Энцеклопедия кораблей
Пятница, 29.03.2024, 08:27



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Блог ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Ледокол [54]
Эскадренный миноносец [391]
Речные пассажирские суда [8]
Круизные суда [82]
Парусные линейные корабли [1]
Дредноут [1]
Пассажирское судно [35]
Теплоход [55]
Линкор [33]
Фрегат [74]
Танкер [11]
Сухогруз [6]
Учебные корабли [8]
Буровое судно [5]
Парусные линейные корабли [2]
Теплоходы [20]
Линейные крейсера [15]
Паромы [25]
Шхуна [2]
Подводные лодки [50]
Авианосцы [73]
Военные корабли [1]
Лёгкий крейсер [44]
Пароходы [33]
Вспомогательный крейсер [6]
Линейный корабль (парусный) [296]
Корабль 6 ранга [1]
Миноносец [81]
Королевская яхта [13]
Научно-исследовательские суда [39]
Грузовое судно [8]
Шлюп [10]
Тяжёлый крейсер [5]
Бронепалубный крейсер [64]
Барк [11]
Галера [10]
Контейнеровоз [2]
Корвет [14]
Броненосец [57]
Бригантина [2]
Бомбардирский корабль [2]
проа [1]
Бриг [15]
Галеон [5]
Клипер [12]
Джонка [2]
Ладья [1]
Катер [4]
Каравелла [4]
Трирема [2]
Каракка [6]
Яхта [4]
Канонерская лодка [32]
Большой противолодочный корабль [36]
Тяжёлый авианесущий крейсер [3]
Ракетный крейсер [9]
Броненосный крейсер [26]
Крейсера проекта 1144 [1]
Крейсер [23]
Малый ракетный корабль [8]
Буксир [4]
Моторная яхта [1]
Госпитальное судно [7]
Лидер эскадренных миноносцев [5]
Сторожевой корабль [6]
Судно на подводных крыльях [6]
Пожарное судно [2]
Вспомогательные корабли и суда [10]
Пароходофрегат [2]
Малый противолодочный корабль [19]
Тримаран [1]
Монитор [20]
Тральщик [5]
Минный крейсер [5]
Минный заградитель \ Минный катер [9]
Моторные яхты [4]
Сторожевые корабли [15]
Океанские лайнеры [18]
Вертолётоносец [2]
Десантные корабли [3]
Буровые суда [1]
Десантный корабль [5]
Разведывательные корабли [3]
Парусное судно [1]
Ракетный катер [5]
Шнява [1]
Люгер [2]
Траулер [2]
Торпедный катер [2]
Доковое судно [1]
Гражданские суда [1]

Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Главная » 2012 » Ноябрь » 27 » Олимпик (лайнер)
13:00
Олимпик (лайнер)

«Олимпик» ( RMS Olympic )— трансатлантический лайнер компании «Уайт Стар Лайн» , первый из серии трёх лайнеров класса « Олимпик », двумя другими кораблями были « Титаник » и « Британник ». Все три судна задумывались как конкуренты « Лузитании » и « Мавритании », принадлежавшим компании « Кунард Лайн ».

Лайнер «Олимпик»— единственный из трех, кто дожил до глубокой старости, так как « Титаник » затонул вследствие столкновения с айсбергом , а Британник (ранее Гигантик) был торпедирован немецким минным заградителем U-79.

Предпосылки к созданию

В 1897году Германия нанесла удар по британскому судостроению. Новый быстроходный лайнер « Кайзер Вильгельм дер Гроссе » со скоростью в 22,5 узла завладел « Голубой Лентой Атлантики ». В 1901году « Уайт Стар Лайн » все ещё владела 21000-тонным «Селтиком», то есть самым большим судном в мире. « Кунард Лайн » пока не имела кораблей ни больше судов «Уайт Стар Лайн», ни быстрее немецких.

Была ещё одна проблема: финансовая. У «Кунард Лайн» не было достаточно денег для постройки больших и быстрых судов. Они должны были обратиться к Британскому Правительству за массивной ссудой, чтобы построить не один, а два огромных лайнера, которые превзойдут и немцев и «Уайт Стар Лайн». Правительство согласилось при условии, что оба корабля можно будет переоборудовать во вспомогательные крейсера в случае войны. Этими лайнерами стали « Лузитания » и « Мавритания ». Суда стали самыми быстрыми и большими, оставив позади «Уайт Стар Лайн» и немцев.

В 1901 году «Уайт Стар Лайн» была куплена американской компанией «IMM» с Пирпонтом Морганом во главе. Намерение Моргана состояло в том, чтобы создать монополию на Североатлантическом пути. После «Уайт Стар Лайн» он хотел купить и «Кунард Лайн», но это оказалось невозможным, так как «Кунард Лайн» финансировалась правительством.

С тех пор, как «Уайт Стар Лайн» построили свой «Океаник», они заказывали суда ирландской судоверфи « Харланд энд Вольф », в Белфасте . У них был договор, что «Уайт Стар Лайн» будет строить все свои суда в Белфасте, при условии, что «Харланд энд Вольф» не будут строить суда для других пароходств.

Проект, строительство

Строительство «Олимпика».

В 1907году председатель «Харланд энд Вольф» лорд Пирри и директор «Уайт Стар Лайн» Брюс Исмей обедали в особняке лорда Пирри. Во время этого обеда было решено, как превзойти «Кунард Лайн». Первоначально Пирри и Исмей планировали постройку двух больших лайнеров с тремя трубами, которые превосходили бы суда «Кунард Лайн» и в скорости и в размере.

