Энцеклопедия кораблей
Четверг, 25.04.2024, 01:11



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Блог ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Ледокол [54]
Эскадренный миноносец [391]
Речные пассажирские суда [8]
Круизные суда [82]
Парусные линейные корабли [1]
Дредноут [1]
Пассажирское судно [35]
Теплоход [55]
Линкор [33]
Фрегат [74]
Танкер [11]
Сухогруз [6]
Учебные корабли [8]
Буровое судно [5]
Парусные линейные корабли [2]
Теплоходы [20]
Линейные крейсера [15]
Паромы [25]
Шхуна [2]
Подводные лодки [50]
Авианосцы [73]
Военные корабли [1]
Лёгкий крейсер [44]
Пароходы [33]
Вспомогательный крейсер [6]
Линейный корабль (парусный) [296]
Корабль 6 ранга [1]
Миноносец [81]
Королевская яхта [13]
Научно-исследовательские суда [39]
Грузовое судно [8]
Шлюп [10]
Тяжёлый крейсер [5]
Бронепалубный крейсер [64]
Барк [11]
Галера [10]
Контейнеровоз [2]
Корвет [14]
Броненосец [57]
Бригантина [2]
Бомбардирский корабль [2]
проа [1]
Бриг [15]
Галеон [5]
Клипер [12]
Джонка [2]
Ладья [1]
Катер [4]
Каравелла [4]
Трирема [2]
Каракка [6]
Яхта [4]
Канонерская лодка [32]
Большой противолодочный корабль [36]
Тяжёлый авианесущий крейсер [3]
Ракетный крейсер [9]
Броненосный крейсер [26]
Крейсера проекта 1144 [1]
Крейсер [23]
Малый ракетный корабль [8]
Буксир [4]
Моторная яхта [1]
Госпитальное судно [7]
Лидер эскадренных миноносцев [5]
Сторожевой корабль [6]
Судно на подводных крыльях [6]
Пожарное судно [2]
Вспомогательные корабли и суда [10]
Пароходофрегат [2]
Малый противолодочный корабль [19]
Тримаран [1]
Монитор [20]
Тральщик [5]
Минный крейсер [5]
Минный заградитель \ Минный катер [9]
Моторные яхты [4]
Сторожевые корабли [15]
Океанские лайнеры [18]
Вертолётоносец [2]
Десантные корабли [3]
Буровые суда [1]
Десантный корабль [5]
Разведывательные корабли [3]
Парусное судно [1]
Ракетный катер [5]
Шнява [1]
Люгер [2]
Траулер [2]
Торпедный катер [2]
Доковое судно [1]
Гражданские суда [1]

Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Главная » 2012 » Ноябрь » 24 » Меркурий (бриг, 1820)
04:54
Меркурий (бриг, 1820)

Иван Айвазовский . Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями . 1892

«Мерку́рий» — 18-пушечный военный бриг русского флота . Был заложен в Севастополе 28января ( 9февраля ) 1819 года и спущен на воду 7 (19)мая 1820 года . В мае 1829 года , во время Русско-турецкой войны бриг под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями, чем увековечил своё имя и за что был награждён кормовым Георгиевским флагом .

Постройка корабля

Бриг «Меркурий» был построен на Севастопольской верфи под руководством известного впоследствии корабельного мастера Ивана Яковлевича Осминина . Судно предназначалось специально для охраны Кавказского побережья , несения дозорной службы и разведки  . В качестве материала для постройки «Меркурия» был выбран крымский дуб . После окончания постройки «Меркурий» вошёл в состав 32-го флотского экипажа .

Своё имя бриг получил в честь катера « Меркурий », отличившегося во время Русско-шведской войны 1788—1790 годов под командованием капитан-лейтенанта Р.В.Кроуна . Этот катер 29апреля ( 10мая ) 1789 года атаковал и сумел захватить в плен шведский 12-пушечный тендер «Снапоп»  , а менее, чем через месяц, 21мая ( 1июня ), пленил 44-пушечный фрегат «Венус»  . Кроун был награждён Екатериной II орденом Святого Георгия 4-й степени , произведён в следующий чин и получил пожизненную пенсию .

