Турбоход «Максим Горький» (построен как Hamburg , переименован в Hanseatic , Максим Горький , с 1991 года Maxim Gorkiy ) — советское круизное судно , построенное на гамбургской верфи Deutsche Werft (ныне Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH ) в 1969 году в качестве трансатлантического лайнера для линии Гамбург — Нью-Йорк .
История постройки
Судно под заводским номером 825 было построено по заказу гамбургского пароходства «Deutsche Atlantik Linie». Решение о постройке было принято 10 октября 1966 и через 18 дней, 28 октября 1966 года, был подписан контракт о постройке океанского лайнера с верфью Howaldtswerke-Deutsche Werft A.G . Киль судна был заложен 21 июля 1967. При спуске на воду судно получило название Hamburg и его крёстной матерью стала Мария-Луиза Кизингер, супруга тогдашнего Федерального Канцлера ФРГ Курта Георга Кизингера . Турбоход сдан в эксплуатацию 20 марта 1969 года и 28 марта 1969 отправился в свой первый рейс — Куксхафен — Южная Америка , продолжавшийся 36 дней.
В связи с нефтяным кризисом начала 1970-х, судно оказалось нерентабельным. 25 сентября 1973 оно было переименовано в «Hanseatic» и 1 декабря под этим названием было выставлено на продажу. Возможными покупателями были немецкая фирма HAPAG Lloyd, предлагавшая 50 миллионов марок, а также японская Ryutsu Kaiun K.K и американская Robin international, которая, приобретя судно в январе 1974 за 62 миллиона марок, тут же перепродала его ЧМП . 25 января 1974 года, в Гамбурге, на верфи Howaldtswerke-Deutsche Werft A.G , в торжественной обстановке был спущен флаг ФРГ и поднят флаг СССР.
Под советским флагом
Два советских судна в иностранном порту Фуншал ( Мадейра )
В 1974 году судно было куплено Черноморским морским пароходством и стало флагманом советского, а позже российского флота под именем « Максим Горький » в честь известного советского писателя . Первым его капитаном стал С. Л. Дондуа , в дальнейшем Герой Социалистического Труда . Он пробыл капитаном до 1986 года.
До ввода в эксплуатацию в ЧМП, судно было зафрахтовано британской съёмочной группой и играло роль реально не существовавшего лайнера «SS Britannic» в фильме-катастрофе «Juggernaut». Почти с момента приобретения «Максим Горький» был передан во фрахт немецкой круизной компании «Neckermann und Reisen GmbH & Co» (NUR).
В ноябре 1975 события фильма неожиданно стали реальностью, когда была предпринята попытка потопить судно. Установленные во время стоянки в порту Сан Хуан 2 бомбы взорвались ниже ватерлинии в районе ахтерпика за 1 час до отхода судна из порта. Насосный агрегат правого борта сорвало с фундамента. Силами экипажа он был демонтирован и судно на следующий день снялось на Нью-Йорк. Все пассажиры остались на борту, так как пробоины были в балластном танке, на ход судна они не повлияли. Ремонт производился на заводе Bethlehems Steel, в Хобокене . А перед зтим, в ноябре 1974 года в том же порту и в то же время - 1 час ночи по местному времени с причала на борт судна была брошена граната, пострадали два матроса и электромеханик.
В том же Нью-Йорке 18 сентября 1980, местные власти не разрешили советскому лайнеру войти в порт в связи с вводом советских войск в Афганистан . Ему пришлось стать на якорь у Статен-Айленда , а пассажиров на берег доставили портовые суда. Экипажу был запрещен выход на берег, на судне возникла проблема с питьевой водой. Об этом писала газета «Правда», у Посольства США в Москве состоялась демонстрация протеста.
В период с 29 апреля по 2 июня 1988 года на верфи « Lloyd Werft » в Бремерхафене был произведен дорогой модернизационный ремонт, установлено новейшее навигационное оборудование. В сентябре 1988 года судно было передано на 20 лет во фрахт западногерманской компании «Phoenix Reisen», несмотря на последующие смены владельцев. А во флоте фирмы «Neckermann» его сменил только что приобретённый «Vasco da Gama».
За годы длительных кругосветных рейсов среди членов экипажа сложились многие семьи, впоследствии прожившие вместе долгую жизнь, родившие детей.
