Энцеклопедия кораблей
Четверг, 25.04.2024, 12:53



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Блог ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Ледокол [54]
Эскадренный миноносец [391]
Речные пассажирские суда [8]
Круизные суда [82]
Парусные линейные корабли [1]
Дредноут [1]
Пассажирское судно [35]
Теплоход [55]
Линкор [33]
Фрегат [74]
Танкер [11]
Сухогруз [6]
Учебные корабли [8]
Буровое судно [5]
Парусные линейные корабли [2]
Теплоходы [20]
Линейные крейсера [15]
Паромы [25]
Шхуна [2]
Подводные лодки [50]
Авианосцы [73]
Военные корабли [1]
Лёгкий крейсер [44]
Пароходы [33]
Вспомогательный крейсер [6]
Линейный корабль (парусный) [296]
Корабль 6 ранга [1]
Миноносец [81]
Королевская яхта [13]
Научно-исследовательские суда [39]
Грузовое судно [8]
Шлюп [10]
Тяжёлый крейсер [5]
Бронепалубный крейсер [64]
Барк [11]
Галера [10]
Контейнеровоз [2]
Корвет [14]
Броненосец [57]
Бригантина [2]
Бомбардирский корабль [2]
проа [1]
Бриг [15]
Галеон [5]
Клипер [12]
Джонка [2]
Ладья [1]
Катер [4]
Каравелла [4]
Трирема [2]
Каракка [6]
Яхта [4]
Канонерская лодка [32]
Большой противолодочный корабль [36]
Тяжёлый авианесущий крейсер [3]
Ракетный крейсер [9]
Броненосный крейсер [26]
Крейсера проекта 1144 [1]
Крейсер [23]
Малый ракетный корабль [8]
Буксир [4]
Моторная яхта [1]
Госпитальное судно [7]
Лидер эскадренных миноносцев [5]
Сторожевой корабль [6]
Судно на подводных крыльях [6]
Пожарное судно [2]
Вспомогательные корабли и суда [10]
Пароходофрегат [2]
Малый противолодочный корабль [19]
Тримаран [1]
Монитор [20]
Тральщик [5]
Минный крейсер [5]
Минный заградитель \ Минный катер [9]
Моторные яхты [4]
Сторожевые корабли [15]
Океанские лайнеры [18]
Вертолётоносец [2]
Десантные корабли [3]
Буровые суда [1]
Десантный корабль [5]
Разведывательные корабли [3]
Парусное судно [1]
Ракетный катер [5]
Шнява [1]
Люгер [2]
Траулер [2]
Торпедный катер [2]
Доковое судно [1]
Гражданские суда [1]

Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Главная » 2012 » Ноябрь » 30 » Память Азова (крейсер)
16:34
Память Азова (крейсер)

«Па́мять Азо́ва» — броненосный (полуброненосный) фрегат российского флота. Назван в честь парусного линейного корабля « Азов », отличившегося в сражении при Наварине . Георгиевский флаг, которым был награждён первый «Азов» за то сражение, перешёл к «Памяти Азова».

Заложен в 1886 году на Балтийском заводе, в 1888 году спущен на воду, в 1890 году вступил в строй и был приписан к гвардейскому флотскому экипажу.

Строительство

Инициатором создания крейсера был управляющий Морским министерством вице-адмирал Иван Алексе­евич Шестаков . Проект «океанского крейсера» водоизмещением 6000 т был составлен Балтийским заводом в октябре 1885года. По спецификации, составленной кораблестроительным инженером завода Н.Е.Титовым , длина корабля между перпендикулярами составляла 340 фт 10дм, по грузовой ватерлинии 377 фт 4дм, ширина с обшивкой 50 фт, ахтерштевнем 25 фт.

9 декабря 1885года в кораблестроительном отделении уточнили весовые характеристики артиллерийского вооружения. Две 8-дм 35-калиберных пушки с замками, станками, платформами погонами весили 2798 пудов; 14 6-дм 35-калиберных— 9660 пудов; 2500 пудов отводили на боеприпасы 8-дм пушек (по 125 снарядов, зарядов и зарядных ящиков); 8846 пудов для 6-дм пушек. Общий вес получался 23 805 пудов или 384т (391т). По требованию МТК броневой пояс был ограничен длиной 179 фт с применением траверзов и защитой оконечностей «подводной палубной бронёй». Это позволяло вместо предусмотренных спецификацией 733 т отнести на броню 714 т.