Описание

Конструкция

Будучи бригом , «Меркурий» имел две мачты ( фок и грот ). Каждая мачта несла четыре рея и, соответственно, четыре прямых паруса : фок, фор-марсель , фор-брамсель и фор-бом-брамсель на фок-мачте; грот, грот-марсель, грот-брамсель и грот-бом-брамсель на грот-мачте. Также на грот-мачте имелся гафельный парус , улучшающий манёвренность . На штагах располагались стаксели (грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель) и кливер  . Кроме того, имелись лисели , применяемые на попутных ветрах. Общая площадь парусов— 856 м².

На носу брига находилась фигура бога Меркурия  . Носовая фигура была поясной, хотя на изначальных чертежах Осминина предполагалось изображение фигуры в полный рост .

 Вооружение

Вооружение брига состояло из восемнадцати 24- фунтовых карронад для ближнего боя и двух переносных трёхфунтовых пушек, имевших больший радиус действия. При необходимости пушки можно было использовать как в качестве ретирадных в портах гакаборта , так и в качестве погонных в носовых портах  , то есть они могли применяться и при отступлении, и при преследовании противника.

Карронады были установлены на верхней палубе , причём орудийные порты не закрывались, так как через них осуществлялся сток воды, попадающей на палубу .

Отличительные особенности

«Меркурий» отличался от других бригов русского флота меньшей осадкой и оснащением вёслами (по семь вёсел с каждого борта  ). Гребли этими вёслами стоя. Из-за меньшей осадки бриг имел и меньшую глубину интрюма , что ухудшало его ходовые качества. «Меркурий» был одним из первых русских бригов, при постройке которого применялась система набора по методу Сепингса— с диагональными сваями-ридерсами. Эта прогрессивная по тому времени система увеличивала прочность корабля, уменьшала спусковой перелом и раскачку элементов  . Бриг был устойчив и хорошо держал высокую волну, однако в тихую погоду грузнел  . Углубление форштевнем составляло 2,74 метра , ахтерштевнем — 3,90 метра. Углубление в полном грузу составляло, соответственно, 3,63 и 4,736 метра .

История службы

В 1820—1827 годах «Меркурий» находился в плаваниях по Чёрному морю , занимаясь боевой подготовкой и выполняя отдельные приказания командования. В кампании 1827 года бриг крейсировал у берегов Абхазии , успешно борясь с судами контрабандистов .

С началом русско-турецкой войны 1828—1829 годов «Меркурий» участвовал во взятии Черноморским флотом крепостей Анапа  , Варна , Инада , Бургас , Сизополь .

В первой половине мая 1828 года «Меркурий» принял участие в захвате двух турецких транспортов с десантом. По одним данным это произошло 8 (20)мая и «Меркурий» действовал вместе с катером «Сокол»  , по другим  9 (21)мая вместе с бригом « Ганимед ». Захваченные войска были отконвоированы в Сизополь. Также в 1828 году бриг «Меркурий» участвовал в конвоировании русских транспортов.

14 (26)мая 1829 года бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского принял неравный бой с двумя турецкими линейными кораблями, из которого вышел победителем— бригу удалось нанести турецким кораблям повреждения, вынудившие их выйти из боя и прекратить преследование.

Получив сильные повреждения, «Меркурий» не принимал участия в дальнейших военных походах 1830—1831 годов, а с 1832 по 1836 находился в Севастопольском адмиралтействе на капитальном ремонте .

В кампаниях 1837—1839 годов бриг участвовал в высадках десантов на кавказском побережье, а в 1840—1843 годах крейсировал у берегов Кавказа.

