«Мацусима» под флагом вице-адмирала Ито Сукэюки « Мацусима » (松島)— бронепалубный крейсер Японского Императорского флота . Считается головным в серии из трех крейсеров типа «Мацусима» (хотя крейсер «Ицукусима» был заложен и спущен на воду раньше). Участвовал в Японо-китайской войне и Русско-японской войне .
Как и все корабли серии, крейсер получил название в честь одного из трёх наиболее живописных видов Японии — группы островов Мацусима .
История службы
Строительство корабля
Уже после закладки корабля было принято решение о переносе орудия главного калибра с носа в корму для обеспечения лучшей мореходности. В результате при сохранившихся основных размерах было полностью изменено размещение средней и малокалиберной артиллерии, погребов боезапаса, бортовых торпедных аппаратов и шлюпок. Появившийся полубак обеспечил лучшую мореходность корабля, по сравнению с другими крейсерами серии.
После проведения испытаний, 5 апреля 1892 года крейсер был зачислен в состав ВМС Японии. С 23 июля по 19 октября 1892 года «Мацусима» совершил переход в Японию, где вошел в состав эскадры военно-морской базы Сасебо .
Схема крейсера «Мацусима»
Японо-китайская война
С началом японо-китайской войны «Мацусима», имевший только что отремонтированные котлы из кораблей своего типа, стал флагманским кораблем командующего Объединенного флота вице-адмирала Ито Сукэюки .
17 сентября 1894 года «Мацусима» принял участие в Сражении у реки Ялу . Крейсер «Мацусима» во главе колонны главных сил японского флота в начале вел бой с броненосным крейсером «Пинъюань» , поддержанного минным крейсером «Гуанбин» и двумя миноносцами. Артиллерийская дуэль двух кораблей продолжалась несколько минут на дистанции от 6,5 до 1,5 кабельтовых . В ходе боя «Мацусима» получила от «Пинъюаня» попадание в левый борт 259-мм снарядом, который пробил небронированный борт, сбил торпедный аппарат и убил четырёх человек из его расчета, прошел через подшкиперскую и разбился без взрыва о барбет главного орудия. В свою очередь огнем с «Мацусимы» удалось вывести из строя единственное крупнокалиберное орудие «Пинъюань». Адмирал Ито, чтобы не оказаться между двух огней, прекратил бой с «Пинъюань», повернув последовательно корабли своего отряда против подходивших китайских броненосцев «Динъюань» и «Чжэньюань» и крейсеров. Сражаясь с броненосцами «Мацусима» получил значительные повреждения. В том числе два 305-мм снарядов с броненосца «Чжэньюань» вывели из строя главное орудие. Уже к концу боя ещё два 305-мм снаряда с этого же броненосца попали в левый борт на уровне жилой палубы. Один из них, неразорвавшись, прошел через оба борта и упал в море. Другой ударился о щит 120-мм орудия №4 на батарейной палубе и взорвавшись вызвал детонацию приготовленных к выстрелу патронов. Произошедший взрыв повредил обе палубы и вызвал большой пожар. В месте взрыва батарейная палуба прогнулась вниз, две верхние— выгнулись вверх. В результате взрыва погибло 28 человек из экипажа и 68 были ранены. Из десяти 120-мм орудий батарейной палубы четыре вышли из строя. Пожар разгорелся как раз над крюйт-камерой . Броня над крюйт-камерой от удара снаряда треснула, и находившиеся в ней унтер-офицер и матрос, через щели увидели огонь. Своей одеждой они заделали трещины в палубе сверху, тем самым спася корабль от гибели в результате взрыва боезапаса. Малокалиберными снарядами были повреждены палубы, мачта, шлюпки, в нескольких местах пробита паровая труба.
Для исправления повреждений корабль был вынужден выйти из боя. С пожаром удалось справиться. На место выбывшей орудийной прислуги встали музыканты корабельного оркестра. Всего в ходе боя попало не менее 13 снарядов из них не менее четырёх 305-мм снарядов с китайских броненосцев. Потери экипажа составили 57 убитых и умерших от ран (в том числе три офицера) и 54 раненых (в том числе четыре офицера).
Результаты попадания в 120-мм орудие. С рисунка 1895 года
Результаты действий и характер полученных повреждений крейсера «Мацусима» в Сражении при реке Ялу подтвердили на практике недостатки данного проекта, в том числе слабое бронирование, низкую скорострельность артиллерии главного калибра (в ходе боя «Мацусима» и «Хасидатэ» произвели по четыре выстрела из 320-мм пушки, «Ицукусима»— пять, средняя скорострельность около одного выстрела в час).
После боя адмирал Ито со штабом на уцелевшей шлюпке перебрался на менее всего пострадавший «Хасидатэ» , а «Мацусима» убыл для ремонта в Куре . В течение 26 дней были залатаны пробоины, восстановлены паровые магистрали, отремонтированы орудия, за исключением временно снятого правого носового 120-мм.