Однако все изменилось. Дуэт лайнеров был превращен в трио. Три трубы были заменены четырьмя, чтобы создать симметрию, и заверить эмигрантов, что судно с четырьмя трубами больше и безопаснее. Все три судна имели бы тоннаж, который превысит тоннаж «Мавритании» как минимум на 15 000 тонн. Это означало, что новые суда «Уайт Стар Лайн» будут чудовищных размеров. Но при тоннаже в 45000 тонн было бы слишком дорого оснащать суда двигателями, благодаря которым они могли бы отобрать «Голубую Ленту Атлантики». Особенностью этих трех лайнеров была бы роскошь.

Сначала, главной особенностью новых кораблей был захватывающий обеденный зал, проходящий через три палубы. Немного позже главная лестница первого класса стала основной достопримечательность судов.

Одна из проблем, которые оставались, была то, какие двигатели будут иметь новые суда. Консерваторы из «Уайт Стар Лайн» предлагали сделать суда двухвинтовыми с двумя паровыми машинами, в то время как другие предложили новый тип двигателей, которые состояли из двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения, работающих на два внешних винта, и турбину, работавшую на отработанном паре машин, вращающую центральный винт. Здесь поступили как «Кунард Лайн»: купили два судна. Одно со старым типом двигателей— «Мегантик», а другое с новым— «Лаурентик». Два судна были почти идентичными и имели тоннаж в 15000 брутто тонн, и после того, как некоторое время спустя, в 1909году , «Лаурентик» оказался и быстрее и экономичнее, машины для новых гигантов «Уайт Стар Лайн» были выбраны.

В отличие от «Кунард Лайн» и других пароходств, «Уайт Стар Лайн» не держала имена кораблей в тайне до спуска на воду. Как только объявили о строительстве, все могли увидеть на табличке имя нового судна— «Олимпик».

Корпус «Олимпика» был 882 фута в длину, имел 16 водонепроницаемых отсеков, 29 котлов, гигантские двигатели, вместе с турбиной, вырабатывали мощность примерно в 50000 л.с., чтобы вести судно на скорости в 23 узла.

16 декабря 1908 года был заложен киль нового лайнера.

Спуск на воду, испытания

Спуск на воду «Олимпика»

Запланированная дата спуска судна на воду была осень 1910года . Однако оставалась одна проблема. Ни в Саутгемптоне , ни в Нью-Йорке портовые управления не стремились модернизировать их порты, чтобы позволить лайнерам класса « Олимпик » пришвартоваться. Они думали, что УСЛ должны сами за это платить, но, в конце концов, сдались и сами заплатили за улучшение портов. К осени 1910 года корпус «Олимпика» был покрыт металлом и окрашен— все было готово к cпуску. Корпус был окрашен в легкий серый цвет, таким образом каждая линия судна будет видна в своих лучших проявлениях на фотографиях, которые будут сделаны прессой в течение церемонии.

В четверг 20 октября 1910 года в 11.00, в присутствии Брюса Исмея, лорда Пирри, лорд-мэра Белфаста и огромной толпы, «Олимпик» был готов покинуть свои стапеля. Примерно 23 тонны масла и мыла было использовано для облегчения спуска. «Олимпик» вошел в воду через 62 секунды и развил скорость в 12,5 узлов. Можно было начинать отделку.

До строительства «Олимпика» был заказан огромный кран. Его выбрали из-за большей грузоподъемности. 1 апреля 1911года «Олимпик» поставили в сухой док, где его оснастили винтами, и теперь корабль был действительно лайнером.

Во время строительства «Олимпика» и « Титаника », «Уайт Стар Лайн» заказала ещё два маленьких судна, которые бы обслуживали лайнеры в порту Шербура, так как в виду своих размеров сами гиганты были не в состоянии пришвартоваться там. Эти суда назвали « Номадик » и «Трафик». «Номадик» перевозил пассажиров первого и второго классов, а «Трафик»— третьего.

«Олимпик» был закончен 29 мая . Теперь он был готов к морским испытаниям. Испытания начались и превзошли все ожидания. Судно, как оказалось, могло развивать скорость гораздо выше договорной (23 узла). Испытания заняли два дня, и последний день испытаний стал также днем спуска на воду «Титаника».

По традиции, после окончания всех испытаний, «Олимпик» прибыл в Ливерпуль для всеобщего рассмотрения и демонстрации. Хотя порт отправления позже был изменен на Саутгемптон, на корме всех трех лайнеров, под именем, всегда будет виднеться надпись «Ливерпуль».

Одна из вещей, которыми Олимпийское трио было известно, была их чрезвычайная безопасность. Так же, как с автомобилями сегодня, пароходства инвестировали много денег в самые безопасные суда на плаву. «Лузитания» и «Мавритания» «Кунард Лайн» имели двойное дно и двойные борта для предотвращения фатальных повреждений. Так же, как и лайнеры класса «Селтик», «Лузитания» и «Мавритания», как известно, были непотопляемы. Это слово, «непотопляемый», использовалось и относительно «Олимпика» и «Титаника» ежеквартальным британским журналом «Судостроитель», и с тех пор «Олимпик» и «Титаник» считали «непотопляемыми». Непотопляемость обеспечивалась 16 водонепроницаемыми отсеками и герметичными дверями в переборках, которые, в случае аварии, можно было закрыть с мостика. Это делало судно фактически непотопляемым. Также судно могло оставаться на плаву с передними четырьмя затопленными отсеками. И ко всему прочему такие масштабные повреждения смотрелись очень маловероятными: что нужно было сделать, чтобы повредить первые 4 отсека? Даже при столкновении лоб в лоб с любым достаточно большим объектом, чтобы тот мог остановить судно, было бы затоплено 3 отсека.