В 1851—1852 годах «Меркурий» находился в практическом плавании в составе первой эскадры 4-й флотской дивизии .

В 1853 году бриг вновь курсировал у восточных берегов Чёрного моря в составе отряда контр-адмирала Фёдора Михайловича Новосильского , который в чине лейтенанта принимал участие в бое брига с турецкими кораблями  , а с 1835 по 1838 сам командовал «Меркурием» .

Во время обороны Севастополя в 1855 году корпус «Меркурия» использовался в качестве понтона при наведении моста через Южную бухту, а в 1856 году его отбуксировали в Николаев , где некоторое время использовали в качестве плавучего склада .

9 (21)ноября 1857 года приказом генерал-адмирала №180 бриг «Меркурий» по причине крайней ветхости был исключён из списков флота и разобран .

Капитаны брига

Бригом «Меркурий» за 34 года службы командовало четырнадцать капитанов:

  1. 1820—1821— капитан-лейтенант Иван Максимович Головин
  2. 1821—1822— капитан-лейтенант Лука Андреевич Мельников
  3. 1822—1826— капитан-лейтенант Аристарх Григорьевич Конотопцев
  4. 1826—1828— капитан-лейтенант Семён Михайлович Стройников
  5. с 1829года по 30 мая 1829год— капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский
  6. 1829—1830— лейтенант Алексей Иванович Рогуля
  7. 1830—1831— капитан-лейтенант Мефодий Петрович Панютин
  8. 1835—1838— капитан-лейтенант Фёдор Михайлович Новосильский
  9. 1838—1840— капитан-лейтенант Николай Павлович Вульф
  10. 1840—1848— капитан-лейтенант Николай Иванович Казарский (младший брат А.И.Казарского )
  11. 1849—1850— лейтенант Николай Павлович Макухин
  12. 1850—1851— капитан-лейтенант Николай Егорович Каландс
  13. 1852—1853— капитан-лейтенант Константин Яковлевич Явленский
  14. 1854—1856— капитан-лейтенант Сергей Фаддевич Загорянский-Кисель

 Бой брига с турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей»

Победа брига «Меркурий» в бою с двумя турецкими линейными кораблями — один из ярчайших эпизодов русско-турецкой войны , демонстрирующий силу духа, отвагу и мастерство русских моряков. Данный эпизод получил широкую огласку, члены экипажа и сам корабль были щедро награждены. Отчасти широкую пропаганду подвига брига можно объяснить желанием затушевать произошедшую двумя днями ранее позорную сдачу без боя фрегата « Рафаил » [18] .

Команда брига по состоянию на май 1829 года

На май 1829 года численность команды брига «Меркурий» составляла 115 человек (в Предложении Правительствующему Сенату князя Алексея Долгорукого указана численность экипажа в 108 человек  ), среди них :

  • Офицеров — 5
  • Квартирмейстеров — 5
  • Матросов 1 статьи— 24
  • Матросов 2 статьи— 12
  • Старшие юнги — 43
  • Барабанщики — 2
  • Флейтщик — 1
  • Бомбардиры и канониры — 9
  • Остальные— 14

Полный список офицеров:

  1. Капитан — Александр Иванович Казарский , капитан-лейтенант
  2. Фёдор Михайлович Новосильский , флота лейтенант
  3. Сергей Иосифович Скарятин , флота лейтенант
  4. Дмитрий Петрович Притупов, мичман
  5. Иван Петрович Прокофьев, поручик корпуса штурманов

Командиру брига Казарскому удалось организовать сплочённую команду из людей разных по убеждениям, положению, происхождению и темпераменту. Так, Фёдор Новосильский происходил из аристократической среды, был либералом, но при этом— очень требовательным офицером. Сергей Скарятин был потомственным моряком и старался воспитать в подчинённых умелость, расторопность и исполнительность. Мичман Дмитрий Притупов происходил из барской семьи и имел соответствующее воспитание. Он специально выписал себе из деревни крепостного, плававшего с ним в качестве денщика , поскольку иметь казённого денщика мичману не полагалось. Иван Прокофьев вышел из народа, поэтому нижние чины считали его своим покровителем. Ивану Петровичу удалось получить образование и звание офицера лишь благодаря упорству и таланту .

