Иван Айвазовский . Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями . 1892 «Мерку́рий» — 18-пушечный военный бриг русского флота . Был заложен в Севастополе 28января ( 9февраля ) 1819 года и спущен на воду 7 (19)мая 1820 года . В мае 1829 года , во время Русско-турецкой войны бриг под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями, чем увековечил своё имя и за что был награждён кормовым Георгиевским флагом .
Постройка корабля
Бриг «Меркурий» был построен на Севастопольской верфи под руководством известного впоследствии корабельного мастера Ивана Яковлевича Осминина . Судно предназначалось специально для охраны Кавказского побережья , несения дозорной службы и разведки . В качестве материала для постройки «Меркурия» был выбран крымский дуб . После окончания постройки «Меркурий» вошёл в состав 32-го флотского экипажа .
Своё имя бриг получил в честь катера « Меркурий », отличившегося во время Русско-шведской войны 1788—1790 годов под командованием капитан-лейтенанта Р.В.Кроуна . Этот катер 29апреля ( 10мая ) 1789 года атаковал и сумел захватить в плен шведский 12-пушечный тендер «Снапоп» , а менее, чем через месяц, 21мая ( 1июня ), пленил 44-пушечный фрегат «Венус» . Кроун был награждён Екатериной II орденом Святого Георгия 4-й степени , произведён в следующий чин и получил пожизненную пенсию .
Описание
Конструкция
Будучи бригом , «Меркурий» имел две мачты ( фок и грот ). Каждая мачта несла четыре рея и, соответственно, четыре прямых паруса : фок, фор-марсель , фор-брамсель и фор-бом-брамсель на фок-мачте; грот, грот-марсель, грот-брамсель и грот-бом-брамсель на грот-мачте. Также на грот-мачте имелся гафельный парус , улучшающий манёвренность . На штагах располагались стаксели (грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель) и кливер . Кроме того, имелись лисели , применяемые на попутных ветрах. Общая площадь парусов— 856 м².
На носу брига находилась фигура бога Меркурия . Носовая фигура была поясной, хотя на изначальных чертежах Осминина предполагалось изображение фигуры в полный рост .
Вооружение
Вооружение брига состояло из восемнадцати 24- фунтовых карронад для ближнего боя и двух переносных трёхфунтовых пушек, имевших больший радиус действия. При необходимости пушки можно было использовать как в качестве ретирадных в портах гакаборта , так и в качестве погонных в носовых портах , то есть они могли применяться и при отступлении, и при преследовании противника.
Карронады были установлены на верхней палубе , причём орудийные порты не закрывались, так как через них осуществлялся сток воды, попадающей на палубу .
Отличительные особенности
«Меркурий» отличался от других бригов русского флота меньшей осадкой и оснащением вёслами (по семь вёсел с каждого борта ). Гребли этими вёслами стоя. Из-за меньшей осадки бриг имел и меньшую глубину интрюма , что ухудшало его ходовые качества. «Меркурий» был одним из первых русских бригов, при постройке которого применялась система набора по методу Сепингса— с диагональными сваями-ридерсами. Эта прогрессивная по тому времени система увеличивала прочность корабля, уменьшала спусковой перелом и раскачку элементов . Бриг был устойчив и хорошо держал высокую волну, однако в тихую погоду грузнел . Углубление форштевнем составляло 2,74 метра , ахтерштевнем — 3,90 метра. Углубление в полном грузу составляло, соответственно, 3,63 и 4,736 метра .
История службы
В 1820—1827 годах «Меркурий» находился в плаваниях по Чёрному морю , занимаясь боевой подготовкой и выполняя отдельные приказания командования. В кампании 1827 года бриг крейсировал у берегов Абхазии , успешно борясь с судами контрабандистов .
С началом русско-турецкой войны 1828—1829 годов «Меркурий» участвовал во взятии Черноморским флотом крепостей Анапа , Варна , Инада , Бургас , Сизополь .
