Броненосный крейсер «Мэн» или броненосец «Мэн» ( англ. USS Maine (ACR-1) )— боевой корабль ВМФ США , второй из двух введенных в эксплуатацию в 1895 году американских броненосных крейсеров (первым был броненосный крейсер «Техас», хотя его строительство началось позже почти на год), и первый военный корабль ВМФ США, названный в честь американского штата Мэн.
Корабль известен своей загадочной гибелью в Гаванской бухте , куда он прибыл 25 января 1898 года в связи с происходящими на Кубе народными выступлениями против колониального правления Испании. Вечером 15 февраля 1898года , корабль взорвался и затонул. В результате взрыва погибло 266 человек: 260 во время взрыва или вскоре после него, и 6 скончались в больнице от полученных травм. Капитан Сигсби и большинство офицеров выжили, потому что их места были в кормовой части судна
Гибель корабля и большей части экипажа получила широкую огласку в американской прессе, прямо или косвенно обвинявшей Испанию в подрыве крейсера, и таким образом сыграла роль катализатора в формировании общественного мнения в пользу начала испано-американской войны . Масла в огонь добавил и вывод первого официального 4-недельного расследования американской комиссии, назвавшей причиной катастрофы подрыв мины под дном корабля, однако не объясняя происхождение мины.
В 1926 году правительство Кубы воздвигло в городе Маликон мемориал жертвам взрыва на корабле, отмечая таким образом помощь США в приобретении независимости от Испании. В 1961 году, после неудачного вторжения в заливе Свиней, мемориал был поврежден толпой возмущенных кубинцев. Позже коммунистическое правительство Кубы добавило к мемориалу надпись: «Погибшим на „Мэн", принесенным в жертву империалистической жадностью в стремлении захватить остров Куба».
Расследования взрыва
В дополнение к расследованию, проведенному вскоре после взрыва по приказу правительства Испании двумя офицерами испанского флота, с американской стороны было санкционировано два официальных расследования— в 1898 году и в 1910 году. В 1976 году американский адмирал Риковер организовал частное расследование инцидента. Компания National Geographi Society провела свое расследование в 1998 году, приурочив его к столетию гибели корабля. В 2002 году телевизионный канал History Channel выпустил в эфир передачу о своем расследовании взрыва.
В 1910г. корабль стали поднимать на поверхность. Технология при этом была следующая: так как «Мэн» затонул на небольшой глубине (14 метров), в дно с помощью плавучих паровых молотов было вбито множество 30-метровых свай. Они окружили корабль своеобразным частоколом. Потом промежутки между сваями были заделаны, и началась откачка воды. Когда воду откачали, по характеру повреждений стало ясно, что «Мэн» затонул не от торпеды или мины, а от взрыва внутри корабля. При этом взрыв паровых котлов исключался, так как они остались целыми. Неожиданно все работы в 1911г. были свернуты, документы, связанные с ними, засекречены. Изуродованную носовую часть корабля разрезали и отправили на переплавку. Операция обошлась американской казне в 750 тыс. долларо
Броненосный крейсер «Мэн» |
---|
|
---|
Броненосный крейсер «Мэн».
|
---|
| |
---|
Класс и тип судна | Броненосный крейсер |
---|
Изготовитель | Верфь ВМФ, Нью-Йорк |
---|
Спущен на воду | 18 ноября 1889г. |
---|
Введен в эксплуатацию | 17 сентября 1895г. |
---|
Статус | Взорвался и затонул 15 февраля 1898 года на рейде Гаваны |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | 7180 т |
---|
Длина | 98,9м. |
---|
Ширина | 17,37м. |
---|
Осадка | 6,55— 6,9м. |
---|
Бронирование | пояс— 152—305 мм палуба— 51 мм башни главного калибра— 203 мм барбеты— 305 мм рубка— 254 мм |
---|
Двигатели | 2 паровая горизонтальная машина, 4 паровых котла |
---|
Мощность | 4500 л. с. |
---|
Движитель | 2 винта |
---|
Скорость хода | 16,4— 17 узлов |
---|
Экипаж | 355 человек (26 офицеров, 290 моряков, 39 морских пехотинцев) |
---|
Вооружение |
---|
Артиллерия | 2х2— 254-мм/30 6х1— 152-мм/30, 7— 57-мм, 8— 37-мм |
---|
Минно-торпедное вооружение | 4х1— 356-мм ТА |
---|
|
---|
|
|