«Орли́ца» — бывший грузопассажирский пароход «Императрица Александра», купленный Морским ведомством 27 января 1915 года и переоборудованный в гидроавианосец .
История корабля
«Вологда» и «Императрица Александра»
Грузопассажирский пароход «Вологда» был построен на английской верфи «Caledon shipbuilding and engineering» в 1903 году и был продан русской судоходной компании. Впоследствии судно приобрела компания «Гельмсинг и Гримм», которая переименовала его в «Императрицу Александру» . В течение 10 лет судно совершало рейсы между Санкт-Петербургом и Лондоном . Начало Первой мировой войны «Императрица Александра» встретила в Санкт-Петербурге .
«Орлица»
27 января 1915 года пароход был приобретён русским Морским ведомством с целью оборудования под авиаматку. Одновременно с этим он был переименован в «Орлицу» и зачислен во второй ранг судов и в разряд учебных судов. Переоборудование корабля осуществлялось на Путиловской верфи и было закончено в срок. Командиром стал капитан 2 ранга Б.П.Дудоров.
Для подъема и спуска гидросамолётов были установлены электрические лебедки и стрелы Темперлея. На палубе были установлены постоянные ангары с парусиновыми обвесами вместо дверей. Над двумя отделениями, машинным и котельным, натягивалась сеть, чтобы защитить палубу корабля от вражеских авиационных бомб.
Во второй половине 1915 года «Орлицу» отправили в Рижский залив для противодействия активизировавшейся в этом районе германской авиации. Гидросамолёты «Орлицы» вели разведку, обеспечивали противоздушную оборону кораблей на огневых позициях, корректирование артиллерийского огня, бомбардировали позиции противника . Так, 9 октября корабельная авиагруппа вела разведку и обеспечила противовоздушную оборону во время удачной высадки десанта в районе Домеснеса. Кампанию 1915 года «Орлица» закончила, уйдя на зимовку в Гельсинфорс .
В кампанию 1916 года «Орлицу» вновь включили в состав тактической группы морских сил Рижского залива. В июне немецкие самолёты несколько раз безуспешно пытались атаковать русский гидроавиатранспорт. 2 июля 1916 года «Орлица» приняла активное участие в артиллерийских ударах по позициям противника. Гидросамолёты «Орлицы» сбили в воздушных боях несколько германских аэропланов .
Кампанию 1917 года гидроавиатранспорт провёл в ремонте. До окончания войны «Орлица» оставалась единственным авианесущим кораблём Балтийского флота .
С мая судно находилось в Кронштадтском порту на хранении, а 27 июля 1918 года было разоружено и переименовано в «Совет». В 1930 году пароход был переведён на Дальний Восток . Как окончательно устаревший он был списан на металлолом в 1964 году .
«Орлица» |
---|
|
---|
|
---|
Служба: | Россия |
---|
Класс и тип судна | гидроавианосец |
---|
Порт приписки | Санкт-Петербург |
---|
Изготовитель | Caledon shipbuilding and engineering |
---|
Спущен на воду | 1903 |
---|
Введен в эксплуатацию | 1915 |
---|
Выведен из состава флота | 27 июля 1918 года |
---|
Статус | Разобран в 1964 году |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 3800 т |
---|
Длина | 91,5 м |
---|
Ширина | 12,2 м |
---|
Осадка | 5 м |
---|
Двигатели | Два паровых котла адмиралтейской системы и трёхцилиндровая паровая машина тройного расширения |
---|
Мощность | 2200 л. с. |
---|
Скорость хода | 12 узлов |
---|
Дальность плавания | 5 000 миль (на 9 узлах) |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 8 x 75-мм, 2 пулемета 7,62-мм |
---|
Авиационная группа | 4 гидросамолёта М-9 |
---|
|
|