В первой половине мая 1828 года «Меркурий» принял участие в захвате двух турецких транспортов с десантом. По одним данным это произошло 8 (20)мая и «Меркурий» действовал вместе с катером «Сокол» , по другим — 9 (21)мая вместе с бригом « Ганимед ». Захваченные войска были отконвоированы в Сизополь. Также в 1828 году бриг «Меркурий» участвовал в конвоировании русских транспортов.
14 (26)мая 1829 года бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского принял неравный бой с двумя турецкими линейными кораблями, из которого вышел победителем— бригу удалось нанести турецким кораблям повреждения, вынудившие их выйти из боя и прекратить преследование.
Получив сильные повреждения, «Меркурий» не принимал участия в дальнейших военных походах 1830—1831 годов, а с 1832 по 1836 находился в Севастопольском адмиралтействе на капитальном ремонте .
В кампаниях 1837—1839 годов бриг участвовал в высадках десантов на кавказском побережье, а в 1840—1843 годах крейсировал у берегов Кавказа.
В 1851—1852 годах «Меркурий» находился в практическом плавании в составе первой эскадры 4-й флотской дивизии .
В 1853 году бриг вновь курсировал у восточных берегов Чёрного моря в составе отряда контр-адмирала Фёдора Михайловича Новосильского , который в чине лейтенанта принимал участие в бое брига с турецкими кораблями , а с 1835 по 1838 сам командовал «Меркурием» .
Во время обороны Севастополя в 1855 году корпус «Меркурия» использовался в качестве понтона при наведении моста через Южную бухту, а в 1856 году его отбуксировали в Николаев , где некоторое время использовали в качестве плавучего склада .
9 (21)ноября 1857 года приказом генерал-адмирала №180 бриг «Меркурий» по причине крайней ветхости был исключён из списков флота и разобран .
Капитаны брига
Бригом «Меркурий» за 34 года службы командовало четырнадцать капитанов:
- 1820—1821— капитан-лейтенант Иван Максимович Головин
- 1821—1822— капитан-лейтенант Лука Андреевич Мельников
- 1822—1826— капитан-лейтенант Аристарх Григорьевич Конотопцев
- 1826—1828— капитан-лейтенант Семён Михайлович Стройников
- с 1829года по 30 мая 1829год— капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский
- 1829—1830— лейтенант Алексей Иванович Рогуля
- 1830—1831— капитан-лейтенант Мефодий Петрович Панютин
- 1835—1838— капитан-лейтенант Фёдор Михайлович Новосильский
- 1838—1840— капитан-лейтенант Николай Павлович Вульф
- 1840—1848— капитан-лейтенант Николай Иванович Казарский (младший брат А.И.Казарского )
- 1849—1850— лейтенант Николай Павлович Макухин
- 1850—1851— капитан-лейтенант Николай Егорович Каландс
- 1852—1853— капитан-лейтенант Константин Яковлевич Явленский
- 1854—1856— капитан-лейтенант Сергей Фаддевич Загорянский-Кисель
Бой брига с турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей»
Победа брига «Меркурий» в бою с двумя турецкими линейными кораблями — один из ярчайших эпизодов русско-турецкой войны , демонстрирующий силу духа, отвагу и мастерство русских моряков. Данный эпизод получил широкую огласку, члены экипажа и сам корабль были щедро награждены. Отчасти широкую пропаганду подвига брига можно объяснить желанием затушевать произошедшую двумя днями ранее позорную сдачу без боя фрегата « Рафаил » [18] .