Интерьеры

null

Парадная лестница Первого класса.

Первый класс

1 июня «Олимпик» покинул Ливерпуль и отправился в Саутгемптон , который был его отправной точкой в первом плавании. В этом порту его посетили тысячи людей, которые, так же как ливерпульские люди, увидели самый большой и красивый движущийся объект, созданный человеком. Внутренние помещения «Олимпика» были изящны. Стиль помещений «Олимпика», в отличие от немецких кораблей, не был столь пафосный (да ещё и с привкусом казенности), а более скромный, поэтому и более привлекательный. И хотя Обеденный Зал и был всего на одной палубе, это была самая большая комната на судне в мире. Комната была сделана в стиле времен династии Стюартов и могла вместить 532 человека. Зал простирался на всю ширину судна. Другой роскошной особенностью был курительный зал первого класса. Он был отделан в темных тонах, с удобными креслами и обтянутыми зеленой тканью столами для игр в карты. Так же привлекала внимание приемная на палубе D, смежная с носовой парадной лестницей. Пассажирам первого класса были доступны также Турецкая баня и спортивный зал на шлюпочной палубе. Для большего комфорта пассажиры могли не ходить по лестнице, а проехаться на лифте за главной лестницей на нужную им палубу. Пассажиры могли гулять по кораблю на основных прогулочных палубах: шлюпочной палубе, на палубе A и палубе B.

 Второй класс

Был также очень высок стандарт в других классах на борту «Олимпика» по сравнению с большинством других лайнеров. Второй класс часто упоминался как «первый класс на других судах». Столовая была сделана в раннем английском стиле и могла разместить примерно 400 человек. Курительная была также сделана в британском стиле с большим количеством темной деревянной обшивки. Каюты также выглядели очень привлекательно. Пассажиры второго класса могли гулять по шлюпочной палубе, которая была предназначена для первого и второго класса и по кормовой части палубы В.

Третий класс

Третий класс был намного лучше и удобней более ранних Североатлантических стандартов. На судах 1900-х было нормально, что все пассажиры третьего класса спали в общей спальне, а не в каютах как на «Олимпике». Пассажир третьего класса жил в каюте, которую делил ещё с тремя пассажирами. Средства развлечения были несколько ограничены. Мужчины имели доступ к весьма большой курительной, расположенной на палубе С в корме. Стена к стене она стояла с идентичным Общим Залом третьего класса, где пассажиры могли расслабиться.

После того, как «Олимпик» был поставлен на якорь в Саутгемптоне, 3 июня на него начали грузить белье, посуду, грузы. Первое плавание было намечено на 14 июня, но, казалось, не получится «Олимпику» отчалить вовремя, так как рабочие не успевали погрузить уголь и забастовали. Но с помощью шахтеров уголь загрузили и лайнер был готов.

Первый рейс

В среду, 14 июня , в 12:00 «Олимпик» отдал швартовые и отчалил из океанского дока, направившись к своей первой остановке— Шербуру . 15 июня он посетил Куинстаун, а потом направился в Нью-Йорк. Его капитаном был Эдвард Джон Смит, самый опытный капитан Уайт Стар Лайн. Также на борту был Брюс Исмей. Он провел время на корабле, проверяя все, что можно было улучшить. Он заметил, что променад первого класса на палубе B практически не использовался, и предложил удалить эту область на «Титанике», заменив ее расширенными каютами первого класса. В добавление к этому, открытая область променада на палубе A сильно забрызгивалась в непогоду и Исмей предложил остеклить переднюю часть променада на «Титанике», а со временем может и на «Олимпике». В четверг 22 июня «Олимпик» причалил к Пирсу 59 в Нью-Йорке.

Неудачи

 Первая неудача— повреждение буксира и гибель самолета

Первая неудача для лайнеров класса «Олимпик» постигла их ещё в Нью-Йорке, когда 200-тонный буксир затянуло под «Олимпик». Корма маленького судна была сильно повреждена, а «Олимпик» отделался лишь царапинами. 28 июня «Олимпик» был готов к отправке в Саутгемптон. Когда судно покинуло Нью-Йорк, один из пассажиров понял, что он забыл очки на берегу. С «Олимпика» послали телеграмму в Нью-Йорк. Вскоре выслали замену на самолете, но когда пакет с очками пытались сбросить на палубу, самолет упал в океан. Но поскольку «Олимпик» пересек океан с запада на восток со средней скоростью в 22,5 узла, в принципе все закончилось более или менее хорошо.

Вторая неудача— инцидент с крейсером «Хоук»

null

Повреждения Олимпика и Хоука

20 сентября 1911 г. «Олимпик» шел по фарватеру из Саутгемптона к острову Уайт, чтобы, повернув у мыса Иджипт, выйти через Спитхедский рейд и совершить очередной рейс через Атлантику.

Офицеры лайнера хорошо знали фарватер, но были приняты меры предосторожности. Они заняли места наблюдателей: помощник капитана Уайльд находился на носу, первый офицер Мердок— на корме, второй офицер— в «вороньем гнезде» фок-мачты. Капитан лайнера Смит стоял рядом с рулевым, но не командовал, судно вёл лоцман.

В 12:37 «Олимпик» повернул на юго-запад. В этот момент все, кто был на мостике обратили внимание на серый двухтрубный крейсер, который, находясь в 3,1 мили за кормой «Олимпика», тоже направлялся к Спитхеду. В Спитхеде располагалась база Королевского флота.

