Название корабля ( фр. Le Ferme ) с французского языка переводится как «Твёрдый». В списках кораблей французского флота, построенных до 1700 г. включительно известны только 3 корабля под именем Le Ferme . Первый, 58-пушечный, был построен в Бресте в 1661 г. (до 1671 носил название « Royal »), в 1676 г. признан негодным. Второй корабль, построенный в 1671 г. как « Alsace » на верфи в Рошфоре и с 1678 г. носивший название Le Ferme , был в 1700 г. расформирован и разобран. Новый, третий по счёту корабль с именем Le Ferme («Леферм»), строился для замены последнего корабля, вышедшего из состава французского флота и был заложен и спущен в 1699 году.
Участие в боевых действиях до службы в Российском Балтийском флоте
12 октября 1702 года в составе эскадры франко-испанского флота под началом адмирала маркиза де Шаторено , как 72-пушечный линейный корабль участвовал в битве в бухте Виго против английской эскадры, вдвое превосходившей французскую эскадру по численности (26 против 18) и по числу орудий.
Был захвачен англичанами в ходе сражения; 14 октября 1702 года был подготовлен к дальнейшей службе капитаном Сальмоном Моррисом ( англ. Salmon Morris ) и под своим прежним названием ( Ferme ) вступил в состав Английского Королевского флота.
13 августа 1704 года в составе флота адмирала Джорджа Рука и в составе дивизии из 10 боевых (в том числе 8 линейных) кораблей Джорджа Бинга , замыкающей английскую линию баталии , «Леферм» участвовал в сражении при Малаге . Корабль, имея на вооружении 70 пушек, возглавлял английский арьергард . Кораблём командовал барон Уилд. В ходе сражения 25 человек из команды корабля было убито, а 48— ранено
После завершения Войны за испанское наследство корабль был продан.
Обстоятельства приобретения корабля для Балтийского флота
Корабль Леферм был куплен 12 ноября 1713 г. в Англии Ф. С. Салтыковым. Пришёл в порт Ревеля (теперь Таллин ) 9 июня 1714 г.
Во время битвы в гавани Виго англичане и голландцы уничтожили испанский флот, перевозивший серебро на сумму около миллиона фунтов стерлингов.
Боевая служба в составе Балтийского флота
В 1719 — 1723 годах тимберован в Санкт-Петербурге на эллинге . Выведен из состава флота в 1737 г.
Леферм |
---|
Le Ferme |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Франция (1699- 1702 )
Англия (1702-1714)
Россия ( 1714 - 1737 ) |
---|
Класс и тип судна | Парусный линейный корабль 3 ранга |
---|
Тип парусного вооружения | трёхмачтовый корабль |
---|
Порт приписки | Кронштадт (c 1714 ) |
---|
Организация | Балтийский флот (c 1714 ) |
---|
Изготовитель | Рошфор |
---|
Корабельный мастер | Оноре Малле (Honore Mallet) и Масон (Masson) |
---|
Строительство начато | 1699 |
---|
Спущен на воду | 1699 |
---|
Выведен из состава флота | 1737 |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 1300 т. (во Французском флоте), 1288 тонн (в Английском флоте) |
---|
Длина по верхней палубе | 147 фт 4 дюйм (французских)= 47,86 м; 157 фт 2 дюйм (английских)=47,85. После перестройки 1723 г.=47,1 м |
---|
Длина по гондеку | 129 английских футов (39,32 м) |
---|
Длина по килю | 130 французских футов (42,23 м), |
---|
Ширина по мидельшпангоуту | 40 фт 9 дюйм (французских=13,13 м), 43 фт 6 дюйм (английских=13,25 м). После перестройки 1723 г.=13,4 м |
---|
Осадка | 5,4 м, 17 (франц.), 19-6 (англ.) футов, или 18 (франц.), 21 (англ.) футов. |
---|
Глубина интрюма | 16 фт 6 дюйм, 17 фт 11 дюйм |
---|
Двигатели | Паруса |
---|
Скорость хода | 8-9 узлов (при полном ветре в бакштаг ) |
---|
Экипаж | 470(?) |
---|
Вооружение |
---|
Общее число орудий | 66/72 |
---|
Орудий на гондеке | На службе Франции : 26 24-фунтовых
, На службе Англии : 26 32-фунт.
На службе России : 26 24-фунт. |
---|
Орудий на мидельдеке | На службе Франции : 28 12-фунтовых
, На службе Англии : 28 18-фунтовых
На службе России : |
---|
Орудий на опердеке | 28 12-фунтовых |
---|
Орудий на шканцах | 14 6-фунтовых |
---|
Орудий на баке | 4 6-фунтовых |
---|
|
|