Команда брига по состоянию на май 1829 года
На май 1829 года численность команды брига «Меркурий» составляла 115 человек (в Предложении Правительствующему Сенату князя Алексея Долгорукого указана численность экипажа в 108 человек ), среди них :
- Офицеров — 5
- Квартирмейстеров — 5
- Матросов 1 статьи— 24
- Матросов 2 статьи— 12
- Старшие юнги — 43
- Барабанщики — 2
- Флейтщик — 1
- Бомбардиры и канониры — 9
- Остальные— 14
Полный список офицеров:
- Капитан — Александр Иванович Казарский , капитан-лейтенант
- Фёдор Михайлович Новосильский , флота лейтенант
- Сергей Иосифович Скарятин , флота лейтенант
- Дмитрий Петрович Притупов, мичман
- Иван Петрович Прокофьев, поручик корпуса штурманов
Командиру брига Казарскому удалось организовать сплочённую команду из людей разных по убеждениям, положению, происхождению и темпераменту. Так, Фёдор Новосильский происходил из аристократической среды, был либералом, но при этом— очень требовательным офицером. Сергей Скарятин был потомственным моряком и старался воспитать в подчинённых умелость, расторопность и исполнительность. Мичман Дмитрий Притупов происходил из барской семьи и имел соответствующее воспитание. Он специально выписал себе из деревни крепостного, плававшего с ним в качестве денщика , поскольку иметь казённого денщика мичману не полагалось. Иван Прокофьев вышел из народа, поэтому нижние чины считали его своим покровителем. Ивану Петровичу удалось получить образование и звание офицера лишь благодаря упорству и таланту .
Хронология боя
Три русских военных корабля— фрегат « Штандарт » и бриги « Орфей » и «Меркурий»— крейсировали на траверзе Пендераклии, когда увидели приближающуюся к ним на горизонте турецкую эскадру , значительно превосходящую их по силам. Поскольку необходимости принимать неравный бой не было, командир «Штандарта» капитан-лейтенант Павел Яковлевич Сахновский дал сигнал «Взять курс, при котором судно имеет наилучший ход». Русские корабли повернули в сторону Севастополя. Однако в тот день на море низовой ветер был слаб, и поэтому «Меркурию», обладавшему худшими ходовыми качествами , не удалось уйти от погони: несмотря на то, что были поставлены бом-брамсели, стаксели, лисели и в ход были пущены вёсла, он был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре— 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем». На одном корабле находился адмирал ( капудан-паша ) турецкого флота, а другой шёл под вымпелом контр-адмирала .
Командир «Меркурия», обойдя по очереди всех офицеров, убедился в их единодушном желании принять бой, несмотря на явное неравенство сил. Первым высказался самый младший по чину— штурманский поручик И. Прокофьев. Он предложил вступить в сражение с врагом, а когда будет сбит рангоут, откроется сильная течь или бриг будет лишён возможности сопротивляться, взорвать «Меркурий», сцепившись с одним из неприятельских кораблей . В итоге все офицеры единодушно приняли это предложение. Для исполнения этого решения капитан брига Казарский положил заряженный пистолет на шпиль перед входом в пороховой склад , а кормовой флаг, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не спустился, прибили к гафелю .
Позже в своём донесении адмиралу Грейгу Казарский писал :
…Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким нибудь кораблем, тот, кто ещё в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйткамеру.
В половине третьего пополудни турки приблизились на расстояние выстрела, и их снаряды стали попадать в паруса и такелаж «Меркурия», а один попал в вёсла, выбив гребцов с банок. В это время Казарский сидел на юте и не разрешая стрелять, чтобы не тратить напрасно заряды. Это вызвало замешательство команды. Казарский, видя это, сказал матросам ободряющие слова: «Что вы, ребята? Ничего, пускай пугают— они везут нам Георгия…» Затем капитан приказал открыть ретирадные порты и сам, вместе с другими офицерами, чтобы не убирать вёсла и не отвлекать матросов от работы, открыл огонь из ретирадного орудия.
Первым атаковал трёхдечный «Селимие», имевший 110 пушек. Турецкий корабль попытался зайти в корму брига, чтобы произвести продольный залп. Лишь тогда Казарский пробил боевую тревогу и «Меркурий», уклонившись от первого залпа, сам дал полный залп правым бортом по противнику.
Через несколько минут к левому борту «Меркурия» подошел двухдечный «Реал-бей», и русский бриг оказался зажатым между двумя вражескими кораблями. Тогда с «Селимие» закричали по-русски: «Сдавайся, убирай паруса!». В ответ на это на бриге закричали «ура» и открыли огонь из всех орудий и ружей. В результате туркам пришлось убрать с марсов и реев уже готовые абордажные команды . Помимо ядер в бриг летели книппели и брандскугели . Тем не менее, мачты оставались невредимыми и «Меркурий» сохранял подвижность. Из-за обстрела на бриге трижды возникали пожары, которые, однако, быстро ликвидировались матросами.
