«Пётр Первый и Второй» — первый в истории российского флота стопушечный линейный корабль 1 ранга , построенный на верфи Санкт-Петербургского Адмиралтейства в 1723 — 1727 гг.
История строительства
Конструкция корабля был спроектирована лично Петром Первым . В разработке чертежей и росписи корабля Петру Первому помогал Федосей Скляев. Строительством корабля вплоть до своей смерти руководил лично Пётр. Корабль был заложен на стапеле в 1723 г. В строительстве корабля царю помогали корабельные подмастерья Пальчиков и Карлсбом.
После смерти Петра возник конфликт между Федосеем Моисеевичем Скляевым и Адмиралтейств-коллегии по поводу достройки этого «государева» корабля. Сущность конфликта состояла в том, что Адмиралтейств-коллегия первоначально поручила руководство завершением строительства англичанину Ричарду Броуну . Это вызвало энергичный протест всех выпестованных Петром отечественных кораблестроителей, которые считали, что достраивать корабль должны только русские люди. Как главный конструктор и хранитель царских чертежей Скляев отказался выдать их Броуну и добился решения Екатерины I о достройке корабля под коллективным руководством отечественных корабельных мастеров во главе с ним самим.
Боевая служба
Участвовал в манёврах флота у Красной Горки в мае-июне 1729года . С мая по август 1732 и с мая по август 1736 гг. находился на Кронштадтском рейде в обучающих экипаж плаваниях. Был повреждён во время грозы 23. 9. 1736года (молния ударила в грот-мачту, в результате чего возник пожар). Больше в моря не выходил. По решению Адмиралтейств-коллегии после 19. 8. 1744 введён в плавучий док для сохранения памяти о Петре Великом . Разобран по ветхости в 1752 г.
Участие в сражениях и войнах
Корабль "Пётр Первый и Второй" принимал участие в действиях Русского Балтийского флота под Данцигом в 1734 году . Был флагманским кораблём русской эскадры, когда 15 мая под флагом адмирала Т. Гордона вышел из Кронштадта и направился к Данцигу . 26 мая вместе с эскадрой у Пиллау прикрывал выгрузку с транспортов осадной артиллерии, затем со своей эскадрой крейсировал у Пиллау, блокируя Данциг с моря. После капитуляции крепости ( 13 июня ) «Пётр I и II» с эскадрой ушел в Ревель , а 2 июля прибыл в Кронштадт .
Пётр Первый и Второй |
|
|
Служба: |
Россия |
Класс и тип судна |
парусный линейный корабль 1 ранга |
Тип парусного вооружения |
трёхмачтовый корабль |
Порт приписки |
Кронштадт |
Организация |
Балтийский флот |
Изготовитель |
Санкт-Петербургское Адмиралтейство |
Автор корабельного чертежа |
Пётр Первый |
Корабельный мастер |
Пётр Первый, Федосей Скляев |
Корабельные подмастерья |
Фёдор Пальчиков, Карлсбом |
Строительство начато |
29 июня 1723 |
Спущен на воду |
29 июня 1727 |
Введен в эксплуатацию |
1727 |
Выведен из состава флота |
1752 , разобран по ветхости |
Основные характеристики |
Водоизмещение |
2000 тонн |
Длина по верхней палубе |
55,1 м |
Длина по гондеку |
45,29 м |
Ширина по мидельшпангоуту |
15,5 м |
Осадка |
5,5 м |
Двигатели |
паруса |
Скорость хода |
5-6 узлов (при полном ветре в бакштаг ) |
Экипаж |
800 человек |
Вооружение |
Общее число орудий |
100 |
Орудий на гондеке |
30-фунтовые |
Орудий на мидельдеке |
18-фунтовые |
Орудий на опердеке |
8-фунтовые |
Орудий на баке |
6 |
|
|