Олег — русский парусно-винтовой фрегат . Входил в состав Балтийского флота.
Краткая история
Автором проекта и строителем фрегата был корабельный инженер полковник Шоунбург. Корпус фрегата был построен из лиственницы, дуба и сосны. Толщина наружной обшивки составляла 6 дюймов /152 мм/. У ватерлинии и выше ее обшивка утолщалась до 9 дюймов /229 мм/. Спуск «ОЛЕГА» на воду состоялся 4 июня 1860 года. В ходе постройки в проект вносились некоторые изменения. Так, «согласно воле Его Императорского Высочества Генерал-адмирала» /Великого князя Константина Николаевича/ были убраны громоздкие гальюнные решетки и тяжеловесный княвдигед, сделан небольшой полубак, корма получила простую скругленную форму вместо традиционного транца с уширениями по бокам. Архитектура корпуса стала более современной по сравнению с ранее построенными фрегатами этой серии. Спущен на воду 4 июля 1860г. Во много однотипен фрегату «Александр Невский» . Шесть паровых котлов с угольным отоплением давали пар для двухцилиндровой горизонтальной паровой машины, работающей на гребной винт. Двухлопастный гребной винт диаметром 5,8м был расположен в вертикальной раме, скользящей по пазам в вырезе кормы. При движении под парусами винт, отсоединенный от гребного вала, втягивался в колодец, устроенный в кормовом подзоре. Подъем осуществлялся тросом, проведенным на шпиль через канифасблок, укрепленный на палубе. Артиллерийское вооружение «ОЛЕГА» было размещено в двух батареях: открытой— на верхней палубе (опер-дек)— 27 пушек и закрытой (гон-дек) −30 пушек. В носовой части верхней палубы стояла 60-фунтовая длинная пушка (калибром в 196 мм) на поворотной платформе. При помощи талей платформа вместе с орудием могли перемещаться к орудийному порту правого или левого борта, разворачиваясь на роликах по медным дугообразным погонам на палубе. Ещё восемь 60-фунтовых, но более коротких пушек стояли на верхней палубе у орудийных портов между грот и бизань мачтами. Как и все остальные орудия фрегата, они имели обычные колесные деревянные станки. Ещё 18 более легких 30-фунтовых пушек стояли у своих портов на верхней палубе. Нижняя батарея имела двадцать шесть 60-фунтовых и четыре 30-фунтовых пушек. Для своего времени это было сильное вооружение. 60 фунтовая пушка могла бросать бомбы весом 17,7кг на дистанцию до 1,6 морских миль (почти 3 км). В течение службы «ОЛЕГ» ходил в дальние походы, побывал в портах Франции, Греции, Турции. Выдерживал штормы в зимней Атлантике. О прочности и мореходных качествах фрегата хорошо отзывался его командир капитан 2-го ранга Андреев. В донесении из Тулона он отмечал «… исправное действие машины … и прочное скрепление корпуса фрегата, которое нигде не сдало после шестидневной качки в Бискайской бухте … 10 и 11 узлов он шел легко, не требуя форсирования парусами…»
Крушение
3 августа 1869 года при выполнении перестроения эскадры, броненосная батарея «Кремль», нечаянно столкнувшись с «ОЛЕГОМ», ударила своим острым тараном в борт около машинного отделения. В течение 12 минут в результате столкновения— фрегат затонул. Интересно, что бронепалубный крейсер «Олег» 17 июня 1919 затонул после атаки британских торпедных катеров ровно за тоже время.
[Современное состояние
В данный момент очень хорошо сохранился. Корпус стоит на ровном киле с небольшим креном на правый борт на глубине 56 метров. Корабль фактически не имеет серьёзных повреждений, за исключением:
- Все три мачты упали на правую сторону. Бизань- и грот-мачты лежат, опираясь нижним концом на палубу, фок-мачта— на дне вдоль борта.
- Утлегарь, бом-утлегарь, носовая фигура и 4 якоря упали вниз и лежат на дне.
- Металлический кожух кочегарки проржавел и вместе с трубой упал в шахту.
- Частично при падении мачт поврежден фальшборт правого борта.
- Внутри на артиллерийской и жилой палубах рухнули некоторые из перегородок между помещениями.
- Винторулевая группа, штурвалы, компаса, орудия, мебель в салонах— все на своих местах..
Перспективы
Фрегат «Олегъ» является особо ценным историческим памятником. Хорошее состояние корпуса позволяют надеется на подъем корабля для последующей реставрации. Но в данный момент данный вопрос не возможно решить из-за недостаточного финансирования. Большая глубина не позволяют использовать корабль для любительского дайвинга
«Олег» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия |
---|
Класс и тип судна | Парусно-винтовой фрегат |
---|
Изготовитель | Кронштадтская верфь |
---|
Спущен на воду | 4 июля 1860 года |
---|
Выведен из состава флота | Затонул 3 августа 1869 года в результате столкновения |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 4408 т |
---|
Длина между перпендикулярами | 91,8 м |
---|
Длина по верхней палубе | 77,11 м |
---|
Осадка | 6,9 м |
---|
Двигатели | Паруса, паровая машина мощностью 800 л.с. |
---|
Скорость хода | 11 узлов (под парами) |
---|
Экипаж | 545 человек |
---|
Вооружение |
---|
Общее число орудий | 56 орудий |
---|
|
|