Прошло ещё три минуты. По команде лоцмана лайнер медленно начал поворачивать влево, огибая буй Торн-Нол. Скорость «Олимпика» была значительной, и капитан Смит решил помочь рулю машиной: левая остановилась, а затем заработала «полный назад». Одновременно сирена лайнера издала два коротких свистка.

Поднявшись на ходовой мостик, командир крейсера «Хоук» командор Блант сразу же заметил два облачка, сорвавшихся с трубы лайнера. «Олимпик» стал разворачиваться.

В 12:43 лайнер обогнул буй, и левая машина заработала «полный вперёд». Скорость судна стала возрастать.

«Хоук» в то время обогнул мыс Иджипт и шёл со скоростью 15 уз. Курсы «Хоука» и «Олимпика» сходились под углом 15°. Сначала крейсер медленно нагонял лайнер и оба корабля шли наравне, но когда «Олимпик» увеличил ход, «Хоук» стал отставать.

Один из пассажиров лайнера, полковник Уайт, с палубы «Олимпика» с интересом разглядывал весь «Хоук». Тогда «Олимпик» шёл курсом 79°, а «Хоук»— 86°, приближаясь к мысу Ист-Коуис.

Внезапно «Хоук» резко вильнул влево и бросился на лайнер. Уайт перегнулся через релинг и посмотрел за корму— кильватерный след пассажирского судна был идеально прямым, через несколько секунд нос крейсера скрылся под кормовым развалом «Олимпика». Все ощутили лёгкий толчок. Корабли столкнулись.

Сразу же после происшествия оба капитана велели задраить водонепроницаемые двери и определить повреждения. В правом борту «Олимпика», примерно в 21м от кормы, была 14-метровая пробоина, которая, впрочем, ничем не угрожала судну. Было повреждено лишь два отсека. Убедившись в этом, капитан Смит отвёл лайнер в залив Осбори. Там пассажиров пересадили на небольшой пароход, а пострадавший «Олимпик» ушёл на ремонт.

«Хоук» пострадал больше. Его длинный нос с выступающим форштевнем свернуло набок, часть обшивки сорвало, но переборки выдержали. Блант осторожно отвел корабль на ремонт в Портсмут .

Жертв не было. «Олимпик» и «Хоук» вскоре вышли в море, но инцидент на этом не кончился, а превратился в скандальное судебное дело.

Через два месяца после аварии компания «Уайт Стар Лайн» обвинила командора Королевского флота в том, что его крейсер таранил лайнер. Адмиралтейство не думало защищаться. Оно обвинило капитана Смита в неосторожности и пренебрежении правилами судовождения. Простое, казалось бы, дело осложнилось крайне противоречивыми показаниями свидетелей.

«Уайт Стар Лайн» была признана виновной и была обязана выплатить компенсацию.

Причиной столкновения являлось «присасывание судов»— гидродинамическое притяжение судов, следующих параллельными курсами. Основная причина присасывания— специфическое распределение зон повышенного и пониженного давления воды вдоль корпуса самоходного моторного судна. Описание присасывания входит во все современные учебники судовождения , но в начале XX века явление было неизученным.

Присасывание сильнее действует на судно меньшего водоизмещения и приводит к резкому ухудшению управляемости, поэтому современная практика судовождения требует, чтобы судно меньшего размера выполняло обгон более крупного на максимальном расстоянии и на минимально возможной скорости.

Таким образом, с точки зрения современной практики судовождения, виновник столкновения— «Хоук», выполнивший опасный обгон судна большей длины и водоизмещения.

Известный советский популяризатор физики ЯковПерельман описал это столкновение в одной из своих книг, объявив его причиной чисто физический эффект— всасывающее действие текущей воды .

Третья неудача— неисправный винт

Невезение, казалось, продолжалось, когда 24 февраля 1912 года, лайнер потерял лопасть винта на пути в Англию. Снова «Олимпик» должен был вернуться в Белфаст для ремонта, и снова первое плавание «Титаника» должно было быть отсрочено. На сей раз первое плавание «Титаника» было перенесено на 10 апреля .

Гибель «Титаника», изменения

 Трагедия «Титаника» и её последствия

Так же, как и «Олимпик», «Титаник» отошел от Океанского Дока. Ещё раз размеры судов были подвергнуты сомнению. При проходе «Титаника» мимо американского лайнера «Нью-Йорк» гидродинамические силы вызвали тот же эффект, который привел к столкновению «Олимпика» с крейсером: под «Титаник» начало затягивать «Нью-Йорк». Столкновения удалось избежать с помощью буксиров. Первый рейс «Титаника» стал гораздо драматичней: в ночь с 14 на 15 апреля, «Титаник» столкнулся с айсбергом и затонул в 600 милях от Ньюфаундленда. Айсберг повредил 5 отсеков. «Титаник» получил множество мелких пробоин на длину 90 метров. Лайнер затонул и забрал жизни 1513 человек из 2224.

13 апреля «Олимпик» покинул Нью-Йорк. Капитаном был Герберт Джеймс Хаддок, который вступил в должность, после того как Смита перевели на «Титаник». Только после полуночи, радист капитана получил сообщение о том, что «Титаник» поврежден. Не зная, насколько серьёзной была ситуация, радист спросил «Титаник» стоит ли «Олимпику» идти к «Титанику» или он может сам дойти. Ответ был коротким: «Мы сажаем женщин в лодки».