В начале шестого часа удачными выстрелами канонира Ивана Лисенко удалось повредить ватер-штаг и бейфут грот-марса-рея «Селимие», после чего его марсель и брамсель заполоскали и повисли. Благодаря этому попаданию корабль неприятеля немного отстал и привёлся к ветру для ремонта. Тем не менее вслед «Меркурию» был дан полный залп, сбивший со станка одну из пушек.
Около шести часов было нанесено серьёзное повреждение и второму неприятельскому кораблю, «Реал-бею»— «Меркурию» удалось перебить его фор-брам-рей и нок фор-марса-рея, который, падая, увлёк за собой лисели. Упав, лисели закрыли порты носовых пушек, а свёртывание марселя лишило корабль возможности маневрировать . «Реал-бей» привёлся в бейдевинд и лёг в дрейф .
«Меркурий», получивший очень серьёзные повреждения и потеряв 10 из 115 человек экипажа убитыми и ранеными, около 17 часов следующего дня присоединился к флоту, вышедшему из Сизополя .
Потери и повреждения
В результате боя «Меркурий» потерял убитыми 4 человека, ранеными 6 (в некоторых источниках говорится овосьми раненых ) человек. Согласно рапорту Казарского было ранено шесть нижних чинов , при этом сам Казарский получил контузию головы.
Корабль получил следующие повреждения :
- 22 пробоины в корпусе
- 133 пробоины в парусах
- 16 повреждений в рангоуте
- 148 повреждений в такелаже
- все гребные суда на рострах оказались разбиты
- повреждена одна карронада .
Убитых с турецкой стороны, по официальным данным, нет— команда «Меркурия» ставила своей основной целью повреждение рангоута и такелажа противника, куда и были направлены выстрелы.
Примечательно, что во время боя на «Реал-Бее» вместе со своей командой находился предыдущий командир «Меркурия»— пленный капитан 2 ранга Стройников , без боя сдавший несколькими днями ранее фрегат « Рафаил » .
Реакция
Победа маленького брига в бою с двумя большими кораблями казалась настолько фантастической, что некоторые специалисты в военно-морском деле отказывались в неё верить. Английский историк военного флота Ф. Джейн , например, говорил : «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как „Меркурий", вывело из строя два линейных корабля».
Газета « Одесский вестник » о сражении писала :
Подвиг сей таков, что не находится другого ему подобного в истории мореплавания; он столь удивителен, что едва можно оному поверить. Мужество, неустрашимость и самоотвержение, оказанные при сём командиром и экипажем «Меркурия», славнее тысячи побед обыкновенных.
Повреждения корпуса брига «Меркурий», полученные в ходе боя 14 мая 1829 года
Штурман «Реал-бея» в своём письме посланном из Биюлимана 27 мая 1829 года, так описал бой :
Во вторник с рассветом, приближаясь к Босфору, мы приметили три русских судна. Мы погнались за ними, но догнать могли только один бриг. Корабль капудан-паши и наш открыли тогда сильный огонь… Неслыханное дело! Мы не могли заставить его сдаться. Он дрался, отступая и маневрируя по всем правилам морской науки так искусно, что стыдно сказать: мы прекратили сражение, а он со славою продолжал свой путь.
И далее :
В продолжение сражения командир русского фрегата говорил мне, что капитан сего брига никогда не сдастся, и если он потеряет всю надежду, то тогда взорвёт бриг свой на воздух. Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг— «Меркурий».
Поэт-партизан, герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов посвятил Казарскому следующие строки :
Мужайся!— Казарский, живой Леонид , Ждёт друга на новый пир славы… О, будьте вы оба отечества щит, Перун вековечной державы! И гимны победы с ладей окрыленных Пусть искрами брызнут от струн вдохновенных!
