Максим Горький — советский лёгкий крейсер , головной корабль проекта 26-бис . Спущен на воду 30 сентября 1936 года . Исключён из состава флота 18 апреля 1959 года .
История строительства
Главный строитель— Н.Ф.Мучкин, затем В.С.Боженко. При строительстве обозначение крейсера— «заказ №270». С 22 по 24 сентября крейсер совершил первый выход в море. Ответственным сдатчиком от завода-строителя был М.М.Михайловский. С 14 октября по 1 ноября 1939 года корабль прошел заводские ходовые совмещенные с государственными испытания. Весь цикл испытаний, совмещённый с установкой оружия и вспомогательных систем, был завершён 25 октября 1940 года.
В ходе строительства имело место несколько несчастных случаев:
- 2 сентября 1939 года во время стоянки в доке после митинга обвалилась сходня. Погибло 37 человек;
- 9 декабря 1939 года военпред и представитель завода погибли от удушья в цистерне авиационного топлива, где проверяли противопожарную систему;
- 4 июня 1940 года в море на ходу вырвало прокладку фланца паропровода, ошпарило 5 человек.
Особенности конструкции
Строился по откорректированному проекту 26. Главным конструктором был назначен Анатолий Иоасафович Маслов . Отличался от прототипа, крейсера Киров , по следующим параметрам:
- Толщина брони борта, траверсов и лобовых плит башен ГК была увеличена до 70мм;
- Несколько усилена малокалиберная зенитная артиллерия;
- Четырехногая фок-мачта заменена башенноподобной (для уменьшения вибрации КДП), реконструированна передняя надстройка (высота КДП 20м вместо 26 на прототипе);
- Запас топлива увеличен до 1310 т;
- Запас авиабензина уменьшен до 4,8 т;
- Установлена отечественная катапульта ЗК-1 производства Ленинградского завода ПТО имени Кирова (главный конструктор Бухвостов);
- Установлена система приборов управления стрельбой (ПУС) «Молния-АЦ»
- Установлены усовершенствованные МПУАЗО «Горизонт-2» с ЗАС «Горизонт-2»;
- Пост УКВ связи перенесён на 4 ярус.
Служба
13-14 декабря перебазирован из Кронштадта в Таллин . 14 июня перешел в Усть-Двинск .
В мае 1941 года перешел в Таллин. 14 июня перебазировался в Усть-Двинск .
23 июня 1941 года , прикрывая минные постановки, крейсер подорвался на мине вблизи маяка Тахкуна, в точке с координатами 59.333333 , 22 59°20′ с.ш. 22°00′ в.д. / 59.333333° с.ш. 22° в.д. (G) (O) и потерял носовую оконечность по 47 шпангоут. Благодаря сохранившей герметичность траверзной переборке на 61-м шпангоуте смог своим ходом дойти до острова Вормси. После установки пластыря, сооружения фальшноса из дерева и парусины, выгрузки боеприпаса 1 и 2 башен ГК и 6 боевых зарядных отделений торпед в составе каравана из трех эсминцев, спасательного судна, буксира и дивизиона БТЩ «Максим Горький» своим ходом пришел в Таллин. 27 июня перешёл, используя маршрут через пролив Хайлода, в Кронштадт, где вошел в док имени Велещинского. После осмотра представителями завода №189 было решено восстановить крейсер, построив на стапеле завода, а затем пристыковав в Кронштадтском доке новую носовую оконечность. Работы, с использованием материалов от строящихся крейсеров проекта 68, удалось завершить всего за 43 дня. В ходе ремонта была снята катапульта, а 45-мм пушки 21-К были заменены на 10 автоматов 70-К.
У пирса ленинградского торгового порта
18 августа 1941 года корабль встал в Лесной гавани, 24 августа своим ходом по Морскому каналу перешел в Хлебную гавань. Участвовал в отражении многочисленных авианалётов и сентябрьского штурма Ленинграда, получил восемь попаданий тяжелых снарядов и был переведён к Железной стенке торгового порта вблизи устья Фонтанки, где на нём производился ремонт. Затем корабль, меняя позиции, участвовал в обороне и прорыве блокады Ленинграда в составе 2-й группы, базировавшейся в Торговом порту.
|
22 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом личным составом доблесть и мужество» крейсер «Максим Горький» был награжден орденом Красного Знамени .
| |
В июне 1944 года «Максим Горький» в составе 4-й артиллерийской группы поддерживал огнем своих орудий наступление частей Красной Армии на выборгском направлении, уничтожая укрепления линии Маннергейма .
С 25 февраля 1946 года в составе эскадры Южно-балтийского флота (4-й ВМФ), базировался на Лиепаю, затем в Балтийск. В декабре 1950 года на корабле (командир— капитан 2 ранга П.М.Гончар) проводились испытания первого советского корабельного вертолета Ка-10 .
Летом 1953 года «Максим Горький» перешел в Кронштадт, чтобы осенью встать на капитальный ремонт и модернизацию. 16 июня его включили в состав кораблей Кронштадтской военно-морской крепости. В декабре встал на капремонт и модернизацию на завод №194. 17 февраля 1956 года корабль был выведен из боевого состава КБФ и переформирован в опытовый крейсер, а 18 апреля 1959 года исключен из состава ВМФ и передан на слом.
В художественной литературе
В рассказе Михаила Веллера «Легенда о морском параде» описываются вымышленные события на борту крейсера «Свердлов», обозначенном как однотипный крейсеру «Киров» . Можно только догадываться, что прообразом для рассказа Веллера стал «Максим Горький», действительно участвовавший в параде 7 ноября 1947
«Максим Горький» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | СССР |
---|
Класс и тип судна | Лёгкий крейсер |
---|
Изготовитель | ССЗ №189 |
---|
Строительство начато | 20 декабря 1936 года |
---|
Спущен на воду | 30 апреля 1938 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 12 декабря 1940 года |
---|
Выведен из состава флота | 18 апреля 1959 года |
---|
Статус | Разобран на металл |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 8177 т— стандартное 8882 т— нормальное 9792 т— полное |
---|
Длина | 191,4 м |
---|
Ширина | 17,7 м |
---|
Высота | 10,1м, в носу— 13,38 м |
---|
Осадка | 6,3 м |
---|
Бронирование | Борт и траверсы 70мм нижняя палуба 50мм боевая рубка 150мм башни ГК (лоб/крыша и борта) 70/50 мм |
---|
Двигатели | Два турбозубчатых агрегата , шесть водотрубных котлов |
---|
Мощность | 129 750 л. с. (95,4 М Вт ) |
---|
Скорость хода | 36,1 узла (66,9 км/ч ) |
---|
Дальность плавания | 4880 миль на скорости 17,8 узла |
---|
Автономность плавания | 20 суток |
---|
Экипаж | при вступлении в строй— 56 офицеров, 159 старшин и 682 краснофлотца— всего 897 человек. В 1944 году— 963 человека |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 3 × 3— 180/57-мм орудий Б-1-П в башнях МК-3-180; 6 × 1— 100/56-мм универсальных орудий в башенных щитах |
---|
Зенитная артиллерия | 4 × 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК ; 9 × 45-мм зенитных полуавтомата 21-К к 1944 году вместо 21-К и дополнительно было установлено 15 × 37 зенитных автомата 70-К |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата 39-Ю; 164 мины; глубинные бомбы: 20 ББ-1 и 30 БМ-1 |
---|
Авиационная группа | 2 КОР-1 , 1 катапульта ЗК-1 |
---|
|
|