Радист немедленно ответил, что они идут полным ходом. Но, к сожалению, «Олимпик» был слишком далеко, и таким образом он должен был стоять в стороне как наблюдатель. К «Титанику» ближе всего были три судна: «Калифорниэн» компании Лиланд Лайн, « Карпатия » Кунард Лайн и «Маунт Темпл». «Калифорниэн» и «Маунт Темпл» были зажаты льдом, поэтому только «Карпатия» шла на скорости, превышающей допустимую, к месту аварии. Однако, ее прибытие было слишком поздно, к тому времени, когда она добралась до места аварии, «Титаник» уже 2 часа как затонул. «Карпатия» погрузила выживших с «Титаника» на борт и отправилась в Нью-Йорк. Капитан «Олимпика» предложил пересадить некоторых пассажиров на его судно, но капитан «Карпатии» Артур Ростон отказался, посчитав, что для пассажиров будет шоком увидеть недавно затонувший лайнер опять на плаву. «Олимпик» продолжил свой рейс в Саутгемптон, и когда он прибыл 21 апреля , то застал город в трауре.

Забастовка, модификации

Следующий запланированный рейс «Олимпика» был 24 апреля , но прежде надо было оснастить судно адекватным числом спасательных шлюпок. Сорок дополнительных складных шлюпок Энгельгарда, которые очень неважно зарекомендовали себя на "Титанике" (в частности, Уильям Мёрдок и несколько матросов погибли, пытаясь спустить одну из них на воду, а Чарльз Лейттоллер, не умея с ней обращаться, опрокинул), были установлены на палубу лайнера. Позже выяснилось, что лодки не были нормально испытаны и команда «Олимпика» забастовала, пока на судно не поставят стандартные деревянные лодки. «Уайт Стар Лайн» должна была отменить рейс «Олимпика», и 9 октября он отправился в Белфаст для массивной перестройки.

Где «Титаник» потерпел неудачу, «Олимпик» преуспел. Полный набор 64 надежных, твердых спасательных шлюпок был установлен по шлюпочной палубе, друг над другом. Обшивка была усилена и подняты переборки. Эта перестройка привела к нескольким другим изменениям: построили Café Parisien на палубе B. Вероятно, палубу A остеклили бы и на палубе B расширили бы каюты первого класса, но так как спасательные шлюпки забрали много места на шлюпочной палубе, эти области (а особенно променад на палубе В) теперь стали привлекательными.

Только 22 марта 1913года «Олимпик» был готов возобновить обслуживание. Он рекламировался как «Новый Олимпик», но гибель «Титаника», естественно, никогда не упоминалась как причина для изменений. Экспресс-обслуживание «Уайт Стар Лайн» зимы 1912—1913 поддерживалось «Адриатиком», «Океаником» и «Маджестиком». После возвращения тоннаж «Олимпика» увеличился до 46359 тонн; таким образом восстановилось звание самого большого судна в мире. Но в этом звании он долго не продержался: в том же году HAPAG спустили на воду своего « Императора », с тоннажем в 52000 тонн.

Продолжение карьеры

Снова «Олимпик» начал карьеру. В феврале его ожидаемый брат, «Британник», был спущен на воду в Белфасте. Его тоннаж составил более чем 48000 тонн брутто, и он стал наибольшим судном, когда-либо построенным для Великобритании, до « Куин Мэри » в 1936году . «Уайт Стар Лайн» уже планировала замену «Титанику» 33000-тонным «Германиком». Постепенно жизнь налаживалась, так как УСЛ восстанавливали свою репутацию.

Однако 4 августа 1914года началась Первая мировая война , заставшая «Олимпик» на пути в Нью-Йорк, и ему пришлось добираться до порта как можно быстрее. В Нью-Йорке «Олимпик» был окрашен в серый цвет, трубы также покрасили в более темные тона. Даже притом, что началась самая большая война в истории человечества, «Уайт Стар Лайн» хотела поддержать пассажирское обслуживание между Великобританией и Америкой. Судами «Уайт Стар Лайн», ответственными за это обслуживание в военное время, были «Олимпик», « Адриатик » и « Балтик ». Было совершено несколько рейсов, поскольку американцы, заключенные в ловушку в Европе, стремились добраться домой и британцы в Америке хотели вернуться и бороться за короля и свою страну.

Инцидент с военным кораблем «Одейшес»

Поскольку ситуация, казалось, ухудшалась, «Олимпик» был снят с его коммерческой службы 9 октября , когда он и оставил свой новый европейский порт в Гриноке в последний раз. Ему приказали идти в Белфаст. Невольно «Олимпик» вошел в немецкое минное поле у Островов Тори 27 октября . В то же самое время на горизонте возникли два британских военных корабля— «Ливерпуль» (HMS Liverpool) и линейный корабль «Одейшес» ( HMS Audacious ). Внезапно «Одейшес» налетел на мину и начал тонуть. Все суда за исключением «Ливерпуля», который должен был помочь эвакуировать команду, должны были покинуть зону. «Олимпик» был призван на помощь.

Приблизительно два часа спустя вся команда «Одейшес» была эвакуирована на два помогающих корабля. Дальше надо было отбуксировать «Одейшес» в безопасное место, где его должны были отремонтировать. Только «Олимпик» был достаточно мощным, чтобы буксировать тонущий линкор. Но начинался слабый шторм и «Одейшес» стал неуправляемым, так как его руль был выведен из строя. Трос оборвался. Вторую попытку сделал «Ливерпуль», но «Одейшес» начал быстро тонуть. Было решено оставить судно. Когда спасательные суда ушли, «Одейшес» взорвался и затонул. Единственным пострадавшим за весь инцидент был старшина Уильям Берджесс, который стоял на палубе «Ливерпуля». Кусок бронированной пластины отбросило взрывом, и он был убит.