К середине февраля 1886 года был принят вариант бортового бронирования с поясом по всей ватерлинии. Палубная броня сохранялась толщиной 37мм по всей длине корпуса, за исключением оконечностей, где она уменьшалась до 25,4мм. Ширина пояса увеличивалась до 6 фт.

Постройка корпуса корабля, 27 июня 1886года получившего название «Память Азова», началась 4 марта 1886года. Технология строительства уже была отработана на стальных корпусах крейсеров " Владимир Мономах "и « Адмирал Нахимов ». Официальная закладка корабля состоялась 12 июля 1886года в присутствии императора Александра III , императрицы Марии Федоровны , греческой королевы Ольги Константиновны и генерал-адмирала Алексея Александровича .

Спуск корабля на воду, приуроченный к 200-летию ботика Петра I, состоялся 20 мая 1888года в 12часов дня в присутствии императора. В церемонии участвовали все 197матросов и 14офицеров крейсера под командованием капитана 1-го ранга Н.Н.Ломена . Все моряки принадлежали ко 2-му Её Величества Королевы Эллинов флотскому экипажу.

Достроечные работы пошли быстрее, когда стало известно, что кораблю предназначена особая роль. Он был избран для образовательного путешествия, в которое Александр III намеревался отправить своего наследника цесаревича Николая Александровича . Подготовка совершалась многосторонняя— от невиданной роскоши мебели, предметов оборудования и зеркальных рам, изготов­лявшихся из красного дерева, заказа для шлюпок особых флюгарок с золочёными звёздами. С пребыванием наследника могло быть связано и применение полезного, но удручающего инженеров своей тяжеловесностью (до 70 т) в жилой палубе, каютах и в кают-компании гигиенического новшества «кафельных плиток и каменной мастики» (упоминается и цемент).

Плавание на Дальний Восток

23 августа 1890года крейсер вышел в своё первое плавание, предстояло обогнуть Европу, пройти в Севастополь , чтобы принять на борт наследника и следовать далее на восток вокруг Азии. В самом начале похода корабль попал в сильный шторм. «Вообще фрегат оказался крепок и обладает довольно хорошими мореходными качествами в полном грузу, но всё-таки короток для форсирования большой океанской волны»,— писал командир корабля капитан 1-го ранга Ломен.

Турки отказались пропустить крейсер через проливы, и наследник взошёл на борт 19 октября в порту Триеста . Пройдя Суэцким каналом , крейсер направился к острову Цейлон .

В октябре крейсер стал на якорь в гавани Бомбея , и цесаревич сошёл на берег, где его ждала 42-дневная программа развлечений. Тем временем брат наследника, Георгий Александрович , служивший на «Памяти Азова» мичманом , заболел туберкулезом . 23 января 1891 года Георгий Александрович перешёл на крейсер «Адмирал Корнилов», чтобы вернуться на родину. 31 января «Азов» с наследником на борту вновь вернулся на Цейлон. Далее плавание проходило так:

  • 18 февраля — Сингапур ,
  • 23 февраля — Батавия ,
  • 7 марта — Бангкок ,
  • 15 марта — Сайгон ,
  • 23 марта — Гонконг ,
  • 19 марта — Шанхай ,
  • 5 апреля — Нагасаки ,
  • 16 мая — Владивосток .

Во Владивостоке наследник окончательно сошёл с корабля, а заболевшего Ломена сменил капитан 1-го ранга С.Ф.Бауер. В честь состоявшегося плавания фирма Фаберже по заказу Александра III изготовила два пасхальных яйца с миниатюрными моделями крейсера внутри.

Следующий год крейсер провёл на Дальнем Востоке, совершая плавания вдоль берегов России и навещая иностранные порты. 5 мая 1892года в командование только что прибывшего во Владивосток «Памяти Азова» вступил капитан 1 ранга Г.П.Чухнин . Летом 1892 года он привёл корабль обратно на Балтику. 16 октября 1892года, завершив своё первое полукругосветное плавание, крейсер прибыл в Кронштадт .