К ноябрю «Мацусима» смог присоединиться к главным силам, приняв участие в осаде Порт-Артура и Вэйхайвэя . 7 февраля 1895 года в бою с береговыми батареями крейсер получил два попадания. Один снаряд уничтожил штурманскую рубку и повредил дымовую трубу, второй разорвался над броневой палубой в районе торпедного аппарата. Два человека из команды получили ранения. 12 февраля на борту «Мацусима» командующий Бэйянского флота адмирал Дин Жучан (по другим данным— его представители) подписал акт о капитуляции Вэйхайвэя .
В 1895 году крейсер «Мацусима» участвовал в захвате Пескадорских островов и острова Тайвань , в том числе 13 октября 1895 года участвовал в бомбардировке фортов Гаосюн (Такао) .
Межвоенный период
29 ноября 1897 года у острова Сикоку броненосец «Фусо» сильным ветром сорвало с якоря. «Мацусима», неудачно сманеврировав, протаранил дрейфовавший корабль. «Фусо» затонул, успев добраться до мелководья, и впоследствии, был поднят.
В 1898 году «Мацусима» переклассифицирован в крейсер 2 класса.
С 3 мая по 15 сентября 1898 года , во время испано-американской войны , «Мацусима» крейсировал между Тайванем и Манилой , для обеспечения возможной защиты японцев, проживающих на Филиппинах . В апреле 1900 года крейсер принимал участие в больших манёврах Императорского флота в составе Блокирующей эскадры.
В 1900 - 1901 годах в ходе подавления восстания ихэтуаней «Мацусима» сопровождал транспорты с японскими войсками, перебрасываемыми в Китае .
В феврале 1901 года корабль прошел капитальный ремонт на верфи в Сасебо , в ходе которого бывшие шесть огнетрубных котлов заменили на восемь более надежных и производительных водотрубных системы Бельвиля.
После замены котлов корабль вошёл в состав 4 учебного отряда для навигационной и артиллерийской подготовки курсантов. В 1902 году крейсер прошел капитальный ремонт, во время которого малокалиберная артиллерия была заменена на два 75-мм и 15 47-мм орудий. 120-мм орудия перераспределены между палубами: на батарейной палубе оставлено по три орудия на борт, по два орудия на борт перенесли уровнем выше.
После ремонта «Мацусима» была направлена к острову Минамитори в северо-западной части Тихого океана для утверждения его подтверждения его принадлежности Японии, оспариваемой США .
В 1903 году «Мацусима» с курсантами на борту совершил первое дальнее заграничное плаванье к берегам Австралии .
Русско-японская война
Перед началом русско-японской войны крейсер «Мацусима» вошёл в состав 5-го боевого отряда 3-й эскадры Соединённого флота. С 6 февраля 1904 года крейсер в составе своего отряда приступил к сторожевой службе в Корейском проливе , базируясь в заливе Такэсики (на острове Цусима ).
1 мая крейсер в составе отряда был задействован для конвоирования транспортов, перевозящих 2-ю японскую армию, с конца мая— принимал участие в блокаде Порт-Артура .
5 июля «Чин-Иен» и «Мацусима» безрезультатно обстреляли находившиеся в бухте Тахе русские корабли «Новик» , «Гиляк» , «Гайдамак» и «Всадник».
26 июля «Мацусима» в составе отряда участвовал в перестрелке с крейсером «Баян» .
8 августа в составе отряда участвовал в бою с русскими кораблями, обстреливающим японские сухопутные части, в том числе «Новик» , «Бобр» , «Гремящий» и миноносцами.
10 августа «Мацусима» в составе отряда принял участие в бое в Жёлтом море . После боя к исходу дня отряд вел наблюдение за русскими кораблями, возвращавшимися в Порт-Артур , а «Мацусима» направился к командующему Соединённым флотом с докладом о местонахождении основной части русской эскадры.
После окончания осады Порт-Артура 2 февраля «Мацусима» пришёл в Хакодате и, пополнив запасы, с 12 февраля начал крейсировать в восточной части Сангарского пролива . В ходе крейсерства был задержан и отправлен в Хакодате английский пароход «Истрия» с грузом угля (впоследствии по решению призового суда отпущен). 28 февраля крейсер «Мацусима» пытался подойти для проверки к замеченному у острова Кунашир затертому льдами пароходу, однако льдинами была обломана одна лопасть правого винта, сделаны вмятины в обшивке корпуса. 1 марта крейсер был вынужден уйти на ремонт в Хакодате , не дождавшись смены. Ремонтные работы проводились с марта по апрель 1905 года в Сасебо .
