Лёгкий авианосец « Викрамадитья » ( санскр. विक्रमादित्य ) предназначен для замены выработавшего свой ресурс авианосца « Викрант ». Этот корабль после достройки должен стать флагманом ВМФ Индии. Данный авианосец сооружен на основе тяжёлого авианесущего крейсера « Адмирал Горшков » путём глубокой модернизации. В настоящее время корабль после полной перестройки не введён в состав ВМС Индии , так как не завершены ходовые испытания. 8 июня 2012 года выведен с акватории Северного машиностроительного предприятия для проведения ходовых испытаний в Белом, а затем в Баренцевом море. После выхода из строя нескольких паровых котлов и полного провала ходовых испытаний в сентябре 2012 авианосец направлен на ремонт. Специалистам предстоит принять решение либо о необходимости замены неисправных механизмов либо о техническом ремонте. Ориентировочные сроки проведения испытаний— до декабря 2012 года, ввод в строй перенесён на октябрь 2013 года. .
История
Необходимость обладания сильной армией и флотом обусловлена геополитическим положением Индии. С северо-востока расположен Китай , с запада Пакистан . Только обладая достаточно мощными компонентами армии, можно противостоять этим державам. Тем более, что в ближайшие годы своим авианосцем обзаведётся Китай (бывший советский «Варяг» , однотипный с кораблём « Адмирал флота СССР Кузнецов » находится на ходовых испытаниях).
После вывода из состава флота Индии лёгкого авианосца «Викрант» стал вопрос о его замене, а также замене самолётного парка палубной авиации. Имеющийся и списанный авианосцы Индии могли принимать на борт самолёты массой не более 20 тонн, поэтому при рассмотрении вопроса о типе нового корабля было принято решение о приобретении небольшого авианесущего корабля с массой принимаемых летательных аппаратов до 30 тонн и количеством не более 40. Формально под этот тип попадал « Клемансо » (готовящийся пойти на слом в Великобритании), но ресурс этого корабля был исчерпан полностью. Ещё в середине 90-х годов индийское правительство заинтересовалось авианесущим противолодочным кораблём « Адмирал Горшков » с перспективой комплектования его Як-141 или Harrier . К концу 90-х годов России удалось договориться с Индией о продаже полного комплекта: авианосца, авиакрыла, нового радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также инфраструктуры на военно-морской базе приписки корабля. При этом в начале 2000-х годов уже стоял вопрос о дарении корпуса корабля при условии оплаты его модернизации в полноценный авианосец и закупки авиапарка для корабля.
В 2008 году в СМИ появился слух о возможной покупке Индией американского « Китти Хок » вместо российского «Адмирал Горшков» для использования в военных целях, но этот авианосец свой ресурс (как и французский «Клемансо») выработал полностью. Слух не подтвердился.
Состояние после перестройки
Авианосец сооружен на основе тяжёлого авианесущего крейсера « Адмирал Горшков » путём глубокой модернизации.
После полной реконструкции корабль изменил своё назначение: вместо авианесущего противолодочного крейсера корабль стал полноценным лёгким авианосцем.
В процессе перестройки корпуса корабля на нём было заменено большинство элементов выше ватерлинии, заменены котлы энергетической установки, убрано всё вооружение и установлено новое, исключительно зенитное. Перестройке также подвергся ангар. На палубе корабля установлен четырехтросовый аэрофинишер, трамплин и оптическая система посадки, два подъёмника. Принимать на борт авианосец сможет самолёты массой до 25 тонн, среди них МиГ-29К , С-54/55/56 , Rafale-M , F/A-18 . Также на авианосце будут присутствовать вертолёты Ка-28 и Ка-31 , возможно базирование индийских вертолётов HAL Dhruv и российских Ка-60 (Ка-64) «Касатка».
По состоянию на август 2009 года на Севмаше в аботах по модернизации авианосца было задействовано 45 индийских специалистов.
В феврале 2010 года генеральный директор Николай Калистратов и группа специалистов « Севмаша » посетили Черноморский судостроительный завод в Николаеве . По результатам переговоров на Севмаш для передачи опыта были приглашены трое сотрудников Черноморского судостроительного завода, в том числе и главный строитель перестраиваемого авианосца Евгений Михайлович Ентис.
