Новороссийск — авианесущий крейсер проекта 1143.3 Черноморского и Тихоокеанского флотов Военно-Морского Флота СССР ( ВМФ СССР ) в 1978—1991гг.
Постройка
Проект был разработан в Невском проектно-конструкторском бюро в январе 1975 г. (руководитель А.Н.Маринич ), утвержден в июле 1975 . По сравнению с предыдущими проектами планировалось увеличить авиагруппу, отказаться от торпед. Впервые в СССР авианосец был рассчитан на размещение десанта на борту, прием тяжелых транспортных вертолетов и базирование истребителей Як-38 П.
Строился с 1975 по 1978 год в верфи в Николаеве ( Черноморский судостроительный завод , директор А. Б. Ганькевич ). Изменения, вносимые в проект во время постройки, задержали срок сдачи в эксплуатацию до 1982 г. С 1978 г. спущен на воду и достраивался в плавучем состоянии.
15 августа 1982 г. на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР, а 24 ноября он был включен в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота .
Характеристики
Предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям в составе группы.
Как и у других моделей советский авианесущих крейсеров, полетная палуба расположена под углом к продольной оси (4,5°), покрыта термостойкими плитами АК-9Ф, а надстройка смещена к правому борту.
Энергетическая установка состояла из 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3, разделялась на два эшелона. Для выработки электроэнергии применялись 6 турбогенераторов и 4 дизель-генератора общей мощностью 15 МВт.
На борту размещались две эскадрильи: противолодочных вертолетов Ка-27 и самолетов Як-38 П, их общее число увеличено до 36 (больше, чем у авианосцев « Киев » и « Минск »). Авиатехника располагалась в ангаре под полетной палубой, там удалось разместить 24 машины. На полетную палубу их поднимали с помощью двух подъемников: подъемник для самолетов располагается в районе миделя, подъемник для вертолетов позади надстройки.
Вооружение состоит из 4 установок П-500 Базальт (16 ракет), 2 установок ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет), 2 артиллерийских установок АК-726 и 8 30-мм установок АК-630 , 1 установки противолодочного комплекса РПК-1 (16 ракето-торпед 82Р ), 2 реактивных бомбометов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60). Торпедные аппараты отсутствовали.
Функционирование в составе флота
Хотя корабль был приписан к Тихоокеанскому флоту , первое время он выполнял задачи в составе Черноморского флота .
- 9 мая 1983года участвовал в параде на рейде Севастополя .
- 14 мая — 7 июня 1983 года в составе группы совершил переход в Североморск . Там в составе Северного флота принял участия в учениях.
- С 17 октября 1983 года по 27 февраля 1984 года в составе группы совершил переход вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток . По ходу следования совершил заходы в Луанду ( Ангола ), Викторию ( Сейшельские острова ), Мапуту ( Мозамбик ), Мадрас ( Индия ).
- В 1984году участвовал в учениях «Голубая стрела» и «Длинная осень».
- В марте-апреле 1985 года участвовал в учениях Тихоокеанского флота в районе Гавайских островов.
- В 1986 году проводился частичный ремонт в Дальзаводе, бухте Золотой рог г. Владивостока , затем в плавдоке.
- 12 — 16 мая 1988 года нанёс визит в г. Вонсан (КНДР).
- В 1988—1990годах прошёл средний ремонт на «Дальзаводе».
Последний поход состоялся в мае 1991 года .
Всего за время службы с палубы корабля было совершено 1900 взлётов самолётов и 2300— вертолётов.
Из-за сокращения финансирования в 1991году был поставлен на прикол в бухте Постовая близ Советской Гавани .
В январе 1993 года на корабле произошёл пожар. Был поставлен в док для ремонта, но 30 июня 1993года было принято решение об исключении из состава флота.
В 1994 году продан южнокорейской компании «Янг Дистрибьюшн Компани» за 4,314млн долл. В январе 1996 года отбуксирован в порт Пусан ( Южная Корея ), (есть непроверенные сообщения, что его уже разобрали на металл).
«Новороссийск» |
---|
|
---|
«Новороссийск» 25 марта 1986 года
|
---|
Служба: | СССР |
---|
Класс и тип судна | Авианесущий крейсер |
---|
Спущен на воду | 26 декабря 1978 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 24 ноября 1982 года |
---|
Выведен из состава флота | 1991 год |
---|
Статус | Продан в Южную Корею |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 31 900 т (стандартное), 37 800 т (нормальное), 43 220 т (полное), 43 710 т (наибольшее) |
---|
Длина | 273,1м (наибольшая), 235,8 (по КВЛ) |
---|
Ширина | 31,0м (по КВЛ), 51,3м (ширина полётной палубы) |
---|
Высота | 61,6 м (от киля до клотика) |
---|
Осадка | 11,5 м (максимальная) |
---|
Мощность | 4 × 35 500 л. с. |
---|
Скорость хода | 32,5 уз. (максимальная), 30,4 уз. (полного хода), 14,2 уз. (экономическая), 18,2 уз. (боевая экономическая) |
---|
Дальность плавания | 7160 морских миль экономическим ходом |
---|
Автономность плавания | 30 суток |
---|
Экипаж | 1607 человек, авиагруппа— 430 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 2 × 76,2-мм АК-726 |
---|
Зенитная артиллерия | 8 × 30-мм АК-630 |
---|
Ракетное вооружение | 4×2 ПУ ПКРК П-500 «Базальт» 2 × ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет) |
---|
Противолодочное вооружение | 1 × РПК-1 (16 ракето-торпед 82Р ), 2 × РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60) |
---|
Авиационная группа | 18 самолётов, 18 вертолётов |
---|
|
|