Хронология боя

Три русских военных корабля— фрегат « Штандарт » и бриги « Орфей » и «Меркурий»— крейсировали на траверзе Пендераклии, когда увидели приближающуюся к ним на горизонте турецкую эскадру , значительно превосходящую их по силам. Поскольку необходимости принимать неравный бой не было, командир «Штандарта» капитан-лейтенант Павел Яковлевич Сахновский дал сигнал «Взять курс, при котором судно имеет наилучший ход». Русские корабли повернули в сторону Севастополя. Однако в тот день на море низовой ветер был слаб, и поэтому «Меркурию», обладавшему худшими ходовыми качествами  , не удалось уйти от погони: несмотря на то, что были поставлены бом-брамсели, стаксели, лисели и в ход были пущены вёсла, он был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре— 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем». На одном корабле находился адмирал ( капудан-паша ) турецкого флота, а другой шёл под вымпелом контр-адмирала .

Командир «Меркурия», обойдя по очереди всех офицеров, убедился в их единодушном желании принять бой, несмотря на явное неравенство сил. Первым высказался самый младший по чину— штурманский поручик И. Прокофьев. Он предложил вступить в сражение с врагом, а когда будет сбит рангоут, откроется сильная течь или бриг будет лишён возможности сопротивляться, взорвать «Меркурий», сцепившись с одним из неприятельских кораблей  . В итоге все офицеры единодушно приняли это предложение. Для исполнения этого решения капитан брига Казарский положил заряженный пистолет на шпиль перед входом в пороховой склад , а кормовой флаг, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не спустился, прибили к гафелю .

Позже в своём донесении адмиралу Грейгу Казарский писал :

…Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким нибудь кораблем, тот, кто ещё в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйткамеру.

В половине третьего пополудни турки приблизились на расстояние выстрела, и их снаряды стали попадать в паруса и такелаж «Меркурия», а один попал в вёсла, выбив гребцов с банок. В это время Казарский сидел на юте и не разрешая стрелять, чтобы не тратить напрасно заряды. Это вызвало замешательство команды. Казарский, видя это, сказал матросам ободряющие слова: «Что вы, ребята? Ничего, пускай пугают— они везут нам Георгия…»  Затем капитан приказал открыть ретирадные порты и сам, вместе с другими офицерами, чтобы не убирать вёсла и не отвлекать матросов от работы, открыл огонь из ретирадного орудия.

Первым атаковал трёхдечный «Селимие», имевший 110 пушек. Турецкий корабль попытался зайти в корму брига, чтобы произвести продольный залп. Лишь тогда Казарский пробил боевую тревогу и «Меркурий», уклонившись от первого залпа, сам дал полный залп правым бортом по противнику.

Через несколько минут к левому борту «Меркурия» подошел двухдечный «Реал-бей», и русский бриг оказался зажатым между двумя вражескими кораблями. Тогда с «Селимие» закричали по-русски: «Сдавайся, убирай паруса!». В ответ на это на бриге закричали «ура» и открыли огонь из всех орудий и ружей. В результате туркам пришлось убрать с марсов и реев уже готовые абордажные команды  . Помимо ядер в бриг летели книппели и брандскугели . Тем не менее, мачты оставались невредимыми и «Меркурий» сохранял подвижность. Из-за обстрела на бриге трижды  возникали пожары, которые, однако, быстро ликвидировались матросами.