Награды
Бриг «Меркурий», вторым, после линейного корабля « Азов », был награждён кормовым Георгиевским флагом и вымпелом (торжественная церемония поднятия флага и вымпела, на которой присутствовал и Казарский, состоялась 3 мая 1830 года ). Кроме того, указом императора предписывалось всегда иметь в составе Черноморского флота бриг, построенный по чертежам «Меркурия».
Капитан Казарский и поручик Прокофьев получили орден Святого Георгия IV класса, остальные офицеры— ордена Святого Владимира IV степени с бантом , нижние чины— знаки отличия военного ордена. Все офицеры были произведены в следующие чины и получили право добавить на свои фамильные гербы изображение тульского пистолета, выстрелом которого предполагалось взорвать порох в крюйт-камере в том случае, если бриг потеряет возможность сопротивляться .
Согласно резолюции императора капитан-лейтенант Казарский, кроме всего прочего, был произведён в капитаны 2 ранга и назначен флигель-адъютантом .
Причины победы «Меркурия»
При численном сравнении военной мощи турецких кораблей и русского брига— 184 орудия против 20, даже не считая разницу калибров— победа «Меркурия» представляется совершенно невозможной, тем не менее при детальном анализе условий боя можно сделать вывод о том, что победа брига не является невероятным событием. По сравнению с турецкими кораблями, учитывая условия боя, «Меркурий» имел следующие преимущества :
- Каждый из турецких кораблей мог стрелять только одним бортом, в то время как «Меркурий», имея противника по оба борта, мог использовать все имеющиеся орудия. Кроме того, при ближнем бою турецкие корабли не могли использовать погонные и ретирадные пушки, которых на каждом корабле было, вероятно, около десяти штук .
- Карронады , бывшие на вооружении у брига, были эффективны в ближнем бою, а имея меньшие размеры, позволяли стрелять в более высоком темпе из-за относительной простоты перезарядки.
- В течение всего боя турецкие корабли не могли занять траверзного положения относительно «Меркурия» как благодаря грамотному маневрированию брига, так и по причине малой дистанции— во избежание попадания ядер одного турецкого корабля в другой.
- При нахождении близко, но немного позади «Меркурия» корабли, учитывая их обводы, могли прицельно стрелять только из восьми-десяти носовых пушек, поскольку в бортовых амбразурах пушки могут поворачиваться не более, чем на 15 градусов, в то время, как короткие карронады «Меркурия» имели бо́льшие возможности для прицеливания и могли вести огонь по рангоуту и такелажу противника. Таким образом, практически в течение всего боя, за исключением двух эпизодов, соотношение действующих стволов составляло 16—20 у турок против 18 у русских.
- При близкой дистанции боя турецкие корабли могли попадать в более низкий борт «Меркурия» только выстрелами с нижних деков.
- В произошедшем полутора годами ранее Наваринском сражении был уничтожен весь турецкий флот, что существенно ослабило морские силы Турции и экипаж «Меркурия» столкнулся с гораздо менее опытным турецким экипажем.
Увековечивание памяти
Первым предложил увековечить подвиг брига командующий Черноморской эскадрой адмирал М.П.Лазарев . По его же инициативе проводился сбор средств на сооружение памятника [38] .
Памятник выглядит следующим образом. На высоком прямоугольном пьедестале, слегка сужающемся кверху, установлено отлитое из металла символическое военное судноантичности— трирема . Верхнюю часть пьедестала украшают бронзовые жезлы бога Меркурия , именем которого назван бриг. Чугунный плинт украшен рельефами, в аллегорической форме отображающими событие, которому посвящен памятник. На трёх сторонах плинта изображены бог морей Нептун , покровитель мореплавания и торговли Меркурий, крылатая богиня победы Ника ; на западной стороне выполнен барельефный портрет капитана «Меркурия»— Казарского.
Памятник был заложен на Матросском бульваре в 1834 году, к пятилетию подвига, а открыт в 1839-м. Автором проекта является академик архитектуры Александр ПавловичБрюллов , брат известного художника Карла Брюллова .