Служба в Средиземном море

Зимой 1892—1893 годов на корабле проводились работы, связанные с устранением перегрузки и недоделок, с которыми корабль спешно отправляли в плавание в 1890году . Вопреки требованиям Чухнина МТК не согласился заменить парусное вооружение корабля на лёгкий рангоут с целью уменьшения перегрузки.

21 августа 1893 года крейсер вышел из Кронштадта на соединение со Средиземноморской эскадрой. В конце сентября присоединившийся к эскадре крейсер «Адмирал Нахимов», занимая место в кильватерной колонне, едва не протаранил «Память Азова», однако «благодаря правильным и решительным действиям командира крейсера «Память Азова», столкновение ограничилось лёгким прикосновением и незначительными повреждением».

Местом дислокации средиземноморской эскадры был греческий порт Пирей, откуда корабли уходили для посещения разных средиземноморских портов. В остальное время в исторической Саламинской бухте или на рейде острова Порос занимались повседневной боевой подготовкой и корабельными учениями. Эта служба для «Азова» продолжалась до конца 1894 года .

В составе Тихоокеанской эскадры

22 ноября 1894года крейсер покинул Пирей, чтобы передислоцироваться на Дальний Восток. Срочность отплытия была такова, что судовой праздник, день св. Георгия , приходившийся на 26 ноября , команде пришлось отмечать в пути. По пути к новому месту службы корабль поочерёдно вёл на буксире два вновь построенных минных крейсера , « Всадник » и « Гайдамак ».

6 февраля 1895года крейсер пришёл в Нагасаки и встал под флаг командующего Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала Павла Петровича Тыртова в качестве флагманского корабля. В силу предписанных японским правительством правил, эскадра была разбросана по портам Японии. В Нагасаки стояли крейсера «Память Азова» и « Владимир Мономах ». 6 апреля к ним присоединился флагманский корабль эскадры Средиземного моря броненосец « Император Николай I » под флагом контр-адмирала С.О.Макарова .

В конце апреля корабли эскадры начали сосредотачиваться в китайском порту Чифу . Ввиду уведомления о возможном начале боевых действий со стороны Японии, эскадра готовилась к сражению. Был издан революционный для флота приказ о немедленном окрашивании кораблей в защитный «светло-серый цвет». Командиры использовали эту возможность, чтобы подобрать наиболее эффективный цвет окраски. Крейсер «Память Азова» был окрашен в розовато-серый цвет под тон цвета местности, в результате чего не только ночью, но и вечером и рано утром корабль совершенно сливался с морем. Тогда же эскадры Тыртова и Макарова впервые вышли в море для отработки эскадренных эволюций. Крейсер «Память Азова» возглавлял правую колонну, в которой шли крейсера « Адмирал Корнилов » и « Рында ».

13 мая 1895 года минный крейсер «Всадник» форштевнем ударил в борт «Памяти Азова». Пострадала медная и деревянная обшивка подводной части. В течение девяти суток силами семнадцати человек из машинной команды и команда водолазов под руководством мичмана И. К. фон Шульца повреждения были устранены.

Вскоре Япония отказалась от претензий на Ляодунский полуостров . С наступлением разрядки в обстановке Тихоокеанская эскадра покинула Чифу. 29 июня «Память Азова» под флагом вице-адмирала Тыртова ушёл во Владивосток. На шесть лет крейсер стал главной ударной силой Тихоокеанского флота. За это время он успел пережить четверых командующих флотом (вице-адмирала С.П.Тыртова, контр-адмирала Е.И.Алексеева, контр-адмирала Дубасова и вице-адмирала Я.А.Гильдебрандта) и троих командиров (капитана 1-го ранга Г.П.Чухнина, капитана 1-го ранга А.А.Вирениуса и капитана 1-го ранга А. Г. фон Нидермиллера).

