Мусаси ( яп. 武蔵 )— второй линкор в серии типа «Ямато» японского императорского флота времён Второй мировой войны . Флагман Объединённого флота Японии . Получил название в честь древней японской провинции Мусаси . «Мусаси» и его систершип «Ямато» были самыми крупными и самыми мощными линейными кораблями в мире, имели водоизмещение 74,000 тонн, главный калибр— 460мм орудия.
Строительство
«Мусаси» был заложен 29 марта 1938года , спущен на воду 1 ноября 1940года , и вступил в строй в августе 1942года .
Карьера
До конца 1942 года линкор проходил испытания, дооборудование и боевую подготовку в японских водах. 22 января 1943 года он прибыл на Трук и стал новым флагманом Объединённого флота. В мае 1943 года был включен в состав соединения, предназначенного для срыва Алеутской десантной операции флота США , но японцы промедлили с развёртыванием своих сил, и операцию пришлось отменить.
29 марта 1943 года «Мусаси» вышел из бухты Трука, уклоняясь от атаки американской палубной авиации, но в море был атакован подлодкой США «Танни» ( англ. Tunny ) и получил попадание торпеды в носовую часть. Было принято 3000 тонн воды, потери составили 18 человек. Ремонт проводился в Куре до конца апреля. 19—23 июня «Мусаси» вместе с «Ямато» участвовал в сражении в Филиппинском море, но не добился никаких результатов.
Гибель
В октябре 1944 года японские суперлинкоры были наконец брошены в серьёзный бой. Американцы начали высадку на Филиппины , и в случае успеха операции могли разрушить японский оборонительный периметр и отрезать Японию от основных источников сырья и нефти. Ставка была слишком высока, и японское командование приняло решение о проведении генерального сражения. Составленный им план «Се-Го» («Победа») являлся незаурядным достижением оперативного искусства. Поскольку авианосные силы Императорского флота пришли к тому времени в упадок, главная роль отводилась крупным артиллерийским кораблям.
Северная группа, включавшая немногие уцелевшие авианосцы, должна была сыграть роль приманки для 38-го оперативного соединения— главной ударной силы американского флота. Основной удар по десантным судам должно было нанести 1-е диверсионное соединение вице-адмирала Куриты . В его состав входили 5 линкоров, включая «Ямато» и «Мусаси», 10 тяжёлых и 2 лёгких крейсера, 15 эсминцев . Соединение должно было ночью преодолеть пролив Сан-Бернардино и утром атаковать десантные суда у острова Лейте . Поддержку ему оказывало меньшее по силам 2-е диверсионное соединение вице-адмирала Нисимуры , следовавшее проливом Суригао .
Бой в море Сибуян
«Мусаси» под американскими бомбами. Море Сибуян, 24 октября 1944г.
22 октября 1-е диверсионное соединение вышло в море и уже на следующий день было атаковано американскими подлодками, потопившими два тяжёлых крейсера. Утром 24 октября, когда соединение Куриты находилось в море Сибуян, начались массированные атаки американской палубной авиации. В силу случайных совпадений основные удары американцев были нацелены на «Мусаси». В течение первых трёх часов линкор получил не менее трёх торпедных и ряд бомбовых попаданий. Крен удалось выправить контрзатоплением, но корабль уже принял слишком много воды, имел большой дифферент на нос и постепенно терял скорость. После 15 часов линкор вновь подвергся мощным атакам торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков и получил множество торпедных и бомбовых попаданий. Хотя после 16 часов атаки закончились, затопление внутренних помещений линкора вышло из под контроля. Вице-адмирал Курита, видя отчаянное положение «Мусаси», приказал ему выброситься на берег. Но выполнить приказ не удалось— в 19.36 линкор перевернулся и затонул. Всего «Мусаси» получил попадания 11-19 торпед и 10-17 авиабомб. Погибло 1023 члена экипажа, включая его командира контр-адмирала Иногути, который предпочёл погибнуть вместе со своим кораблём. Потери американцев составили 18 самолётов из 259 участвовавших в атаках.
Командиры линкора
- 05.08.1942— 09.06.1943— капитан I ранга (с 01.11.1942— контр-адмирал) Каору Арима.
- 09.06.1943— 07.12.1943— капитан I ранга (с 01.11.1943— контр-адмирал) Кэйдзо Комура.
- 07.12.1943— 12.08.1944— капитан I ранга (с 01.05.1944— контр-адмирал) Бундзи Асакура.
- 12.08.1944— 24.10.1944— капитан I ранга (с 1.5.1943— контр-адмирал) Тосихиро Иногути.
Мусаси |
---|
|
---|
|
---|
«Мусаси» за несколько дней до гибели
|
---|
Служба: | Япония |
---|
Класс и тип судна | Линейный корабль |
---|
Изготовитель | Мицубиси |
---|
Строительство начато | 29 марта 1938 года |
---|
Спущен на воду | 1 ноября 1940 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 5 августа 1942 года |
---|
Статус | потоплен 24 октября 1944 года в море Сибуян ( 12.833333 , 122.583333 12°50′ с.ш. 122°35′ в.д. / 12.833333° с.ш. 122.583333° в.д. (G) (O) или 13.116667 , 122.533333 13°07′ с.ш. 122°32′ в.д. / 13.116667° с.ш. 122.533333° в.д. (G) (O) ) |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | стандартное 68 200 т полное 72 800 т |
---|
Длина | 256 м (ватерлиния) 263 м (полная) |
---|
Ширина | 38,9 м |
---|
Осадка | 11 м |
---|
Бронирование | борт— 410мм; траверсы— 300мм; главная палуба— 200…230мм; верхняя палуба— 35…50мм; башни ГК— 650 мм (лоб), 250 мм (борт), 270 мм (крыша); барбеты ГК— до 560мм; башни 155-мм орудий— 25…75мм; барбеты башен 155-мм орудий— 75мм; рубка— 500 мм (борт), 200 мм (крыша) |
---|
Двигатели | 4 ТЗА Kampon |
---|
Мощность | 150 000 л. с. (110 М Вт ) |
---|
Скорость хода | 27,5 узла (51 км/ч ) |
---|
Автономность плавания | 7200 морских миль на 16 узлах |
---|
Экипаж | 2399 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 3 × 3— 460-мм/45, 4 × 3- 155-мм/60 |
---|
Зенитная артиллерия | 6 × 2— 127-мм/40, 8 × 3- 25-мм, 2 × 2— 13,2-мм пулемёта |
---|
Авиационная группа | 2 катапульты, 7 гидросамолётов |
---|
|
|