В начале шестого часа удачными выстрелами канонира Ивана Лисенко  удалось повредить ватер-штаг и бейфут грот-марса-рея «Селимие», после чего его марсель и брамсель заполоскали и повисли. Благодаря этому попаданию корабль неприятеля немного отстал и привёлся к ветру для ремонта. Тем не менее вслед «Меркурию» был дан полный залп, сбивший со станка одну из пушек.

Около шести часов было нанесено серьёзное повреждение и второму неприятельскому кораблю, «Реал-бею»— «Меркурию» удалось перебить его фор-брам-рей и нок фор-марса-рея, который, падая, увлёк за собой лисели. Упав, лисели закрыли порты носовых пушек, а свёртывание марселя лишило корабль возможности маневрировать  . «Реал-бей» привёлся в бейдевинд и лёг в дрейф .

«Меркурий», получивший очень серьёзные повреждения и потеряв 10 из 115 человек экипажа убитыми и ранеными, около 17 часов следующего дня присоединился к флоту, вышедшему из Сизополя .

Потери и повреждения

В результате боя «Меркурий» потерял убитыми 4 человека, ранеными 6  (в некоторых источниках говорится овосьми раненых  ) человек. Согласно рапорту Казарского было ранено шесть нижних чинов  , при этом сам Казарский получил контузию головы.

Корабль получил следующие повреждения :

  • 22 пробоины в корпусе
  • 133 пробоины в парусах
  • 16 повреждений в рангоуте
  • 148 повреждений в такелаже
  • все гребные суда на рострах оказались разбиты
  • повреждена одна карронада .

Убитых с турецкой стороны, по официальным данным, нет— команда «Меркурия» ставила своей основной целью повреждение рангоута и такелажа противника, куда и были направлены выстрелы.

Примечательно, что во время боя на «Реал-Бее» вместе со своей командой находился предыдущий командир «Меркурия»— пленный капитан 2 ранга Стройников , без боя сдавший несколькими днями ранее фрегат « Рафаил » .

 Реакция

Победа маленького брига в бою с двумя большими кораблями казалась настолько фантастической, что некоторые специалисты в военно-морском деле отказывались в неё верить. Английский историк военного флота Ф. Джейн , например, говорил  : «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как „Меркурий", вывело из строя два линейных корабля».

Газета « Одесский вестник » о сражении писала :

Подвиг сей таков, что не находится другого ему подобного в истории мореплавания; он столь удивителен, что едва можно оному поверить. Мужество, неустрашимость и самоотвержение, оказанные при сём командиром и экипажем «Меркурия», славнее тысячи побед обыкновенных.

Повреждения корпуса брига «Меркурий», полученные в ходе боя 14 мая 1829 года

Штурман «Реал-бея» в своём письме посланном из Биюлимана 27 мая 1829 года, так описал бой :

Во вторник с рассветом, приближаясь к Босфору, мы приметили три русских судна. Мы погнались за ними, но догнать могли только один бриг. Корабль капудан-паши и наш открыли тогда сильный огонь… Неслыханное дело! Мы не могли заставить его сдаться. Он дрался, отступая и маневрируя по всем правилам морской науки так искусно, что стыдно сказать: мы прекратили сражение, а он со славою продолжал свой путь.

И далее :

В продолжение сражения командир русского фрегата  говорил мне, что капитан сего брига никогда не сдастся, и если он потеряет всю надежду, то тогда взорвёт бриг свой на воздух. Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг— «Меркурий».

Поэт-партизан, герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов посвятил Казарскому следующие строки :

Мужайся!— Казарский, живой Леонид ,
Ждёт друга на новый пир славы…
О, будьте вы оба отечества щит,
Перун вековечной державы!
И гимны победы с ладей окрыленных
Пусть искрами брызнут от струн вдохновенных!

Награды

Бриг «Меркурий», вторым, после линейного корабля « Азов », был награждён кормовым Георгиевским флагом и вымпелом  (торжественная церемония поднятия флага и вымпела, на которой присутствовал и Казарский, состоялась 3 мая 1830 года  ). Кроме того, указом императора предписывалось всегда иметь в составе Черноморского флота бриг, построенный по чертежам «Меркурия».