С 3 по 20 ноября 1896года крейсер ввели в док Нагасаки, чтобы очистить от ракушек и водорослей подводную часть корпуса. Обрастание было так велико, что ко­рабль терял почти 2узла скорости. Открывшаяся картина почти сплошного обрастания поставила корабельных специалистов в тупик. Ни один другой корабль не обрастал с такой скоростью и таким слоем. Обросли все бронзовые детали: кронштейны, дейдвудные трубы, гребные винты, штевни. После замены повреждённых медных листов корабль опять вышел в плавание. 20 сентября 1897года во владивостокском доке Цесаревича Николая вновь проверили состояние обшивки корабля и винторулевой группы. Оказалось, что обрастание было значительно слабее прошлогоднего и распределялось неравномерно— поставленные в Нагасаки медные листы совершенно не обросли. Командир крейсера А.А.Вирениус высказал предположение о разном химическом составе листов. Существенным был и износ медной обшивки— края листов утончились и сделались хрупкими.

10 апреля 1898года с согласия управляющего П.П.Тыртова было принято решение облегчить рангоут крейсера.

Главным событием 1898года стало участие «Азова» в передаче русскому флоту Порт-Артура. Собрав в новоприобретённой базе главные силы эскадры, «Память Азова» приветствовал Андреевский флаг, который 16 марта на мачте Золотой Горы поднял великий князь Кирилл Владимирович. В Порт-Артуре крейсер простоял всю весну и лето, после чего, с успокоением обстановки, возобновил стационарную службу в других портах.

В конце 1899 года крейсера на Тихом океане сменили броненосцы, и «Память Азова» решено было вернуть на Балтику. 28 ноября крейсер вышел из Владивостока и в следующем году с открытием весенней навигации встал на рейде Кронштадта.

Служба в Балтийском флоте

Корабль оставался нужен флоту. В 1900году решено было перевооружить корабль, заменив котлы и освободив их от устаревшей магистральной трубы водоотливной системы. Летом 1901 года крейсер в качестве флагмана Учебного артиллерийского отряда принимает участие в показательных манёврах флота.

С началом русско-японской войны крейсер под командованием капитана 1-го ранга Ф.Ф.Сильмана был предварительно включен в состав 3-й Тихоокеанской эскадры, но его техническое состояние не позволило кораблю принять участие в походе и Цусимском сражении. В 1904 году корабль встал на капитальный ремонт, в ходе которого на Франко-Русском судостроительном заводе были заменены котлы и паротрубопроводы (теперь котельная группа состояла из 18 котлов Бельвиля), установлены две мачты вместо трёх и оборудование для ведения с корабля минных поставок. Выйдя из капитального ремонта в 1906 году, крейсер приступил к усиленной боевой подготовке в составе Минно-учебного отряда под командованием капитана 1-го ранга А.Г.Лозинского .

Бунт на крейсере

В 1906 году крейсер «Память Азова» был флагманским кораблём Учебно-Артиллерийского отряда Балтийского моря и ходил под брейд-вымпелом начальника отряда, флигель-адъютанта капитана 1-го ранга Н.Д.Дабича . На нём проходил обучение личный состав Артиллерийского класса: офицеры-слушатели и ученики комендоров, гальванеров и артиллерийских квартирмейстеров (позже, как и в армии, на флоте они стали называться унтер-офицерами). Среди команды и переменного состава учеников выделилось несколько революционно настроенных людей: артиллерийский квартирмейстер 1-й статьи Н.Л.Лобадин, заведовавший на корабле хранением огнестрельного оружия, баталёр 1-й статьи С. Гаврилов, гальванерный квартирмейстер 1-й статьи П. Колодин, минер Осадский, матросы 1-й статьи: Кузьмин, Котихин, Болдырев, Шеряев и Пенкевич. Они вели с матросами разговоры политического характера, читали им «левые» газеты и даже прокламации Российской Социал-демократической партии. Вооруженное выступление было подготовлено Ревельской военной организацией РСДРП— на крейсере были организованы революционный комитет и боевая дружина, в которые входило по двенадцать человек.