Военная служба

Служба в Средиземноморье

В Белфасте «Олимпик» встретил своего все ещё отделываемого брата « Британника ». Они провели следующие семь месяцев вместе, пока «Олимпик» не был призван для Правительственного обслуживания. Уайт Стар Лайн хотела, чтобы капитаном остался прежний командир, но так как он был занят в Белфасте, новый капитан был выбран Адмиралтейством и Гарольдом Сандерсоном— человеком, который управлял «Уайт Стар Лайн» после Брюса Исмея. Новый капитан был Бертрам Фокс Хейс, прежний капитан «Адриатика».

Перед выходом в океан, «Олимпик» был оборудован массивным оружием. Одно орудие на баке и два 4.7-дюймовых на корме. С этого времени «Олимпик» значился как военный транспорт под номером T2810. Первый рейс «Олимпик» сделал 24 сентября к Мудросу на острове Лемнос в Средиземноморье. Корабль взял на борт примерно 6000 солдат.

1 октября 1915года , у Мыса Матапан, на «Олимпике» заметили спасательные шлюпки с затонувшего французского парохода «Прованс». Капитан Хейс немедленно приказал остановить судно и подобрать выживших. Франция предложила капитану Хейсу Золотую Медаль за Спасение. Однако британцы были менее восторженными. Адмиралтейство обвинило Хейса в том, что он серьёзно рисковал его судном с 6000 душ на борту, остановившись в чрезвычайно опасных водах.

«Галантная» война велась только вначале, с гибелью «Лузитании» 7 мая 1915года , война становилась жестче. Судно было все ещё пассажирским лайнером и на борту погибли все 100 с лишним американцев. Американцы вступили в войну. 21 декабря того же года «Олимпик» вернулся в Ливерпуль после ещё одного успешного рейса в Средиземноморье . Он был пришвартован на смежном пирсе вместе с «Британником», который требовался как госпитальное судно в Средиземноморье. Снова Уайт Стар Лайн имела два брата-лайнера главного класса в обслуживании в одно и то же время. Второй раз суда встретились. «Британник» покинул Ливерпуль 23 декабря , в то время как «Олимпик» оставался на месте до 4 января, когда он опять отправился в Грецию. Последняя поездка в Мудрос состоялась весной 1916года , когда большие суда больше не требовались в Средиземноморье. Единственное госпитальное судно, оставшееся там— «Британник».

Служба между Англией и Канадой

«Олимпик» продолжал свою военную службу, когда был призван как транспортное судно между Великобританией и Галифаксом, Канада. От серой ливреи отказались и покрасили судно в камуфляж. В течение одного из этих рейсов «Олимпик» мельком встретился с «Британником» в море, но все надежды на совместную службу на Североатлантическом пути рухнули, когда 21 ноября 1916года «Британник» подорвался на мине и затонул в Средиземноморье.

 Инцидент с немецкой субмариной

Война бушевала в течение ещё нескольких лет, и 24 апреля 1918года «Олимпик» пошел в свой 22 рейс, на сей раз между Саутгемптоном и Нью-Йорком. После успешного пересечения, «Олимпик» вернулся в Великобританию 6 мая. Когда он достиг британских вод— которые считали военной зоной— он был встречен четырьмя американскими крейсерами, которые должны были сопровождать его в течение последней стадии рейса. В Ла-Манше , на судне внезапно заметили немецкую подлодку U-103 , лежащую неподвижно на поверхности воды с правого борта «Олимпика». Очевидно, немецкий капитан не заметил присутствие «Олимпика», но поскольку последний начал стрелять по подлодке, он быстро пришел в себя и увидел атакующего гиганта. Субмарина была настолько близка, что было невозможно опустить орудие достаточно низко для поражения, и выстрелы проходили выше. Немецкий капитан Рюкер видел единственный выход— погрузиться и убежать. Но подлодка не была достаточно быстра, «Олимпик» догнал ее благодаря прекрасным навигационным навыкам капитана Хейса. На полной скорости судно весом в 46359 тонн протаранило 800-тонную подлодку и разрубило ее надвое. Подводная лодка быстро затонула. «Олимпик» попросил военный корабль США «Дэвис» подобрать 31 немецкого выжившего моряка.

Повреждения «Олимпика» были едва заметны над поверхностью воды. Под водой его форштевень был погнут. Несмотря на это, протечек не было. Капитана Хейса встречали восторженные британцы.

 Последствия войны

В ноябре 1918 года немцы должны были подписать безоговорочную капитуляцию в Версале, и с этим действием Первая мировая война была официально закончена. «Олимпик» закончил рейсы между Канадой и Великобританией прежде, чем он был официально возвращен «Уайт Стар Лайн». 16 августа 1919года «Олимпик» вернулся в Ливерпуль прежде, чем он отправится к «Харланд энд Вольф», чтобы пройти обширное восстановление и перестройку.

В течение перестройки «Олимпик» перевели с угля на нефть и заменили котлы цистернами с жидким топливом. Такая модернизация помогла сократить время заправки от нескольких дней до нескольких часов. Также сократилась команда с 360 человек до 60. Само собой, нефть улучшила производительность двигателей, и больше пассажирам не попадала в глаза угольная пыль.