Авария у берегов Шпицбергена
В ночь с 19 на 20 июня 1989 года лайнер под командованием капитана Марата Султановича Галимова попал в ледовое поле в Гренландском море у берегов Шпицбергена (77.37 с.ш и 4.10 в.д.) и получил значительные пробоины. Были затоплены 2-й,3-й и 4-й отсеки. На борту в тот момент были 575 пассажиров и 378 членов экипажа.
В операции по спасению принимали участие норвежский сторожевой корабль «Senja» (капитан Сигурд Клейвен), вертолеты береговой охраны Норвегии и советские суда: спасатели «Заря», «Агат» и теплоход «Печенга» (капитан В. Палий) СМП.Благодаря самоотверженной работе экипажа и спасателей, удалось избежать жертв и оставить корабль на плаву. Последовавший за этим аварийно-восстановительный ремонт на заводе Lloyd Werft в Бремерхафене продолжался с 4 июля по 17 августа 1989 и обошёлся более чем в 30 миллионов марок.
Это вторая уже авария «Максима Горького» в районе Шпицбергена. Предыдущая, первая авария, была летом 1977 г. В то время капитаном судна был Валентин Сидоров, а Марат Галимов - старпомом. Судно получило пробоину бульба и правого борта в районе столовой экипажа. Ремонт борта был произведен силами экипажа, а полный ремонт произведен в декабре этого же года в доке Гамбурга.
Участие во встрече на Мальте
Историческая встреча и переговоры лидеров двух сверхдержав — СССР и США — Горбачева и Буша в 1989 году состоялись на борту «Максима Горького», стоящего на рейде Ла-Валетта (Мальта).
Пожар на судне
Ещё одна авария на судне произошла во время третьего рейса на Шпицберген 26 июля 1991 года. В каюте № 519 экипажа (палуба «Нептун») начался пожар, который был быстро ликвидирован, уже через 45 минут пассажиры смогли вернуться в свои каюты. В дыму погибли три человека — дневальная Лидия Ивановна Пивовар (36лет), а также граждане Англии (Жаклин Леслей - парикмахер) и Австрии (Бертрам Шнейдер - парикмахер). 29 июля в норвежском порту Хоннингсвог тела погибших были переданы представителям советского и иностранных посольств для доставки на родину. Это был самый трагический инцидент за всю историю «Максима Горького». Официальной версией было короткое замыкание и взрыв телевизора, хотя ещё долгое время транспортная прокуратура пыталась выяснить, не является ли причиной пожара кипятильник.
После распада СССР
В конце 1991 — начале 1992 года советскую символику сменили атрибуты нового владельца: багамский флаг, порт приписки — Нассау, с трубы убрали серп и молот и перекрасили в цвета российского флага, имя «Максим Горький» отныне писалось латиницей: « Maxim Gorkiy ».
Изменения коснулись и экипажа, который постепенно сменили на российский, в основном из Санкт-Петербурга. Ресторанное, каютное обслуживание и машинное отделение оставались украинскими.
Расписание долгие годы оставалось типовым: с декабря по начало весны проходило кругосветное плавание, весной лайнер успевал совершить несколько круизов вокруг Европы переходя летом в северные широты, а осенью — на Средиземное море. Круизы прерывались на время ремонта, ежегодно проходившего (обычно в ноябре — декабре) в доках фирмы Blohm & Voss.
Новые изменения в облике судна произошли 3-25 декабря 2005 года: на трубе лайнера, перекрашенной в зелёный цвет разместили логотип компании «Phoenix», также зелёными стали бортовые линии и звезда. В ходе капитальных ремонтов 1995, 1998 и 2001 на судне устанавливалось новое навигационное оборудование, опреснитель.
30 ноября 2008 года «Максим Горький» закончил эксплуатацию во фрахте немецкой компании «Феникс Райзен» в Венеции.
20 августа 2008 года было объявлено о продаже корабля по завершении последнего круиза американской компании «Оrient Lines». Из Венеции корабль проследовал в Пирей, планировался дорогостоящий ремонт, который должен был привести оборудование в соответствие с SOLAS-2010. Из внешних изменений — перекраска нижней части корпуса в темно-синий цвет по стандартам фирмы.. Намечалось очередное переименование, на сей раз в Marco Polo II (Компания раньше владела другим бывшим советским лайнером, « Marco Polo » (бывший « Александр Пушкин »). Первый рейс ( Барселона — Порт-Саид ) должен был начаться 15 апреля 2009. Ресторанное и каютное обслуживание собирались заменить на филиппинцев.
