«Орёл» ( 1667 — 1669 )— первый русский парусный корабль западноевропейского типа, является разновидностью голландского пинаса . Построен по указу Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда . Предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском море .
«Орёл» принято считать первым российским парусным кораблём западноевропейского типа, хотя ещё в 1636 году был построен корабль « Фредерик ». Однако «Фредерик», хоть и был построен в России, нёс флаг Шлезвига-Гольштейна .
Строительство
Заготовка леса производилась в районе Коломны , а железо, «самое доброе к корабельному делу», поставляли тульские и каширские заводы. Наблюдение за строительством кораблей было поручено боярину Ордин-Нащокину . Из Голландии был приглашён мастер Ламберт Гельт . Русскими плотниками руководили корабелы дворянин Яков Полуектов и подьячий мытной избы Степан Петров. В марте 1668 года корпус «Орла» был уже настолько готов, что потребовалась присылка в Дединово живописца и резчика для его отделки и украшения. В январе 1668 года дело с постройкой корабля обстояло так: «у корабля дно и стороны основаны, и кривые деревья все прибиты, а на верх на корабль брусья растирают». В мае 1668 года корабль был спущен на воду, но отделочные работы запоздали, и «Орёл» зазимовал в Дединове. Строительство корабля обошлось казне в 2221 рубль .
Вооружение
- 22 пищали (18×6-фн и 4×6-фн)
- 40 мушкетов
- 40 пар пистолетов
- ручные гранаты
Флаг корабля
По одной из версий на корабле был поднят триколор , первый в истории России флаг военного корабля. Перед постройкой корабля капитан Бутлер отправляет письмо царю, в котором спрашивает о флаге, потому что— как он дальше разъясняет— «какого государства корабль, такое и знамя на нем живет». Из приходно-расходных книг явствует, что после этого для изготовления «флага большого» и множества вымпелов выписываются ткани красного, белого и синего цветов. Вернее, как тогда говорили, черчатого, белого и лазоревого. Таким образом, вполне возможно, что родиной российского флага является село Дединово под Коломной, где находилась верфь. Хотя достоверно и не известно, каким был рисунок флага, о нём можно судить по изображениям корабля на гравюрах из изданной в 1681 году в Амстердаме книге «Странствования Яна Стрюйса » . Первое же известие о полосатом бело-сине-красном флаге относится к 1694 году — именно этот флаг царя Московского (полосатое полотнище с изображением золотого двуглавого орла) был личным штандартом Петра I , под которым он плавал в Архангельске .
Первое плавание
В апреле 1669 года корабль был назван «Орлом», изображение орла как государственного герба России было нашито на корабельные флаги. Капитаном назначили голландца Давида Бутлера, а все матросы были иностранцами. 7 мая корабль поднял паруса и тронулся в путь. Весь путь от Дединова до Астрахани занял три с половиной месяца.
Вступление в строй первого боевого корабля вызвало необходимость организации на нём корабельной службы. В Посольский приказ был представлен проект краткого морского устава в виде «письма корабельного строя» (то есть устройства). Это «письмо» состояло из введения и 34 уставных статей, в которых содержались основные правила корабельной службы, излагались обязанности и взаимоотношения командира и остальных должностных лиц корабля, а также краткие наставления о действиях личного состава во время якорной стоянки, на ходу, в бою и при различных других обстоятельствах. Статьи эти, получившие утверждение царя, свидетельствовали о том, что постройка «Орла» была в жизни русского государства не случайным явлением, а серьёзным началом создания регулярного военного флота.
Гибель корабля
По одной из версий, в 1670 году , вскоре после захвата Астрахани восставшими казаками Степана Разина «Орёл» был сожжён, так как по своему устройству и парусному снаряжению он был слишком сложен для управления, а в случае захвата его царскими войсками представлял бы опасность для восставших. Но судя по найденной ведомости осмотра обветшалого корабля после подавления восстания, фрегат был захвачен бунтовщиками но так и не использовался по назначению, в течение многих лет простоял в протоке Кутум и пришёл в негодность.
Изображение корабля
Существует мнение, что корабль был изображён художником, и именно по этой картине голландский мастер Герман ван Болес создал очертания кораблика на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге .
«Орёл» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия |
---|
Класс и тип судна | Голландский пинас |
---|
Спущен на воду | май 1668 года |
---|
Введен в эксплуатацию | 1670 год |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 250 тонн |
---|
Длина между перпендикулярами | 24,5 м |
---|
Ширина по мидельшпангоуту | 6,5 м |
---|
Осадка | 1,5 м |
---|
Экипаж | 58 человек (23 матроса и 35 стрельцов ) |
---|
Вооружение |
---|
Общее число орудий | 22 пищали (18 × 6-фн и 4 × 3-фн) , 40 мункетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты |
---|
|
|