«Орион» ( нем. Orion )— немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны . HSK -1, бывшее грузовое судно «Курмарк» ( нем. Kurmark ), в германском флоте обозначался как «Судно №36», во флоте Великобритании — «Рейдер „A"».
История создания
«Курмарк» был построен в 1930 году на верфи « Блом унд Фосс » в Гамбурге для линии «Гамбург—Америка» ГАПАГа. В целях экономии была повторно использована силовая установка, снятая с лайнера «Нью-Йорк», что в дальнейшем привело к многочисленным техническим проблемам.
Вместе с «Ноймарком» (последствии «Виддер» ) «Курмарк» стал одним из первых судов, переоборудованных во вспомогательные крейсера кригсмарине по программе, начавшейся 5 сентября 1939года .
Боевые действия
Рейдерский поход
Будучи одним из первых вспомогательных крейсеров Германии во Второй мировой войне, «Орион» покинул свою базу 6 апреля 1940 года под командованием капитана 2-го ранга Курта Вейхера . Маскируясь под судно нейтрального государства он прошёл на юг Атлантического океана , где потопил своё первое судно — «Хэксби».
В мае 1940 он обогнул мыс Горн и вошёл в Тихий океан , в июне в территориальных водах Новой Зеландии поставил мины вблизи Окленда . В ночь с 13 на 14 июня на них подорвался и затонул лайнер «Ниагара» . Позднее на эти мины попали ещё два судна, а также два траулера и тральщик. Далее «Орион» совершил рейды по Тихому и Индийскому океанам и атаковал ещё 4 судна, одно из них отправил как приз во Францию, остальные потопил.
20 октября 1940 он встретился со вспомогательным крейсером «Комет» и вспомогательным судном «Кульмерланд». Действуя совместно они добавили на свой счёт ещё 7 судов, самым большим из которых стал лайнер «Рэнгитэйн». В следующем году их пути разошлись.
Следующие 6 месяцев крейсирования по Индийскому океану принесли только одну победу — было потоплено судно «Чосер» (июль 1941).
«Орион» вернулся в Бордо 23 августа 1941 года спустя 510 дней с начала похода пройдя 127 337 миль и потопив 10 судов.
Судьба
В 1944 году был переименован в «Гектор» и использовался как учебно-артиллерийский корабль. В январе 1945 года ему вернули название «Орион» и использовали в качестве транспорта для эвакуации по Балтийскому морю беженцев из восточной Германии. 4 мая 1945 года по пути в Копенгаген , вблизи Свинемюнде , он был потоплен бомбами в ходе налёта 51-го минно-торпедного авиаполка СССР . Из более чем 4 000 человек, находившихся на борту, спаслось 150.
В 1952 году корпус судна был разобран на металл.
«Орион» |
---|
Orion |
---|
|
---|
Вспомогательный крейсер «Орион»
|
---|
Служба: | Германия |
---|
Класс и тип судна | Вспомогательный крейсер |
---|
Изготовитель | « Блом унд Фосс » |
---|
Спущен на воду | 1930 год |
---|
Статус | Потоплен 4 мая 1945 года |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 15 700 т 7021 брт |
---|
Длина | 148 м |
---|
Ширина | 18,6 м |
---|
Осадка | 8,2 м |
---|
Двигатели | Паровые турбины «Блом унд Фосс», один вал, 2 котла |
---|
Скорость хода | 14,8 узла |
---|
Дальность плавания | 18 000 морских миль |
---|
Экипаж | 356 человек |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 6 × 150-мм L/45 C13 1 × 75-мм L/33 Schneider/Creuznot |
---|
Зенитная артиллерия | 2 × 37-мм 4 × 20-мм |
---|
Минно-торпедное вооружение | 6 × 533-мм торпедных аппаратов 228 морских мин EMC |
---|
Авиационная группа | 1 самолёт Arado Ar 196 A-1 |
---|
|
|