Ласточка (до 199?)— « Павлик Морозов »)— пассажирский скоростной речной теплоход типа «Заря» (проект 946) , часто называемый «речным трамваем», «речным автобусом», был построен на Московском судостроительном заводе в СССР в 1975 году. Единственный на весь 1,5-миллионный Харьков прогулочный теплоход в новейший период его истории. В 1996—2005 годах совершал прогулочные рейсы по харьковским рекам Лопань и Харьков . Сгорел в дневное время 1 апреля 2005года при невыясненных обстоятельствах
История теплохода
Теплоход «Ласточка» был построен в 1975 году на Московском судоремонтном заводе, СССР . Предыдущее название судна— « Павлик Морозов » (порт приписки Днепропетровск ). До переезда в Харьков теплоход около двадцати лет бороздил воды Днепра .
В 1996 году усилиями Александра Евгеньевича Сазонова находившийся в плачевном состоянии «Павлик Морозов» был на 30-метровой специальной платформе перевезен из Днепропетровска в Харьков. Работы по восстановлению и переоборудованию велись на реке Харьков за Чигиринским (Горбатым) мостом.
Спустя месяцы напряженной работы отремонтированный и переоборудованный теплоход был проведен под мостами вниз по спущенной (через Гончаровскую плотину) реке Харьков (в том числе под подвесным Рыбным мостом) и занял свое место у построенной в 1930-х годах гранитной пристани на Пролетарской площади .
Вот что говорит сам А. Сазонов о произведенных «переделках»: «У нашего корабля (когда мы все полностью разобрали) осадка была 17-20см. Мы выбросили двигатель на 1000 лошадиных сил и поставили на 60— этого хватало.»
От пристани теплоход доходил до Благовещенского собора , разворачивался у Бурсацкого моста и оттуда по центру Лопани двигался к месту слияния (стрелке) рек Лопани и Харькова. Повернув направо, он шёл до Гончаровской плотины, там разворачивался и возвращался.
Длина маршрутаи туда и назад составляла пять километров. Другие места реки для «Ласточки» были непроходимы. Одной из преград служил старый подвесной Рыбный мост у цирка. Вначале планировали его убрать или поднять на 1,5 метра (что было осуществлено в 2010 году— мост заменили новым). В данном случае теплоход смог бы удлинить свой путь до Харьковского моста . Но преграду «при жизни» теплохода так и не одолели. Тем не менее, известна попытка удлинения маршрута до Дворца водных видов спорта (« Акварена »), что на север за Бурсацким мостом .
Пожар
Почти десятилетие «Ласточка» начинала 1 мая харьковскую навигацию. 1 апреля 2005 года в результате пожара теплоход практически полностью сгорел (высказывались предположения поджога), однако, возможность его восстановления всё же сохранялась . Новый владелец, фирма «Эталон», решила иначе: «Ласточка» была увезена, а вместе с этим и город потерял свой судоходный статус. Дальнейшая судьба судна точно не известна. По одним данным, «Ласточка» была восстановлена и ныне служит как плавучий дом отдыха на Печенежском водохранилище , по другим— она отправилась ржаветь на Сортировку , по третьим— продана на металлолом.
В 2008(?) году «Ласточка» была выкуплена директором базы отдыха «Пролисок» НАУ «ХАИ», и перевезена в Старый Салтов. После смерти директора б/о «Пролисок», уже отремонтированный теплоход был перегнан ближе к Салтовской дамбе. Во время зимних стоянок 2009, 2010, 2011, «Ласточка» стояла в районе б/о Комунальник, летом 2010 года в районе городского пляжа поселка Старый Салтов.
Значение
С 50-х годов XX века реки Харькова оставались несудоходными. С появлением т/х «Ласточка» впервые в новейшей истории Харьков, хоть и на непродолжительное время, но все-таки стал судоходным.
Однако более важна практическая значимость «Ласточки». Реки Харькова были значительно очищены за время ее курсирования, пришла рыба , появились ондатры и чайки . Рыбнадзор перечень давал, появились щуки. Исчез смрадный запах на набережных, вызванный застоем воды в реках, а также миновала опасность подтопления близлежащих к реке домов. Русло реки углубилось до трех метров .
В данный момент снова обострилась проблема мелко- и маловодья харьковских рек, которую следует решать не механической прочисткой русла, со временем непременно засоряющегося, а восстановлением судоходства по ним. «Ласточка» была хорошим начинанием, и сейчас городские власти, к счастью, всерьез задумались о пуске нового речного трамвайчика .
«Ласточка» |
Ласточка |
|
|
Флаг |
СССР → Украина |
Класс и тип судна |
Пассажирское |
Порт приписки |
Харьков |
Изготовитель |
Московский судоремонтный завод , СССР . |
Спущен на воду |
1975 |
Введен в эксплуатацию |
1975 |
Выведен из состава флота |
2005 |
Статус |
сгоревшее судно |
Основные характеристики |
Водоизмещение |
30 т |
Длина |
22,4 м |
Ширина |
4,06 м |
Высота |
3 м |
Осадка |
< 0,45 м |
Двигатели |
дизель |
Экипаж |
2—3 |
Пассажировместимость |
60-86 |
|
|