19 июля с борта минного крейсера «Абрек» на корабль, стоявший в бухте Папонвик , близ Ревеля , незаметно перешёл переодетый матросом агитатор Арсений Коптюх, член РСДРП с 1903 года, бывший матрос броненосца «Потёмкин». Около 11часов ночи в таранном отделении началось заседание судового комитета, на которое собралось до 50человек. Обсуждали полученную баталёром Гавриловым телеграмму о восстании в Свеаборге и спорили о том, должен ли крейсер примкнуть к восставшим. Во втором часу ночи старший офицер капитан 2-го ранга Мазуров узнал, что на крейсере есть посторонний человек. Арестованный Коптюх держался самоуверенно и грубо— давал ответы командиру, развалясь на ванне. Командир крейсера капитан 1-го ранга Лозинский приказал снять с Коптюха матросское платье и фуражку и немедленно отправить на минный крейсер «Воевода» , который утром уходил за провизией в Ревель.

Под руководством квартирмейстера Лобадина команда стала бить лампочки и вооружаться. Матросы хотели освободить Коптюха силой. В 3часа 40минут утра на палубе раздался первый выстрел. Началась стрельба на верхней палубе. Сразу были ранены: смертельно вахтенный начальник Сборовский (Збаровский) и тяжело старший офицер Мазуров. Лобадин во внутренних помещениях стал будить матросов, крича, что на палубе «офицеры наших убивают». Командир крейсера крикнул: «Господа офицеры, с револьверами наверх!»— и навстречу восставшим матросам поднялись старший штурман лейтенант Захаров и вахтенный офицер лейтенант Македонский. Захаров был убит сразу, а Македонский бросился за борт, и его пристрелили в воде. Командир крейсера, кончив раздачу патронов офицерам и кондукторам, поднялся наверх и нашёл здесь смертельно раненного вахтенного начальника мичмана Зборовского. Пытаясь урезонить команду, командир Лозинский команду получил несколько колотых ранений в грудь. Матросы из-за прикрытий обстреливали люк, через который офицеры пытались выбраться на верхнюю палубу и через люки стреляли в кают-компанию; при этом убили старшего судового врача Соколовского и ученика комендора Тильмана, стоявшего часовым у каюты арестованного. Старший офицер Мазуров был ранен двумя пулями. Старшего механика Максимова забили насмерть в каюте. В убийстве С.П.Максимова участвовал машинист И. Бортников. По рассказу свидетеля, он вернулся в машинную мастерскую с окровавленным рашпилем (или напильником)— орудием убийства.

Офицеры прошли в кормовую батарею и спустились на баркас , стоявший на бакштове под кормой. Инженер-механики Высоцкий и Трофимов уже успели развести пары, и баркас отвалил, оставив на крейсере трёх офицеров, судового священника, артиллерийского содержателя, делопроизводителя штаба и штурманского подполковника. В погоню за бежавшими офицерами был выслан паровой катер с 37-мм пушкой. Баркас получил 20попаданий снарядов, в результате чего были убиты раненый прежде командир капитан 1-го ранга Лозинский, флаг-офицер мичман Погожев, которому оторвало обе ноги, тяжело ранен лейтенант Унковский и ранен начальник отряда флигель-адъютант капитан 1-го ранга Н.Д.Дабич, легко контужены флаг-капитан, капитан 1-го ранга П.В.Римский-Корсаков и мичман Н.Я.Павлинов, лейтенанты Вердеревский и Селитренников. Однако паровой катер сел на мель, и ему пришлось вернуться на крейсер. На крейсере матросы долго обстреливали кают-компанию, но офицеры не отвечали, и команда прекра­тила огонь.

В 4часа 30минут утра матросы арестовали офицеров, заперли их по каютам, приставив надёжных часовых, и освободили Коптюха. Тела убитых мичмана Зборовского, старшего механика Максимова и лейтенанта Захарова сразу выбросили за борт. Восставшие долго решали, что делать с оставшимися офицерами. Коптюх даже пытался найти добровольцев, желающих прикончить старшего офицера и мичмана Саковича. Коптюх считал, что их надо убить и вопрос был поставлен на голосование, но большинство проголосовало против убийства.

Всего во время мятежа было убито семь офицеров, один кондуктор; ранено шесть офицеров, два кондуктора.

