Крильон — (ранее Preussen )— грузовой морской железнодорожный паром , построенный в 1909г. на верфи Stettiner Maschinebau AG «Vulcan» в Штеттине в Германии и эксплуатировавшийся на паромной линии Зассниц — Треллеборг на пару с судном-близнецом Deutschland . В 1946 году судно было передано Советскому Союзу в качестве репараций для работы на советском Дальнем Востоке , переименовано в Крильон и прослужило до 1975 года. После списания судно использовалось в качестве гостиницы «Морская I» во Владивостоке .
История судна
Preussen
Судно под заводским номером 293 по заказу германской компании Königlich Preußische Eisenbahndirektion из Зассница было спущено на воду 3 апреля 1909г. на верфи «Stettiner Maschinebau AG Vulcan » в Штеттине. Судно неограниченного района плавания имело 8 водонепроницаемых переборок. В июне 1909г. оно было передано заказчику и с 7 июля 1909 года эксплуатировалось на линии Зассниц-Треллеборг до начала Первой мировой войны и продолжало свою деятельность до столкновения 15 октября 1915 года с германским миноносцем S 100 (Torpedbåt T1100) в Балтийском море (54° 30' N и 13° 43' О), в результате чего погибло 39 моряков и затонул миноносец. 7 ноября 1915 года вместе с миноносцем V 154 судно участвовало в спасении выживших с торпедированного британской подлодкой E19 крейсера Undine . После окончания первой мировой войны судно подверглось основательному ремонту и 1 апреля 1920 года было передано в распоряжение Deutsche Reichseisenbahnen (DR)— имперских железных дорог.
В 1922 году «философский пароход» , собирательный образ из как минимум пяти судов, в числе которых третьим был пароход Preussen , увозил в Германию высланных, а также представителей петербургской интеллигенции: академика Нестора Котляревского, профессора петербургского Политехнического Института Ф.Ю.Левинсона Лессинга, бывшего директора Технологического Института Кирпичёва, известного режиссёра Н.Н.Евреинова, драматурга Виктора Рышкова и других. 29 апреля 1926 года пароход Cobra компании HAPAG на полном ходу врезался в плавучий док на верфи AG «Vulcan» в Штеттине, в котором в этот момент находился паром Preussen . От сильного удара паром завалился на бок, получив повреждения борта и надстроек. В 1933—1938 годах паром Preussen поддерживал также транспортное сообщение с Восточной Пруссией . 10 декабря 1937 года судно село на мель во время сильного снегопада в районе Stubbenkammer (остров Рюген ) и затонуло, и его удалось поднять лишь 31 декабря 1937 года и отправить в ремонт 5 января 1938 года. В спасательной операции участвовали буксиры Seeteufel и Seeadler . Ремонт осуществлялся на верфи Oderwerke AG в Штеттине.
Во время Второй мировой войны судно работало на паромной линии и периодически использовалось как вспомогательный минный заградитель. С открытием Второго фронта в Европе и с прекращением сообщения с Треллеборгом в сентябре 1944 года паром усилиями фирмы Schenker & Co CmbH был переоборудован в транспорт для перевозки раненых из Кенигсберга , Пиллау и Данцига . 10 ноября 1944 года транспорт Preussen был направлен в Пиллау. 14 декабря 1944 года на транспорте было установлено 11 орудий: одно калибром 37мм и десять— 20мм. В январе 1945 года судно ходило в Виндаву и Либаву и вывезло из окружения 16250 немецких солдат и беженцев из чила гражданского населения. Ещё до взятия Кенигсберга и сдачи в плен группировки армий Север в Восточной Пруссии судно в марте 1945 года было переброшено на датское направление, где было захвачено в мае 1945 года в порту Калуннборг британскими спецпозразделениями и перегнано в Травемюнде , где транспорт Preussen был передан германской дирекции Reichsbahndirektion из Гамбурга Альтоны. Портом приписки транспорта стал Любек . До 20 марта 1946 года судно использовалось на линии Травемюнде— Треллеборг и Любек— Гдыня. Его пассажирами стали бывшие военнослужащие и репатрианты. 21 марта 1946 года пассажирское судно Preussen было передано Советскому Союзу. Церемония передачи состоялась в Любеке, где в 12 часов дня в присутствии представителей Великобритании на пароходе был поднят советский флаг, а судно получило наименование Крильон .
Крильон
После передачи судно отправилось первоначально на ремонт в Одессу . После ремонта и подготовки к переходу зачисленное в Сахалинское государственное морское пароходство грузопассажирское судно Крильон отправилось в 1947 году из Одессы во Владивосток и было поставлено на грузопассажирскую линию Владивосток - Холмск , а в 1950 году пароход перевели на баланс Дальневосточного морского пароходства , откуда судно в 1951 году было отправлено в порт Дальний на завод «Совкитсудстрой» для модернизации, где трофейный пароход превратили в современное комфортабельное судно по проекту ЦПКБ-7 (строительный № 885). В 1959 году Крильон вернулся из Дальнего во Владивосток.
Крильон |
Крильон |
|
|
|
|
Класс и тип судна |
Пассажирское судно |
|
|
Организация |
Дальневосточное морское пароходство |
Оператор |
Дальневосточное морское пароходство |
Изготовитель |
Stettiner Maschinebau AG «Vulcan» Штеттин Германия |
Спущен на воду |
1909 |
Введен в эксплуатацию |
7 июля 1909 |
Выведен из состава флота |
1975 |
Статус |
морская гостиница во Владивостоке |
Основные характеристики |
Водоизмещение |
2849 брт 1090 нрт дедвейт 2425 (5034 брт )— 1959 (перестройка в Дальнем) |
Длина |
113,80 м (116,32)— 1959 (перестройка в Дальнем ) |
Ширина |
16,26 м (15,56) |
Осадка |
4,90 м (5,98) |
Двигатели |
2 паровые машины тройного расширения, переведены на жидкое топливо |
Мощность |
3974 кВт— 5834 л. с.— 1959 (перестройка в Дальнем) |
Скорость хода |
16,5 узла |
Экипаж |
91 |
Пассажировместимость |
975 (552)— 1959 (перестройка в Дальнем) |
Регистровый тоннаж |
2 ж.-д. пути 160м, 16 вагонов |
|
|