«Находчивый» — эскадренный миноносец проекта 56 (код НАТО — «Kotlin class destroyer»).
История строительства
Зачислен в списки ВМФ СССР 29 апреля 1954 года . Заложен на заводе №190 им. А.А.Жданова 19 октября 1955 года (строительный №741), спущен на воду 30 октября 1956 года . Корабль принят флотом 18 сентября 1956 года , 26 сентября 1957 года на корабле был поднят советский военно-морской флаг , 15 ноября эсминец вступил в состав Советского Военно-Морского Флота .
Служба
После прохождения сдаточных испытаний в Кронштадте и Балтийске 15 ноября 1957 года эсминец «Находчивый» прибыл в Североморск . По пути корабль впервые осуществил в проливе Скагеррак приём топлива на ходу в 14 узлов. В августе 1959 года корабль принимал участие в учениях по поиску подводных лодок, 7 декабря 1960 года поставлен в ремонт в Кронштадте. после окончания ремонта прибыл 9 апреля 1962 года на Северный флот и вошёл в состав 170-й БЭМ . В период с с 1 по 25 июля и с 30 августа по 28 сентября «Находчивый» совместно с эсминцем « Московский комсомолец » принимал участие в военно-морских учениях в Норвежском море . С 18 июня по 7 июля 1965 года эсминец выходил в море на поиск американских ПЛАРБ в рамках учения «Печора», с 7 августа по 2 октября нёс боевую службу в Средиземном море, после чего осуществил переход на Черноморский флот , где в период с 25 декабря 1965 по 6 ноября 1966 года прошёл модернизацию по проекту 56-А; 25 декабря 1966 передан Военно-Морскому Флоту .
С 1 января по июль 1967 года и с 1 августа по 31 декабря 1968 года эсминец обеспечивал советское военно-морское присутствие в Египте и выполнял слежение за АУГ ВМС США в зоне арабо-израильского конфликта. 31 марта 1969 года корабль вошёл в состав 150-й БРК 30-й ди ПЛК . С 9 по 12 августа нанёс визит в болгарский порт Варна . Участвовал с 9 по 27 апреля 1970 года в широкомасштабных военно-морских манёврах « Океан » .
Совместно с ракетным крейсером « Адмирал Головко » и сторожевым кораблём « Краснодарский комсомолец » «Находчивый» в период с 3 по 7 августа 1973 года нанёс под флагом вице-адмирала Б.Е.Ямкового визит в Констанцу . В этом же году на корабле имела место аварийная ситуация в погребе ЗУР. С 16 по 22 апреля следующего года эсминец под флагом контр-адмирала В.И.Акимова в составе отряда кораблей (крейсер « Свердлов » и подводная лодка) нанёс визит в Алжир . В 1975 году «Находчивый» нёс боевую службу в Атлантическом океане и Средиземном море, нанёс визит в Тунис (21— 26 августа), совершил заходы в порты Алжира, Югославии и Болгарии. В августе-сентябре 1976 года корабль участвовал в боевом охранении тяжёлого авианесущего крейсера « Киев » при переходе того с Черноморского на Северный флот (с заходом в порт Бургас ). В ноябре «Находчивый» нёс боевую службу в Средиземном море .
Весной 1983 года после 5-летнего ремонта вышел для несения боевой службы в Средиземное море. Нанёс визит в Тартус (Сирия). Затем в Красном море зашёл на остров Нокра (Эфиопия). Следующий порт— Аден (Йемен), затем стоянка возле острова Сокотра (Йемен).
16 марта 1984 года во время выхода на боевую службу (в проливе Дарданеллы ) эсминец ударился о грунт и повредил оба гребных винта. В 1987 году нанёс визит в Сплит , а 9 февраля следующего года отправлен на консервацию. 25 апреля 1989 года «Находчивый» исключили из списков ВМФ СССР для демонтажа и реализации; 1 октября 1989 экипаж корабля был расформирован. В 1990 году эсминец отбуксировали на слом в Порто-Ногара (Италия) .
Особенности конструкции
На эсминце была первоначально установлена фок-мачта облегчённого типа (усилена в ходе последующей модернизации), вместо РЛС «Заря» первоначально была размещена РЛС «Волна». Позднее РЛС « Риф » заменили на « Фут-Н », на СВП стояла РЛС « Якорь-М1 » прямоугольного сечения, а затем « Якорь-М2 ». Корабль первым прошёл модернизацию по проекту 56-А: вместо кормовой артиллерийской башни был установлен зенитный ракетный комплекс « Волна » с системой «Ятаган», две РЛС « Дон », РЛС « Ангара », ГАС « Геркулес-2М » и приёмник МИ-110К; 30-мм артиллерийские установки АК-230 с РЛС « Рысь » не устанавливались. На носовой стенке пирамидальной грот-мачты проложили кабель; за кормовой трубой установили надстройку. Спасательные плоты были сначала жёсткими, но позднее их заменили на ПСН («плот спасательный надувной») .
Известные командиры
- 1976— капитан 3 ранга А. Румянцев ;
- 1984 года— капитан 1 ранга Турковский.
1986 - капитан 3 ранга Яровой Андрей Петрович
Бортовые номера
- В ходе службы эсминец сменил ряд следующих бортовых номеров :
- 1956 год— №36;
- 1957 год— №46;
- 1959 год— №542;
- 1963 год— №620;
- 1965 год— №772;
- 1966 год— №017;
- 1969 год— №383;
- 1970 год— №388;
- 1971 год— №420;
- 1976 год— №322;
- 1977 год— №513;
- 1978 год— №380;
- 1985 год— №514;
- 1986 год— №448;
- 1987—1989 год— №522.
«Находчивый» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | СССР |
---|
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
---|
Организация | ВМФ СССР |
---|
Изготовитель | Судостроительный завод №190 |
---|
Заказан к постройке | 29 апреля 1954 (зачислен в списки флота) |
---|
Строительство начато | 19 октября 1955 |
---|
Спущен на воду | 30 октября 1956 |
---|
Введен в эксплуатацию | 15 ноября 1957 (вступил в состав флота) |
---|
Выведен из состава флота | 25 апреля 1989 (исключён из списков) |
---|
Статус | Исключён из ВМФ СССР |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | стандартное 2 667 т нормальное 2949 т полное 3 230 т |
---|
Длина | 126,1 м (наибольшая) 117,9 (по КВЛ ) |
---|
Ширина | 12,76 м (наибольшая) 12,41 м (по КВЛ) |
---|
Высота | 34,5м от основной линии |
---|
Осадка | 4,2 м (полная) |
---|
Двигатели | 2 ПТУ |
---|
Мощность | 72 000 л. с. |
---|
Скорость хода | максимальная 38 узлов оперативно-экономическая 17,9 узлов |
---|
Дальность плавания | 3 880 миль на 14,3 узлах 3090 морских миль на 17,9 узлах 642 морские мили на 38 узлах |
---|
Экипаж | 284 (в том числе 19 офицеров) |
---|
Вооружение |
---|
Радиолокационное вооружение | РЛС « Якорь-М » |
---|
Артиллерия | 2x2 130-мм АУ СМ-2-1 4x4 45-мм АУ СМ-20-ЗИФ |
---|
Противолодочное вооружение | 6x БМБ-2 |
---|
Минно-торпедное вооружение | 2х5 ПТА-53-56 |
---|
|
|