По предложению Коптюха был избран комитет для управления кораблём: Коптюх, Лобадин, Гаврилов, Колодин и другие. Командиром крейсера выбрали Лобадина. После завтрака команда получила приказание сняться с якоря и поднять сигнал прочим судам, стоявшим на рейде. На мостике набрали сигналы, но минные крейсера «Воевода» и «Абрек», а также миноносец «Ретивый» отказались повиноваться. Лобадин приказал правому борту открыть огонь по «Абреку» и миноносцам. Прислуга встала по расписанию, но не стреляла. Лобадин со своими единомышленниками сделали два выстрела, но вследствие неумелого обращения орудие заклинилось. После этого крейсер вышел в море, взяв курс на Ревель.

В 5 часов утра крейсер стал на якорь на ревельском рейде. Когда сигнальщик М. Меркулов пытался поднять красный флаг вместо андреевского, команда не поддержала инициативу. Настроение восставших падало. На корабле плохо обстояло дело с провизией. Мимо крейсера проходил портовой катер «Карлос» с баржей на буксире. Катеру приказали подойти к крейсеру, и боцману было передано, что, если не доставят провизию с берега, то будет бомбардировка Ревеля. «Память Азова» стал у входа в бухту, чтобы не выпустить минные крейсера и миноносцы из его отряда. Командиры этих судов, увидев, что крейсер взбунтовался, вынули ударники из орудий, привеи машины в негодность, а команды высадили на берег. Командир миноносца «Послушный» открыл кингстоны и затопил судно, а минный крейсер «Абрек» умышленно посадили на мель.

Кондуктор Давыдов попытался призвать команду к порядку, но был убит. Лобадин решил немедленно расстрелять всех остальных кондукторов и артиллерийских квартирмейстеров-инструкторов, но те сумели привлечь на свою сторону большинство учеников и успели вооружиться. Арестованные офицеры были освобождены, и мичманы Крыжановский и Сакович возглавили подавление мятежа. Снова началась стрельба. Почти все революционеры собрались на баке, отстреливаясь от команды. Несколько человек бросились за борт. В перестрелке Лобадин был смертельно ранен писарем Евстафьевым и затем сам застрелился, после чего мятежники сдались. Коптюх бросился в воду, но его оттуда выловили. Обезоруженных арестованных революционеров и большую часть команды свезли на берег, оставив лишь часть машинной команды. На следующее утро сдался забаррикадировавшийся в парусной каюте член комитета баталёр Гаврилов.

В тот же день новым командиром крейсера был назначен капитан 1-го ранга Александр Парфёнович Курош , старшим офицером капитан 2-го ранга князь Трубецкой.

Вечером к крейсеру подошла шлюпка. На ней прибыли запасной гальванер М.А.Косырев, ранее служивший на «Память Азова», мещанин города Курска В.И.Леушев и сын купца И.И.Фундаминский . Они прибыли на крейсер для помощи восставшим, не зная, что восстание подавлено. При этом Фундаминский, известнейший эсер, выдавал себя за члена Государственной думы. Все трое были арестованы.

Всего по делу восстания на крейсере «Память Азова» арестовали 221 матроса и 4 штатских. Некоторых сразу отпустили. К суду были привлечены: 91 нижний чин и четверо штатских. Дело разбиралось в Ревеле судом Особой Комиссии. Заседания суда начались 31 июля и происходили ежедневно до 4 августа, когда в 1 час ночи подсудимым прочитали краткий приговор: Коптюх и 17 человек нижних чинов были приговорены к смертной казни через повешение; 12— к каторжным работам на срок от 6 до 12 лет, 13 матросов разослали по дисциплинарным батальонам и тюрьмам, 15 присудили к дисциплинарным наказаниям, 34 матроса были оправданы. Дознание о трёх штатских было передано прокурору Ревельского Окружного суда. Командующий отрядом своей властью заменил повешение расстрелом, и утром 5 августа 18 приговорённых были расстреляны и похоронены в море.

Мятеж был подавлен, однако эти события стали главным поводом для переименования корабля. В 1907 году крейсер становится учебным судном, а 12 февраля 1909 года учебное судно «Память Азова» переименовывается в «Двина» и лишается Георгиевского флага  , имея на вооружении лишь четыре 47-мм пушки и запас топлива всего около 650 т.