Капитан Казарский и поручик Прокофьев получили орден Святого Георгия IV класса, остальные офицеры— ордена Святого Владимира IV степени с бантом  , нижние чины— знаки отличия военного ордена. Все офицеры были произведены в следующие чины и получили право добавить на свои фамильные гербы изображение тульского пистолета, выстрелом которого предполагалось взорвать порох в крюйт-камере в том случае, если бриг потеряет возможность сопротивляться .

Согласно резолюции императора капитан-лейтенант Казарский, кроме всего прочего, был произведён в капитаны 2 ранга и назначен флигель-адъютантом .

Причины победы «Меркурия»

При численном сравнении военной мощи турецких кораблей и русского брига— 184 орудия против 20, даже не считая разницу калибров— победа «Меркурия» представляется совершенно невозможной, тем не менее при детальном анализе условий боя можно сделать вывод о том, что победа брига не является невероятным событием. По сравнению с турецкими кораблями, учитывая условия боя, «Меркурий» имел следующие преимущества :

  • Каждый из турецких кораблей мог стрелять только одним бортом, в то время как «Меркурий», имея противника по оба борта, мог использовать все имеющиеся орудия. Кроме того, при ближнем бою турецкие корабли не могли использовать погонные и ретирадные пушки, которых на каждом корабле было, вероятно, около десяти штук .
  • Карронады , бывшие на вооружении у брига, были эффективны в ближнем бою, а имея меньшие размеры, позволяли стрелять в более высоком темпе из-за относительной простоты перезарядки.
  • В течение всего боя турецкие корабли не могли занять траверзного положения относительно «Меркурия» как благодаря грамотному маневрированию брига, так и по причине малой дистанции— во избежание попадания ядер одного турецкого корабля в другой.
  • При нахождении близко, но немного позади «Меркурия» корабли, учитывая их обводы, могли прицельно стрелять только из восьми-десяти носовых пушек, поскольку в бортовых амбразурах пушки могут поворачиваться не более, чем на 15 градусов, в то время, как короткие карронады «Меркурия» имели бо́льшие возможности для прицеливания и могли вести огонь по рангоуту и такелажу противника. Таким образом, практически в течение всего боя, за исключением двух эпизодов, соотношение действующих стволов составляло 16—20 у турок против 18 у русских.
  • При близкой дистанции боя турецкие корабли могли попадать в более низкий борт «Меркурия» только выстрелами с нижних деков.
  • В произошедшем полутора годами ранее Наваринском сражении был уничтожен весь турецкий флот, что существенно ослабило морские силы Турции и экипаж «Меркурия» столкнулся с гораздо менее опытным турецким экипажем.

Увековечивание памяти

Первым предложил увековечить подвиг брига командующий Черноморской эскадрой адмирал М.П.Лазарев . По его же инициативе проводился сбор средств на сооружение памятника [38] .

Памятник выглядит следующим образом. На высоком прямоугольном пьедестале, слегка сужающемся кверху, установлено отлитое из металла символическое военное судноантичности— трирема . Верхнюю часть пьедестала украшают бронзовые жезлы бога Меркурия , именем которого назван бриг. Чугунный плинт украшен рельефами, в аллегорической форме отображающими событие, которому посвящен памятник. На трёх сторонах плинта изображены бог морей Нептун , покровитель мореплавания и торговли Меркурий, крылатая богиня победы Ника ; на западной стороне выполнен барельефный портрет капитана «Меркурия»— Казарского.

Памятник был заложен на Матросском бульваре в 1834 году, к пятилетию подвига, а открыт в 1839-м. Автором проекта является академик архитектуры Александр ПавловичБрюллов , брат известного художника Карла Брюллова .