27 мая 1905 года в Цусимском сражении «Мацусима» действовал в составе 5-го боевого отряда. После обнаружения вспомогательными крейсерами русской эскадры, выйдя со стоянки в заливе Одзаки на острове Цусима , отряд обнаружил противника около 08:00 и начал ведение наблюдения. После начала боя главных сил 5-й отряд получил приказ атаковать арьергард наших сил, но из-за дымки потерял контакт и смог начать бой с русскими крейсерами только около 16:30-16:40. Крейсер «Мацусима» открыл огонь по крейсерам «Олег» и «Аврора» в 17:08 минут с дистанции около 7000 метров. В ходе боя в крейсер «Мацусима» попал один снаряд, ранивший одного матроса и повредивший рулевое управление. В результате крейсер вышел из боя и смог присоединится к своему отряду после исправления повреждений уже после завершения дневного боя. 28 мая около 05:20 5-й отряд обнаружил шедший в направлении Владивостока отряд контр-адмирала Небогатова , немедленно доложив об этом своему командующему.
После сражения, 30 мая, пополнив запасы, крейсер «Мацусима» в составе отряда продолжил дозорную службу в Корейском проливе . 14 июня все крейсера типа «Мацусима» вошли в сформированный 8-й боевой отряд 4-й эскадры. С 17 по 20 июня крейсер нес дозорную службу в Корейском проливе. С 19 июня в составе своего отряда вошёл в состав северной эскадры, предназначенной для захвата острова Сахалин . 20 июня «Мацусима» прибыл в Оминато для несения дозорной службы в Сангарском проливе и у Курильских островов . 4 июля «Мацусима» с отрядом вышел из Оминато в составе конвоя первого десантного эшелона 13-й пехотной дивизии Харагути. Утром 7 июля личный состав крейсера принимал участие в десанте для захвата плацдарма у деревни Мерея, после чего была начата высадка подразделении сухопутных войск. 13 августа «Мацусима», под флагом вице-адмирала Дэвы Сигэто , с «Хасидатэ» и «Окиносима» вышел из Хакодате через Корсаковске в Александровск (прибыл 31 августа ). В сентябре-октябре «Мацусима» вышел в Сасебо для ремонта.
Завершение службы
Снаряд орудия «Мацусима» установленный в качестве памятника
После окончания русско-японской войны крейсер «Мацусима» снова стал использоваться в качестве учебного корабля, совершив в 1906 , 1907 и 1908 годах заграничные плаванья с курсантами на борту к берегам Юго-восточной Азии и Австралии . 30 апреля 1908 года , при возвращении из учебного похода, на находившемся в гавани Мако на о. Тайвань крейсере произошел взрыв порохового зарядного погреба. Корабль накренился на правый борт и затонул кормой. Погибло 206 человек, в том числе 32 курсанта. Достоверно причину взрыва установить не удалось. По результатам проведенного расследования взрыв отнесли к неправильным действиям экипажа. 31 июля 1908 года крейсер «Мацусима» исключили из списков кораблей японского флота. Позднее на месте гибели остатки его корпуса разобрали на металл.
На память о крейсере «Мацусима», снаряд 320-мм орудия, поднятый при разборке корабля, установлен в храме Омидо-дзи в поселке Михама префектуры Айти , на морском кладбище в Сасебо , префектуры Нагасаки , установлен памятник погибшим морякам .
«Мацусима» |
---|
松島 |
---|
|
---|
«Мацусима» в 1895 году у Пескадорских островов
|
---|
Служба: | |
---|
Класс и тип судна | бронепалубный крейсер |
---|
Изготовитель | «Форж и Шантье» в Ла Сейн-сюр-Мер , Франция |
---|
Заказан к постройке | 1886 |
---|
Строительство начато | 17 февраля 1888 |
---|
Спущен на воду | 22 января 1890 |
---|
Введен в эксплуатацию | 5 апреля 1892 |
---|
Выведен из состава флота | 31 июля 1908 |
---|
Статус | погиб 30 апреля 1908 в результате взрыва боезапаса |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 4217 т |
---|
Длина | 91,8 м |
---|
Ширина | 15,6 м |
---|
Осадка | 6,05 м |
---|
Бронирование | палуба: 50 мм барбет 320-мм орудия: 300 мм щит 320-мм орудия: 100 мм боевая рубка: 100 мм |
---|
Двигатели | 2 горизонтальные паровые машины тройного расширения 6 Цилиндрических паровых котлов |
---|
Мощность | 6519 л.с. |
---|
Движитель | 2 |
---|
Скорость хода | 16,7 узлов максимальная |
---|
Дальность плавания | 6000 миль |
---|
Экипаж | 352 человека |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 1×1 320-мм 12×1 120-мм 5×1 47-мм 11×5 37-мм |
---|
Минно-торпедное вооружение | 4 × 356-мм ТА |
---|
|
|