Спасательные шлюпки были также перестроены. Их вместимость была все ещё много больше максимального числа пассажиров, которых судно могло вместить, но теперь «Уайт Стар Лайн» помещала лодки друг в друге.

Результаты войны были неутешительными: многие торговые быстроходные суда были потеряны. «Кунард Лайн» потеряла 22 судна. Восстанавливать флот было нелегкой задачей. «Уайт Стар Лайн» потеряла свои главные суда— «Титаник», «Британник» и «Океаник». Не было судна, способного быть парой «Олимпику» ни в размере, ни в скорости. Перед войной «Уайт Стар Лайн» планировали заменить «Титаник» «Германиком», но из-за плохой финансовой ситуации от этой идеи пришлось отказаться. Но поскольку Великобритания была среди победивших государств, для неё было много преимуществ. Одним из них было то, что Великобритании в качестве военных репараций достались главные суда противников. Сначала «Уайт Стар Лайн» пробовала получить «Императора» HAPAG, но его уже отдали «Кунард Лайн», и он стал их «Беренгарией». Но были ещё два других больших судна. Это 35000-тонный лайнер « Колумб » компании «Северогерманский Ллойд» и все ещё строящийся 56000-тонный лайнер HAPAG « Бисмарк »

 Послевоенная карьера

В то же время на «Олимпике» была закончена послевоенная модернизация. С тоннажем в 46439 тонн «Олимпик» покинул Белфаст 17 июня 1920года . Его первый коммерческий трансатлантический рейс с 1914 года состоялся 26 июня , и он достиг Нью-Йорка 2 июля .

В течение одного рейса в Америку в конце августа 1921года произошло одно из самых специфических событий в карьере «Олимпика», когда Томас Брассингтон оставил письмо в своей каюте для невесты Энни Томпсон. В письме говорилось, что он оставляет все свое имущество Энни и мысли о проблемах дома и острове Эллис— это выше его сил. Команда обыскала все судно, и, наконец, Энни нашла Томаса на палубе, но, поскольку он угрожал спрыгнуть в воду, она упала в обморок, а когда пришла в себя, то не обнаружила Томаса. Его так и не нашли. В судовом журнале капитан отметил, что мистер Брассингтон, вероятно, покончил с собой.

Обратный рейс должен был быть веселым, поскольку на «Олимпике» впервые за 20 лет в Великобританию решил отправиться американский актер Чарли Чаплин . Комик часто пользовался турецкой баней, спортзалом и плавательным бассейном. Он также провел много времени в курительной, но только как наблюдатель игры в карты профессионалами.

В конце 1921 года, капитан Хейс был назначен на тот же пост на «Бисмарк». Когда 56551-тонное судно вошло в эксплуатацию в 1922 году, он был переименован в «Маджестик». Корабль стал достойным партнером для «Олимпика», заменив «Британник». Некоторое время перед прибытием «Маджестика», «Колумб», переименованный в « Гомерик », заменил «Титаник». Наконец, «Уайт Стар Лайн» имела трио больших лайнеров на линии Саутгемптон— Нью-Йорк.

После столкновения с крейсером «Хоук» в 1911 году, с «Олимпиком» больше ничего серьёзного не происходило до 22 марта 1924года . Он отходил от Пирса 59 в Нью-Йорке. «Олимпик» врезался в лайнер «Fort St. George», нанеся ему серьёзный урон: была сломана главная мачта, значительно повреждены спасательные шлюпки и палуба на длину 45 метров. «Олимпик», казалось, не имел серьёзных повреждений, но по прибытию в Саутгемптон обнаружилось, что кормовая обшивка была сильно повреждена и должна была быть заменена.

Один из создателей «Олимпика», лорд Пирри, умер в июне 1924 года во время рейса из Южной Америки. Тело было взято на борт в Нью-Йорке, где на «Олимпик» погрузили гроб и отвезли его в Куинстаун, откуда его переправили в Белфаст. Восемь месяцев спустя, капитан Хамблтон оставил «Олимпик» в пользу капитана Уильяма Маршала. Под его командованием, «Олимпик» получил третий сигнал бедствия за свою карьеру. Маленький лайнер «Элления» просила о помощи, когда «Олимпик» лишь девять часов назад покинул Нью-Йорк. Когда он достиг «Эллении», капитану Маршалу сообщили, что она не нуждалась в помощи. Чтобы удостовериться, с «Олимпика» отослали одну из лодок с четвертым помощником Лоу. Когда спасательная шлюпка вернулась сорок минут спустя, Лоу подтвердил, что «Элления» просила буксировку к Нью-Йорку. Поскольку меньшее судно не было в опасности, и приближалось несколько французских судов, Маршалл принял решение продолжить рейс в Саутгемптон.

В 1925 система деления на 3 класса была отброшена. Каюты третьего класса стали называть «туристическим третьим классом». Этот новый класс состоял из лучших кают третьего класса и менее привлекательных кают второго класса. Цена за билет в этом новом классе была немного выше, чем билет в обычный третий класс.

В 1927году , IMM наконец отказалась от «Уайт Стар Лайн» и британский сэр Оуэн Филлипс купил Океанскую Пароходную Навигационную Компанию за 7млн фунтов стерлингов. Будучи частично британским и частично американским в течение всего своего существования, «Олимпик» теперь был британским судном. С 1928года с Туристическим Третьим классом полностью покончили, и заменили «Туристическим Классом». Другие изменения произошли в столовой первого класса. Стол капитана был удален, и большая область была приспособлена для танцев.