Памятник А.И.Казарскому и подвигу брига «Меркурий» стал первым памятником, воздвигнутым в Севастополе . Памятник перенёс несколько реставраций. Общая его высота— 5,5м. Постамент сооружен из местного крымбальского камня. Лаконичная надпись, сделанная на пьедестале, гласит: «Казарскому. Потомству в пример».
Ещё один памятник установлен в Москве, на пересечении двух проспектов— Севастопольского и Нахимовского. Представляет собой золотой корабль на высоком пьедестале.
Указ Николая I предписывал всегда иметь в составе Черноморского флота бриг, аналогичный «Меркурию» с его флагом и командой:
Мы желаем, дабы память безпримернаго дела сего сохранилась до позднейших времен, вследствие сего повелеваем вам распорядиться: когда бриг сей приходит в неспособность продолжать более служение на море, построить по одному с ним чертежу и совершенным с ним сходством во всем другое такое же судно, наименовав его «Меркурий» приписав к тому же экипажу, на который перенести и пожалованный флаг с вымпелом; когда же и сие судно станет приходить в ветхость, заменить его другим новым, по тому же чертежу построенным, продолжая сие таким образом до времен позднейших. Мы желаем, дабы память знаменитых заслуг команды брига «Меркурий» и его никогда во флоте не исчезала а, переходя из рода в род на вечныя времена, служила примером потомству .
В честь подвига «Меркурия» под руководством мастера Ф.П.Толстого в 1829 году была изготовлена бронзовая памятная медаль .
«Память Меркурия»
Картина Михаила Ткаченко , 1907.
Подвиг брига «Меркурий» был увековечен и в названиях ещё нескольких кораблей. Три военных корабля Черноморского флота поочерёдно носили название «Память Меркурия»:
- Корвет « Память Меркурия », 1865;
- Крейсер « Память Меркурия », 1883 ;
- Крейсер « Кагул », спущенный на воду в 1902 году, в 1907 году был переименован в «Память Меркурия» и на него был передан Георгиевский флаг. Крейсер носил это имя до 1918 года, когда он был переименован в «Гетмана Ивана Мазепу» . В 1917 году на крейсере был поднят жёлто-голубой украинский флаг и абсолютное большинство матросов и офицеров покинуло корабль, забрав с собой и Георгиевский флаг .
После этого в российском и советском флоте не было корабля, названного в честь брига до конца 1960-х годов, когда появилось малое гидрографическое судно « Память Меркурия ».
Именем капитана Казарского назван бриг Балтийского флота , минный крейсер Черноморского флота и морской тральщик . 8 июня 1954 года в честь Казарского была названа улица в Нахимовском районе Севастополя, ранее носившая имя Четвёртой Параллельной . В честь Казарского также был назван переулок в Ленинском районе Николаева (микрорайон Водопой)
Меркурий |
---|
|
---|
Иван Айвазовский . Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями . 1892
|
---|
Служба: | Российская империя |
---|
Тип парусного вооружения | Бриг |
---|
Организация | Черноморский флот Российской империи |
---|
Изготовитель | Севастопольская верфь |
---|
Корабельный мастер | Осминин И. Я. |
---|
Спущен на воду | 1820 |
---|
Введен в эксплуатацию | 1820 |
---|
Выведен из состава флота | разобран по причине ветхости, 1857 |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 445 т (по другим данным— 456 ) |
---|
Длина между перпендикулярами | 28,65 м |
---|
Длина по верхней палубе | 29,46 м |
---|
Ширина по мидельшпангоуту | 9,398 м (с обшивкой 9,70 м или 9,602 ) |
---|
Осадка | 2,9 м |
---|
Двигатели | паруса и вёсла |
---|
Площадь парусности | 856 м² |
---|
Экипаж | 115 матросов и офицеров |
---|
Вооружение |
---|
Общее число орудий | 18 × 24-фн карронад и две длинноствольных 3-фн пушки |
---|
Мощность бортового залпа | 216 фунтов |
---|
|
|