В июне 2010 года на авианосец прибыл макет истребителя МиГ-29К массой 12 т. Макет предназначен для проведения межведомственных испытаний на палубе корабля. В частности для проверки удерживающего устройства используемого при старте самолёта.
Передача корабля индийскому ВМФ планируется на 4 декабря 2012 года. В сентябре 2011 первый выход в море перенесён с ноября 2011 на конец мая 2012.
8 июня 2012 года авианосец «Викрамадитья» впервые вышел в море на полномасштабные испытания .
29 июля 2012 года авианосец «Викрамадитья» наряду с судами Северного флота участвовал в параде кораблей в Североморске, приуроченном к празднованию Дня Военно-морского флота России.
Авария 17 сентября 2012
17 сентября 2012 во время ходовых испытаний у авианосца вышла из строя силовая установка . При попытке достижения скорости полного хода в 29 узлов на скорости 23 узла - вышли из строя по одним данным три котла, по другим данным - семь из восьми паровых котлов силовой установки крейсера . Причиной аварии, по версии газеты "КоммерсантЪ" со ссылкой на источник в Рособоронэкспорте , явилось разрушение слоя теплоизоляции котлов. На этапе проектирования индийский заказчик попросил заменить опасную для здоровья экипажа асбестовую изоляцию. Разработчик - Специальным конструкторским бюро котлостроения (СКБК) заменило асбест огнеупорной кладкой шамотного кирпича китайского производства . «Когда <после аварии> специалисты добрались до самой энергоустановки, стало понятно, что кирпичная кладка вокруг котлов попросту рассыпалась, не выдержав температуры» - сообщил неназванный источник издания. . Однако Китай опроверг поставку России кирпичей для котлов авианосца «Викрамадитья» .
Кроме того на судне вышел из строя ещё ряд механизмов, в том числе, по словам президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрея Дьячкова «...поставленные странами НАТО... три холодильные машины, генераторы азота и ещё целый ряд оборудования»
Для устранение неисправностей корабль должен вернуться на завод « Севмаш ». На ремонт, по разным оценкам, потребуется от шести месяцев до года . Стоимость работ по ремонту котлов может составить 1 млрд рублей, срок передачи корабля ВМФ Индии перенесен на октябрь 2013 года
Тем не менее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин назвал испытания авианосца «успешными»
10 октября 2012 года министр обороны России Сердюков сообщил, что авианосец будет передан Индии в 4 квартале 2013 года .
Будущее
Уже определён состав авиагруппы: это 14-16 самолётов МиГ-29К , 4 МиГ-29КУБ (переданы Индии 12 февраля 2009 года ), до 8 вертолётов Ка-28 , 1 вертолёт Ка-31 , до 3 HAL Dhruv (взамен 2 Ка-28). Первоначально пилоты будут проходить обучение на электронном тренажёре корабельной авиации, а после ввода в эксплуатацию аналогичного комплекса— в Индии.
Для базирования авианосца будет создана своя инфраструктура на военно-морской базе в городе Мумбаи . На индийских верфях в городе Кочин уже заложен второй корабль авианесущего типа, собственного проекта. Предполагаемый срок службы корабля— 30 лет.
«Викрамадитья» |
---|
|
---|
Викрамадитья в Североморске на день ВМФ России 2012
|
---|
Служба: | Россия (до передачи Индии) |
---|
Класс и тип судна | Лёгкий авианосец |
---|
Порт приписки | Мумбаи |
---|
Спущен на воду | 2008 год (первоначально— в 1982 году) |
---|
Основные характеристики |
---|
Водоизмещение | стандартное 38 000 т, полное 45 500 т |
---|
Длина | габаритная 274 м по ватерлинии 257 м |
---|
Ширина | габаритная 53,2 м по ватерлинии 32,7 м |
---|
Осадка | стандартная 9,5 м наибольшая 12,0 м |
---|
Двигатели | Паротурбины: 4 × 50 000 л. с. Турбогенераторы: 6 × 1500 кВт Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт |
---|
Скорость хода | максимальная 32 узла |
---|
Экипаж | до 1600 включая авиагруппу |
---|
Вооружение |
---|
Авиационная группа | 14—16 самолётов МиГ-29К , 2 МиГ-29КУБ, до 10 вертолётов Ка-28 , Ка-31 , HAL Dhruv |
---|
|
|