 Последние годы

 
Затопленный учебный корабль «Память Азова» в Средней гавани Кронштадта, 1919-1921 годы.

С осени 1915 года «Двина» становится плавучей базой английских подводных лодок, действующих в Балтийском море. Места демонтированных устройств и механизмов, погребов и угольных ям заняли стеллажи для запасов и дельных торпед. Значительную часть корабля превратили в общежитие для подводников и русского обслуживающего персонала.

31 марта 1917г. под давлением «революционных масс» Морское министерство издало указ «О возвращении названий кораблям, отнятым у них за революционные выступления», в результате которого «Двина» снова стала «Памятью Азова».

Весной 1918 года англичане взорвали свои корабли и эвакуировали личный состав соединения. Крейсер «Память Азова» был частично законсервирован у причальной стенки Кронштадтской гавани.

В 1918 году «Память Азова» был флагманским кораблем русского морского начальника при обеспечении Ледового похода флота из Гельсингфорса в Кронштадт. Проводив более 250 кораблей, «Память Азова» в числе последних 6 мая покинул Гельсингфорс.

В ночь на 18 августа 1919 года английские моряки провели комбинированную наступательную операцию по уничтожению боевых кораблей в Кронштадтской гавани: семь английских торпедных катеров с рассветом прорвались в гавань. Действия их были согласованы с отвлекающим авиационным налетом и хорошо организованы. Одной из немногочисленных жертв этой атаки стал бывший крейсер «Память Азова», стоявший у выхода из гавани и всем бортом развернутый в сторону атаки. Подводные лодки, использовавшие его как плавбазу, в ту ночь сменили место стоянки и не пострадали. Это был первый и последний бой за всё время службы крейсера.

Пораженный двумя торпедами, корабль лёг на грунт с креном примерно 60° на борт в сторону выхода из гавани. В течение шести следующих лет полузатопленный остов корабля лежал на дне Кронштадтской гавани. Намеченные на 1921 год работы по его подъёму были отложены, и только в декабре 1923 года завершены. 16 ноября 1924г. поднятый корабль был введен в Кронштадтский док, и с 16 апреля 1925г. после заделки всех пробоин использовался как склад. 25 ноября 1925 года крейсер «Память Азова» был официально исключен из списка кораблей РККФ, и разобран в 1927—1929гг.

«Память Азова»

«Двина» (1909—1917 годы)

Служба: Россия
Класс и тип суднаКрейсер
Строительство начато1886 год
Спущен на воду июнь 1888 года
Введен в эксплуатацию1890 год
Выведен из состава флота1919 год
СтатусРазобран на металл
Основные характеристики
Водоизмещение 6674 тонн
Длина117 м
Ширина17,2 м
Осадка 8,2 м
Двигатели2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 6 цилиндрических котлов
Мощность 8500 л. с. (6,3 М Вт )
Скорость хода 16 узлов (29,63 км/ч )
Экипаж 640 человек
Вооружение
Артиллерия 2 × 203-мм орудия,
13 × 152-мм орудий
Минно-торпедное вооружение Три 15-дюймовых торпедных аппарата
 
Категория: Крейсер | Просмотров: 1159 | Добавил: ucoz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей

...

Друзья сайта
Вам Скучно? То гда Вам Сюда!
  • МЕГА СБОРНИК САМОДЕЛОК
  • ОНЛАЙН ТЕЛЕВИДЕНИЕ
  • ОНЛАЙН РАБОТА
  • БРОНЕ ТЕХНИКА
  • Смотреть онлайн кино бесплатно
  • ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ
  • МИР ОРУЖИЯ
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Самоделки
  • ВКУСНО С НАМИ
  • Блог о Все и не очем
  • Архив знаний
  • ОНЛАЙН КИНО
  • Фотоальбомы
  • энциклопедия авиации
  • Игры Денди Sega Онлайн
  • Сделай сам
  • New Wiki
  • Энцеклопедия кораблей
  • Железнодорожный транспорт
  • Доисторическая Европа
  • Динозавры
  • Дирижабли
  • Цивилизация майя
  • Древний Восток
  • Скучать некогда
  • Читаем книги онлайн
  • Создай свой блог сам

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024      Конструктор сайтов - uCoz