Почтовая марка Ледокол «Малыгин» «Малыгин» — ледокольный пароход, внесший значительный вклад в освоение Арктики и Северного морского пути. Назван в честь русского полярного исследователя капитан-командора Степана Гавриловича Малыгина .
История судна
«Брюс»
Построен в 1912 году в Великобритании по заказу компании «Рид Нюфендлэнд Компани» ( англ. Reid Newfoundland Company ). Назван «Брюс» ( англ. SSBruceII ). Однотипен с построенным годом позже ледокол-пароходом «Линтрос» («Садко») . Ранее в 1909 году на этой же верфи «Napier and Miller» был построен ледокол-пароход «Бонавенчур» («Владимир Русанов») .
В течение нескольких лет «Брюс» работал в качестве почтово-пассажирского парома на линии Ньюфаундленд - Новая Шотландия .
«Соловей Будимирович»
В 1915 году «Брюс» куплен русским правительством для управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района и переименован в «Соловей Будимирович» в честь былинного богатыря .
С 1 января до 1 апреля 1917 года входил в состав флотилии Северного Ледовитого океана .
15 апреля 1920 года мобилизован и включен в состав Беломорской военной флотилии , а затем с 24 апреля 1920 года — в состав Морских сил Северного моря . 25 мая 1920 года возвращен Мортрану .
«Малыгин»
В 1921 году «Соловей Будимирович» переименован в «Малыгин».
В 1921 году на пароходе вышли в первый экспедиционный рейс научные сотрудники только что созданного Плавморнина для проведения различного рода наблюдений в Баренцевом и Карском морях.
В 1928 году «Малыгин» участвовал в поисках экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» , был зажат льдами в районе от острова Надежды . Самолет, пилотируемый полярным летчиком М. С. Бабушкиным , вылетал на поиски, дважды садился на льды, но из-за шторма вернулся на судно. Выйдя из льдов, «Малыгин» продолжал обследование районов Баренцева моря восточнее Шпицбергена .
С 1931 года на «Малыгине» производились гидрологические исследования в различных районах Арктики под командованием капитана Дмитрия Тимофеевича Черткова . В 1931 году в бухте Тихая на острове Гукера ( Земля Франца-Иосифа ) состоялась встреча «Малыгина» с дирижаблем Граф Цеппелин . С дирижабля на ледокол было передано 120 кг почты. В момент встречи с дирижаблем на ледоколе присутствовал Умберто Нобиле .
В 1932 году на острове Рудольфа экспедицией на «Малыгине» была основана самая северная в мире полярная станция (в связи с проведением 2-го Международного полярного года). В сентябре 1932 года ледокол достиг рекордной для того времени широты — 82°27‘. 28 декабря того же 1932 года , во время операции по снабжению угольного рудника треста « Арктикуголь » на острове Шпицберген , «Малыгин» под управлением капитана О. 3. Филатова сел на мель. 9 января 1933 года для спасения «Малыгина» из Мурманска был направлен отряд в составе ледокола « Ленин » и спасательного буксира « Руслан », затем к ним присоединился ледокольный пароход « Георгий Седов ». 24 марта 1933 года после заделки пробоин «Малыгин» был снят с камней. При возвращении в Мурманск 25 апреля 1933 года « Руслан » затонул. Экипаж, за исключением 3 человек, погиб.
В 1935 году экспедиция на «Малыгине» открыла в районе острова Исаченко архипелаг из 7 островов.
В 1937 году «Малыгин» вместе с ледокольными пароходами « Садко » и « Георгий Седов » дрейфовал во льдах от острова Бельковского на Север до 83°05' северной широты, откуда вышел с помощью ледокола « Ермак » только в сентябре 1938 года .
При возвращении из гидрографической экспедиции по восточной Арктике 28 октября 1940 года «Малыгин» погиб вo время шторма у берегов Камчатки со всем экипажем и членами экспедиции (всего 98 человек).
Интересные факты
- «Малыгин»— один из ледоколов, открывших эру арктического туризма. По крайней мере, две каюты на судне были оборудованы по очень высокому классу. Одну из этих кают во время зимнего похода 1931 года к Земле Франца-Иосифа занимал научный руководитель экспедиции профессор Визе , другую каюту— американская туристка-миллионерша.
«Малыгин» |
---|
«Bruce II»
«Соловей Будимирович» |
---|
|
---|
Ледокол-пароход «Малыгин» во время рейса к Земле Франца-Иосифа , 1932 г.
|
---|
| |
---|
Класс и тип судна | пароход-ледокол |
---|
Изготовитель | Napier and Miller , Глазго , Великобритания |
---|
Спущен на воду | 1912 год |
---|
Введен в эксплуатацию | 12 февраля 1912 года |
---|
Выведен из состава флота | 1940 год |
---|
Статус | затонул 28 октября 1940 года |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 3200 т. |
---|
Длина | 78,9 м. |
---|
Ширина | 14,2 м. |
---|
Мощность | 2800 л.с. |
---|
Скорость хода | макс. 12 узлов |
---|
|
|