Финал карьеры
Однако, в связи с мировым финансовым кризисом, планы владельца изменились. 8 января 2009 судно, продали индийской ресайклинговой фирме для дальнейшей утилизации за 4,2 млн евро. 28 января 2009 судно покинуло порт Пирей и отправилось в Аланг для дальнейшей утилизации. В это же время инициативная группа из Гамбурга во главе с депутатом городского законодательного собрания (от ХДС) Хансом Лафренцем пыталась найти спонсоров, чтобы выкупить лайнер и оставить в родном городе как «памятник технической культуры», используя в качестве плавучего отеля и конгресс-холла. К сожалению, Сенат Гамбурга выставил невыгодные условия, которые повлекли отказ одного из инвесторов финансировать проект. Своё новое имя «Maxim M» судно получило 15 февраля 2009 года. Пройдя в последний раз Суэцким каналом, Maxim M утром 23 февраля достиг Аланга, встал на якорь перед "берегом мертвых кораблей" и утром 25 февраля 2009 сел на береговую мель для последующей разделки.
Капитаны турбохода
- Helmut Bender
- Herbert Stephan
- Peter Lohmeyer
- Peter Werner
- Сергей Леванович Дондуа
- Виталий Сергеевич Гришин
- Константин Константинович Никитин
- Геннадий Кириллович Завирюха
- Валентин Иванович Сидоров
- Петр Константинович Пашегор
- Марат Султанович Галимов
- Александр Борисович Носко (европейские круизы)
- Владимир Прокопьевич Якимов (кругосветные переходы)
В культуре
Кроме любительских съёмок пассажиров и членов экипажа, фильма про сам лайнер нет, однако на его борту проводились съёмки нескольких художественных фильмов. В 1973 году с участием теплохода был снят фильм «Джеггернот», Также кадры с "Максимом Горьким" были использованы в фильмах « Колье Шарлотты » и «Последний круиз» (2003). Существует много кинохроники,запечатлевшей знаменитое судно в разных уголках мира, снятой западными, в частности, немецкими кинодокументалистами.
В 1994 -м году на турбоходе прошёл финал Высшей лиги КВН между командами ЕрМИ , ХАИ и "Ворошиловские стрелки".
Подробный рассказ о жизни экипажа судна есть в книге А. И. Анненского "Фанера над Парижем. Эпизоды" (глава «Конец семидесятых. Москва, Одесса, весь мир»).
«Максим Горький» |
---|
Maxim Gorkiy |
---|
|
---|
Maxim Gorkiy летом 2008 года в Бремерхафене Maxim G (2009) Maxim Gorkiy (1991-2009) Максим Горький (1974-1991) Hanseatic (1973-1974) Hamburg (1969-1973)
|
---|
| |
---|
Класс и тип судна | круизное судно класса + 1A1 |
---|
Ледовый класс | 1 A |
---|
Порт приписки | 1969–1974: Гамбург , 1974–1991: Одесса , 1991–1992: Нассау , 1992–1996: Лимассол , 1996–2009: Нассау |
---|
Номер ИМО | 6810627 |
---|
Позывной | C6IQ5 |
---|
Организация | Deutsche Atlantik Linie ( ФРГ , 1968-1973) ЧМП (1974-1992) Совкомфлот (РФ, 1992-2008) Оrient Lines (США, 2008-2009) |
---|
Оператор | «Neckermann und Reisen GmbH & Co» (с 1974), «Phoenix Reisen» (с 1988) |
---|
Изготовитель | Deutsche Werft |
---|
Спущен на воду | 21 февраля 1968 |
---|
Введен в эксплуатацию | 20 марта 1969 года |
---|
Выведен из состава флота | 2009 |
---|
Статус | Утилизирован |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 24220 брт 9426 нрт |
---|
Длина | 194,72 м |
---|
Ширина | 26,57 м |
---|
Высота | 16,4 м |
---|
Осадка | 8,27 м |
---|
Двигатели | 2 паровые турбины AEG |
---|
Мощность | 16668 кВт |
---|
Движитель | 2 винта |
---|
Скорость хода | 22 узлов |
---|
Автономность плавания | 11,4 сут. |
---|
Экипаж | 330 |
---|
Пассажировместимость | 788 |
---|
|
|