов, ведомых «Красиным», охотился немецкий «карманный линкор» «Адмирал Шеер» , и лишь чудо спасло ледокол и его караван от встречи с ним. После войны ледокол продолжает трудиться в Арктике.
В 1950-х «Красин» прошел капитальный ремонт и модернизацию на верфях ГДР . Изменяется его облик, теперь он становится похожим на своих внуков— дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки.
В роли ледокола «Красин» работал до 1970-х. Затем, уступив место более современным кораблям, он продолжал трудиться уже как энергоплавбаза арктических экспедиций по разведке нефти министерства геологии на островах Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа .
В конце 1980-х «Красин» был приобретен Всесоюзным обществом «Знание» и отправлен в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея. Сейчас место стоянки ледокола— набережная лейтенанта Шмидта , у Горного института . В настоящее время является филиалом калининградского Музея Мирового океана .
В 1976 году имя «Красин» было присвоено новому дизель-электрическому ледоколу , построенному в Финляндии верфью Вяртсиля по заказу Советского Союза. До 1990 года этот ледокол работал в Мурманске , затем был переведён в порт Владивосток .
59.927822 , 30.269008
Красин |
---|
«Святогор» (1917—1927) |
---|
|
---|
Ледокол Красин на вечной стоянке
|
---|
Флаг | Россия СССР |
---|
Класс и тип судна | Пароход Ледокол класса KM* L2[1] R3 |
---|
Порт приписки | Санкт-Петербург |
---|
Номер ИМО | 5196402 |
---|
Позывной | UGHN |
---|
Организация | Российская Федерация |
---|
Оператор | Музей Мирового океана |
---|
Изготовитель | W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. , Ньюкасл-апон-Тайн , Великобритания |
---|
Спущен на воду | 3 августа 1916 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 31 марта 1917 года |
---|
Статус | Музей |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 5 484 т (МК-1969); 8832 т |
---|
Длина | 99,8 м |
---|
Ширина | 21,64 м |
---|
Высота | 12,61 м |
---|
Осадка | 7,88 |
---|
Двигатели | Паровая машина с водотрубным котлом, изначально на твёрдом топливе (уголь), после модернизации 1957 года - на жидком топливе (мазут) |
---|
Мощность | 2795 кВт |
---|
Движитель | 1 винт фиксированного шага с 4 съемными лопастями |
---|
Скорость хода | 9,6 узлов |
---|
|
|