Памятник А.И.Казарскому и подвигу брига «Меркурий» стал первым памятником, воздвигнутым в Севастополе  . Памятник перенёс несколько реставраций. Общая его высота— 5,5м. Постамент сооружен из местного крымбальского камня. Лаконичная надпись, сделанная на пьедестале, гласит: «Казарскому. Потомству в пример».

Ещё один памятник установлен в Москве, на пересечении двух проспектов— Севастопольского и Нахимовского. Представляет собой золотой корабль на высоком пьедестале.

Указ Николая I предписывал всегда иметь в составе Черноморского флота бриг, аналогичный «Меркурию» с его флагом и командой:

Мы желаем, дабы память безпримернаго дела сего сохранилась до позднейших времен, вследствие сего повелеваем вам распорядиться: когда бриг сей приходит в неспособность продолжать более служение на море, построить по одному с ним чертежу и совершенным с ним сходством во всем другое такое же судно, наименовав его «Меркурий» приписав к тому же экипажу, на который перенести и пожалованный флаг с вымпелом; когда же и сие судно станет приходить в ветхость, заменить его другим новым, по тому же чертежу построенным, продолжая сие таким образом до времен позднейших. Мы желаем, дабы память знаменитых заслуг команды брига «Меркурий» и его никогда во флоте не исчезала а, переходя из рода в род на вечныя времена, служила примером потомству  .

В честь подвига «Меркурия» под руководством мастера Ф.П.Толстого в 1829 году была изготовлена бронзовая памятная медаль .

 

«Память Меркурия»

Картина Михаила Ткаченко , 1907.

Подвиг брига «Меркурий» был увековечен и в названиях ещё нескольких кораблей. Три военных корабля Черноморского флота поочерёдно носили название «Память Меркурия»:

  • Корвет « Память Меркурия », 1865;
  • Крейсер « Память Меркурия », 1883 ;
  • Крейсер « Кагул », спущенный на воду в 1902 году, в 1907 году был переименован в «Память Меркурия» и на него был передан Георгиевский флаг. Крейсер носил это имя до 1918 года, когда он был переименован в «Гетмана Ивана Мазепу»  . В 1917 году на крейсере был поднят жёлто-голубой украинский флаг и абсолютное большинство матросов и офицеров покинуло корабль, забрав с собой и Георгиевский флаг .

После этого в российском и советском флоте не было корабля, названного в честь брига до конца 1960-х годов, когда появилось малое гидрографическое судно « Память Меркурия ».

Именем капитана Казарского назван бриг Балтийского флота  , минный крейсер  Черноморского флота и морской тральщик  . 8 июня 1954 года в честь Казарского была названа улица в Нахимовском районе Севастополя, ранее носившая имя Четвёртой Параллельной  . В честь Казарского также был назван переулок в Ленинском районе Николаева (микрорайон Водопой)

Меркурий

Иван Айвазовский . Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями . 1892
Служба: Российская империя
Тип парусного вооруженияБриг
ОрганизацияЧерноморский флот Российской империи
Изготовитель Севастопольская верфь
Корабельный мастерОсминин И. Я.
Спущен на воду 1820
Введен в эксплуатацию1820
Выведен из состава флотаразобран по причине ветхости, 1857
Основные характеристики
Водоизмещение 445 т  (по другим данным— 456 )
Длина между перпендикулярами28,65 м
Длина по верхней палубе29,46 м
Ширина по мидельшпангоуту 9,398 м (с обшивкой 9,70 м  или 9,602  )
Осадка 2,9 м
Двигателипаруса и вёсла
Площадь парусности 856 м²
Экипаж 115 матросов и офицеров
Вооружение
Общее число орудий18 × 24-фн карронад и две длинноствольных 3-фн пушки
Мощность бортового залпа216 фунтов
 
Категория: Бриг | Просмотров: 1369 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Sergtam  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>москва изготовление строительных металлоконструкций</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей

...

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024      Конструктор сайтов - uCoz