В сентябре следующего года капитан Маршалл оставил «Олимпик» в пользу капитана Уолтера Паркера. Маршаллу так нравился «Олимпик», что он стал довольно эмоциональным, когда должен был оставить его, и капитан Паркер предложил ему стать капитаном «Маджестика», на что Маршалл ответил:

«Полагаю, это честь для меня, ведь это самый большой корабль в мире, Паркер, но я оставляю вам лучший.»

18 ноября 1929года , когда «Олимпик» шёл в западном направлении, с ним произошёл странный случай. За два дня до прибытия в Нью-Йорк, судно внезапно начало трястись без какой-либо видимой причины. Впередсмотрящие говорили, что не было других кораблей, с которыми они могли бы столкнуться. Поскольку двигатели все ещё работали нормально, потеря лопасти винта тоже исключалась. Конечно, команда испугалась, когда они узнали, что находятся в месте, где 17 лет назад затонул «Титаник», но позже радисты сообщили, что виной всему было подводное землетрясение. В конце следующего рейса, капитан Паркер ушел в отставку и капитаном стал Е.Р.Уайт.

Закат карьеры

Позже, в 1933году , «Уайт Стар Лайн» слилась с «Кунард Лайн»— их прежним главным соперником— и сформировалось новое предприятие «Кунард-Уайт Стар Лайн». «Кунард Лайн» в этом союзе доминировала, имея 62% акций. Вклад «Уайт Стар Лайн» составлял приблизительно десять судов. Среди них были «Олимпик», «Маджестик», « Британник (III) » и «Джорджик».

В 1934году капитаном «Олимпика» был уже Джон Бинкс. 15 мая 1934 года «Олимпик» шел в нью-йоркских водах через густой туман на скорости в десять узлов, но, несмотря на низкую скорость и огни, на «Олимпике» не заметили плавучий маяк «Нантакет». В 11.06 утра, красный корпус плавучего маяка показался перед носом «Олимпика», и капитан Бинкс немедленно приказал реверсировать двигатели. Но было слишком поздно. Огромный «Олимпик» перерезал плавучий маяк пополам на скорости всего в 3-4 узла. Семь мужчин на борту плавучего маяка погибли и только четверо выжили.

«Олимпик» был безоговорочно старым судном, и это был лишь вопрос времени, когда его снимут с линии. После снятия любимой «Мавритании» «Кунард Лайн» в 1934, судьба «Олимпика» была очевидна. В январе 1935года было объявлено, что он будет снят с эксплуатации в конце весны. Под командой его последнего капитана, Реджинальда Пила, 27 марта 1935 года «Олимпик» покинул Саутгемптон в последний раз, совершая 257 и заключительный рейс туда-обратно к Нью-Йорку.

«Олимпик» был продан в сентябре за 100 000 £ сэру Джону Джервису. Сэр Джон немедленно перепродал лайнер компании Томас Вард и Сыновья.

Днем 11 октября 1935 года, «Олимпик» покинул Саутгемптон в последний раз.

Прежде, чем процесс разборки мог начаться, все внутренние убранства были распроданы с аукциона. Большая часть всей мебели и отделки ушла в отель Белый Лебедь .

Основные отличия «Олимпика» от «Титаника»

  1. У «Олимпика» променад на палубе А полностью открытый, а у «Титаника» передняя часть палубы А остеклена, примерно до второй трубы. Это - самое существенное визуальное различие по которому лайнеры можно легко различить друг от друга.
  2. На палубе Б у «Олимпика» кормовая часть променада открыта больше, чем у «Титаника» (хоть у «Олимпика» эта часть часто перестраивалась).
  3. У «Титаника» на палубе Б в районе второй трубы были каюты-апартаменты с частными прогулочными палубами для миллионеров, тогда как на «Олимпике» решили их не строить.
  4. У «Титаника» в том месте, где у «Олимпика» открытый променад на корме палубы Б, кафе в Парижском стиле, тогда как на «Олимпике» (на момент гибели «Титаника») его не было.
  5. «Олимпик» на 8,5см короче «Титаника».
«Олимпик»

RMS Olympic

«Олимпик» впервые в Нью-Йорке 22 июня 1911 года
Флаг Великобритания
Класс и тип суднаПассажирский лайнер класса « Олимпик »
Порт припискиЛиверпуль
Номер ИМО400
ПозывнойMKC
ОрганизацияУайт Стар Лайн
ОператорУайт Стар Лайн
Изготовитель Харланд энд Вольф , Белфаст
Спущен на воду 20 октября 1910
Введен в эксплуатацию14 июня 1911
Выведен из состава флотаоктябрь 1935
Статусразобран на металл
Основные характеристики
Водоизмещение 45,324 брт (оригинал)
46358 (1913)
46439 (1920)
Длина268,8 м
Ширина28,19 м
Высота18,4 м (от ватерлинии до шлюпочной палубы )
Осадка 10,54 м
Двигатели24 двухсторонних (шеститопочных) и 5 односторонних (трёхтопочных) паровых котла Скотча. Два четырёхцилиндровых возвратно-поступательных двигателя тройного расширения, 16000 л.с. при давлении пара 215 psi для крайних боковых винтов. Одна турбина низкого давления 18000 л.с. для центрального винта.
Мощность 50000 л.с.
ДвижительДва крайних бронзовых трёхлопастных и один центральный четырёхлопастной
Скорость хода 23 узел
25 узла макс.
Экипаж 860 человек
Пассажировместимость2435 пассажиров
 
Категория: Океанские лайнеры | Просмотров: 2743 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей

...

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024      Конструктор сайтов - uCoz