Ле́псе — судно-заправщик атомного ледокольного флота России . Принадлежит ФГУП «Атомфлот» . В 1988 году судно выведено из эксплуатации, а в 1990 году переведено в категорию стоечных судов. В пеналах и кессонах хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) судна размещено 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), часть из которых повреждена.
История
Судно было названо в память участника трех русских революций рабочего Ивана Лепсе и заложено на Николаевской верфи в 1934 году. Его строительство продолжалось вплоть до начала второй мировой войны. Теплоход «Лепсе» был поднят со дна Чёрного моря после окончания Великой Отечественной войны .
Заправщик атомного флота
В 1959 году при постройке атомного ледокола «Ленин» выяснилось, что для нормальной эксплуатации ледокола необходимо судно сопровождения, специально оборудованное для приёма радиоактивных отходов и охлаждающих вод реакторных контуров. Выбор специалистов пал на сухогруз «Лепсе» из-за очень прочного по тем временам корпуса. И уже в 1961 году Адмиралтейский завод в Ленинграде переоборудовал судно для новых целей.
В период с 1963 по 1981 год «Лепсе» провел 14 операций по перезарядке ядерного топлива на атомных ледоколах «Ленин», «Арктика» и «Сибирь». В 1981 году судно переоборудовали в хранилище отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов, оснастки.
При этом урановые тепловыделяющие стержни с ледокола «Ленин» находились на «Лепсе» с момента аварии с недостаточным количеством теплоносителя, имевшей место в 1960-х до 2011 года. Уровень гамма-излучения в отсеке с этими стержнями, многие из которых частично разрушены, а также в соседних отсеках превышал естественный уровень в несколько тысяч раз.
Авария
В 1984 году судно отправилось в свой последний рейс и в Карском море попало в сильный шторм. Радиоактивная вода выплеснулась в помещение хранилища, и потом его не удалось полностью дезактивировать. С тех пор уровни радиации во всех помещениях «Лепсе» остаются высокими, что мешает его утилизации. С конца 1980-х годов «Лепсе» стоит у причала, представляя собой все большую потенциальную ядерную и радиационную угрозу.
10 сентября 1986 года было принято специальное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о проекте по утилизации судна.
Современное состояние
Судно «Лепсе» базируется на РТП «Атомфлот» в непосредственной близости от жилых кварталов Мурманска. Аварийное отработавшее ядерное топливо из реакторов ледоколов остается в его хранилище до сих пор.
В хранилищах судна размещено 639 тепловыделяющих сборок с ОЯТ, часть из которых повреждена, причем выгрузка части этих сборок из хранилища штатным способом невозможна. Всего на судне, построенном ещё в 1934 году, до сих пор хранится суммарно 260кг урана ( U-235 ), 156кг продуктов деления и 8кг делящегося радионуклида плутония ( Pu-239 ). Активность ОЯТ в хранилище в настоящее время составляет около 680 тыс. кюри, что соизмеримо с активностью выброса при аварии на ПО «Маяк» в 1957 году .
Утилизация «Лепсе» включена в список девяти первоочередных проектов Стратегического мастер-плана, разработанного по заказу Европейского банка реконструкции и развития. Утилизация данного судна обойдётся примерно в 40 миллионов евро. По оценкам экспертов завершения работ по утилизации корабля стоит ожидать в 2015—2016гг.
В 2011 году «Росатомфлот» удалял с плавтехбазы радиоактивные отходы, проводил дезактивацию и восстанавление систем, сооружали теневые защиты. Из федерального бюджета России на проект утилизации было выделено порядка 250 миллионов рублей, из них около 200 миллионов— средства на обращение с ОЯТ. Зарубежные средства направлены на утилизацию самого судна.
- 14 сентября 2012 на буксире судно вышло в свой последний поход к предприятию утилизации