«Ле́нин» — монитор российского и советского флота, относящийся к типу « Шквал »; один из семи мониторов этого типа.
История корабля
Корабль был заложен в 1907 году на Балтийском заводе Санкт-Петербурга как бронированная речная канонерская лодка под именем «Шторм». Корабль был частями перевезён на Дальний Восток , где был собран и в июне 1909 года в посёлке Кокуй на реке Шилка спущен на воду.
15 августа 1910 года корабль вошёл в состав Амурской речной флотилии . 24 апреля 1922 года «Шторм» был переименован в «Ленин». В 1927—1928 годах был проведён капитальный ремонт, а 6 ноября 1928 года корабль был переклассифицирован в монитор. В октябре-ноябре 1929 года корабль принимал активное участие в Сунгарийской операции (бои за Лахасусу 12.10.1929 и Фугдин 30.10.-2.11.1929) против белокитайцев. В 1935 году монитор был модернизирован.
Начало Советско-японской войны монитор встретил в составе 1-й бригады речных кораблей в протоке Средняя близ устья Сунгари . Корабль принимал участие в боях на реке Сунгари, высаживал и поддерживал огнём десант пехоты в районе селений Тусыкэ , Хунхэдао , городов Фуцзинь и Саньсин .
Вооружение
По состоянию на 1944 год
- Артиллерийская установка главного калибра: 2-120/50— 4 шт., боекомплект: 1600 и 500 в кранцах
- Артиллерийская установка зенитного калибра ближнего боя: 1-37 70-К— 2 шт.
- Зенитные пулемёты: 1-12,7 ДШК— 5 шт.
- Боевые прожекторы МПЭ-э7,5.
По состоянию на август 1945 года
По состоянию на август 1945 года монитор «Ленин» имел четыре спаренные 120/50 башни, две 85-миллиметровые артиллерийские установки 90-К, два 37-миллиметровых 70-К и шесть 20-миллиметровых автоматов.
Корабль мог принять на борт:
- три танка Т-26 ;
- 10 76-мм орудий 1927 года (780 кг);
- 15 45-мм орудий (425 кг);
- 5 122-мм гаубиц (1485 кг)
- войск— 350 человек.
Тактико-технические элементы
- Прибор управления стрельбой главного калибра схемы Гейслера, обеспечивающей прицельную наводку орудий.
- Дальномеры: ДМ-3, ДМ-1,5, ДМ-0,7 (открыто расположенные).
- Для противоминной защиты от 13 до 93 шпангоута— второе дно, от 22 до 93 шпангоута— бортовые переборки.
- Главная энергетическая установка— два дизеля 38-КР-8 мощностью 800 л. с. и два 38-В-8 мощностью 685 л. с. Вспомогательный котёл системы Вагнера паропроизводительностью 350 кг/ч.
- Движители: четыре трёхлопастных гребных винта, два электродвигателя реверса гребных валов ГП-58-12 мощностью 126 кВт.
- Запас топлива, т:
- нормальный— 90
- полный— 100
- наибольший— 103
- мазут для котла— 22
- Запас воды— 1,5 т
- Время подготовки машин к походу:
- нормальное— 12 минут
- экстренное— 5 минут
- Источники электроэнергии: два дизель-генератора Д-58-8 мощностью 126 кВт, два дизель-генератора ПТ мощностью 31 кВт; напряжение 110 В постоянного тока.
- Пожарные насосы: два центробежных насоса производительностью 30 т/ч при давлении 18 кг/см².
- Водоотливные средства: 12 водоструйных эжекторов производительностью 80 т/ч при давлении 18 кг/см².
- Плавсредства: катер с мотором ЗИС-5, два шестивёсельных яла .
Дальность плавания
- Против течения со скоростью хода 8,5 узла (15,5 км/ч)— 2700 миль (5000 км);
- Против течения со скоростью хода 7,8 узла (14,5 км/ч)— 4000 миль (7400 км);
- По течению со скоростью хода 13,8 узла (25,6 км/ч)— 4320 миль (8000 км);
- По течению со скоростью хода 13,2 узла (24,5 км/ч)— 6750 миль (12 500 км);
«Ленин» |
---|
Шторм |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия СССР СССР |
---|
Класс и тип судна | Монитор |
---|
Изготовитель | Балтийский завод , Санкт-Петербург |
---|
Строительство начато | 1907 год |
---|
Спущен на воду | июнь 1909 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 15 августа 1910 года |
---|
Выведен из состава флота | 1958 год |
---|
Статус | Разобран |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | стандартное 963,9 т нормальное 965,9 т полное 1000 т |
---|
Длина | 70,98 м |
---|
Ширина | 12,8 м |
---|
Высота | верхней палубы— 0,736 м палубы бака— 1,35 м палубы юта— 1,0 м ходового мостика— 3,66м, КДП (дальномерного поста)— 6,39 м клотика— 15,9 м |
---|
Бронирование | главный бортовой пояс— 76 мм (13—100 шп.), 13 мм (0—13 шп. и 100—115 шп.) верхняя палуба— 19 мм траверсы— 9,4 мм (13 и 100 шп.) боевая рубка: крыша— 19мм, боковые стенки— 50,8мм |
---|
Двигатели | дизель 38-КР-8, 800 л. с.— 2 шт., дизель 38-В-8, 685 л. с.— 2 шт., вспомогательный котёл Вагнера, паропроизводительность— 350 кг/ч |
---|
Движитель | 4 трёхлопастных винта |
---|
Скорость хода | против течения— 8,5 уз . (16 км/ч) по течению— 14,5 уз. (27 км/ч) |
---|
Дальность плавания | до 6750 миль (12 500 км) |
---|
Экипаж | 9 офицеров 42 старшины 105 рядовых всего— 156 |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 4 × 2— 120-мм/50 |
---|
Зенитная артиллерия | 2 × 1— 37-мм 70-К , 4 × 12,7-мм ДШК |
---|
|
|